Метафизика крика в звуковой картине мира ХХ в.
Бесплатный доступ
Становление метафизики ХХ века связано с ответом на вызовы современности, с постановкой проблем изменяющегося культурного контекста и новой картины мира. Крик как выражение человека привлекает внимание исследователей не только предельностью своей выразительности, но и тем, что принадлежит звуковой картине мира. Основным является онтологический подход в трактовке крика как формы выражения (экспрессии) человека, «точки» встречи бытия и человека посредством выразительности. Автор выстраивает логику анализа метафизики крика: определение звуковой картины мира как ценностно-смысловой модели и значения голоса как средства коммуникации; обоснование связи феномена крика с экспрессионизмом; анализ концептуальных подходов Ж. Делеза, Ж. Деррида, В. А. Подороги, М. М. Шемякина и др., определяющих крик как особое состояние человека в мире, выражающее напряженность перелома, излома, сдвига, деформации, остранения; выявление нарративного характера крика как становления выразительного смысла (серия «Крик», Э. Мунк), (серия «Кричащий папа», Ф. Бэкон); обоснование метафизики крика как молчания, в котором звук становится афоничным. Автор делает вывод, что в звуковой картине мира ХХ в. происходит смысловое схождение теории выразительности (экспрессии) и метафизики звука (голоса).
Крик, метафизика, звуковая картина мира, выразительность, экспрессионизм
Короткий адрес: https://sciup.org/148326693
IDR: 148326693 | DOI: 10.37313/2413-9645-2023-25-90-88-94
Список литературы Метафизика крика в звуковой картине мира ХХ в.
- Бланшо, М. Пространство литературы [Текст]: монография / пер. с фр. В. П. Большаков [и др.]. - М.: Логос, 2022. - 288 с.
- Бычков, В. В., Маньковская, Н. Б. Художественность как метафизическое основание эстетического опыта и критерий определения подлинности искусства // Вестник славянских культур. - 2017. - Т. 43. - № 1. - С. 220-241.
- Григорьев, А. А. Голос // Теоретическая культурология. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. - С. 567-572.
- Делёз, Ж. Фрэнсис Бэкон. Логика ощущения [Текст]: монография. - СПб.: Machina, 2011 - 176 с.
- Деррида Ж. Голос и феномен и другие работы по теории знака Гуссерля [Текст]: монография. - СПб.: Алетейя, 1999. - 208 с.
- Кандинский, В. В. О духовном в искусстве [Текст]: монография. - М.: Азбука, 2022. - 288 с.
- Кривцун, О. А. Антропологическая интерпретация неклассического искусства // Сфера культуры. - 2020. - № 1. - С. 13-29.
- Логинова, М. В. Метафора молчания в современной культуре: теоретический аспект // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: гуманитарные и социальные науки, 2018. - № 4. - С. 111-117.
- Логинова, М. В. Звучание как проблема философии искусства // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. вопросы теории и практики. - 2016. - № 4 (66). - С. 101103.
- Мальцева, Е. А. Художественный образ как результат отражения и конструирования реальности // Обсерватория культуры. - 2020. - № 17(1). - С. 6-25.
- Осборн, Х. Современное искусство // Современная западноевропейская и американская эстетика [Текст]: сб. пер. / под ред. Е.Г. Яковлева. - М.: Университет, 2002. - С. 97-112.
- Пави, П. Словарь театра [Текст]. - М.: Прогресс, 1991. - 504 с.
- Подорога В. А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию [Текст]: монография. - М.: Ad Marginem, 1995. - 341 с.
- Постнеклассические практики: опыт концептуализации [Текст] : монография. - СПб.: Миръ, 2012. - 536 с.
- Сарабьянов, Д. В. В ожидании экспрессионизма и рядом с ним // Искусствознание. - 2002. - № 2. - С. 471-480.
- Радаева, Э. А. Экспрессионизм как поэзия и поэтика крика в повести Томаса Бернхарда «Подвал» // Научный журнал «Austria-science». - 2017. - № 6. - С. 44-47.
- Радаева, Э. А. Традиции экспрессионизма в современном мировом изобразительном искусстве // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологиические науки. - 2022. - Т. 24. - №82. - С. 79-86.
- Ханзен-Лёве, О. А. Интермедиальность в русской культуре: от символизма к авангарду [Текст]: монография. -М.: РГГУ, 2016. - 504 с.
- Ханзен-Лёве, О. А. Русский формализм: Методологическая реконструкция развития на основе принципа остранения [Текст]: монография. - М.: Языки русской культуры, 2001. - 672 с.
- Шемякин, М. М. Воображаемый музей М. Шемякина. Крик в искусстве [Электронный ресурс]. - URL: https://vk.com/video101593261_169719357 (дата обращение 01.03.2023).
- Шмелева, Н. В. О критериях современного искусства: культурологический подход // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. - 2022. - № 45. - C. 172-183.
- Эйзенштейн, С. М. Психологические вопросы искусства [Текст]: монография / под ред. Е.Я. Басина. - М.: Смысл, 2022. - 335 с.
- Bulatov, D. The Art as the Conjectured Possible // Russian Studies in Philosophy. - 2019. - Vol 57 (2). - P. 182-201
- Dukhan, I. Controversies and Transfigurations: Views on Russian Twentieth-Century Arts and Architecture // Art in Translation, 2016. - Vol. 8. - P. 129-136.
- Jacquette, D. Art, Expression, Perception and Intentionality // Journal of Aesthetics and Phenomenology. - 2014. -Vol. 1. - P. 63-90.
- Kosheleva, L. S. The Aesthetics of «The World of Art» // Russian studies in philosophy. - 2015. - Vol. 53. - №1. - P. 72-86.
- Smirnov, A. V. «Big Culture» and Cogito // Russian Studies in Philosophy. - 2020. - Vol 58(6) - P. 457-466.
- Suvakovic, M. Aesthetics relation between art, culture, politics: social turn // Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки, 2016. - Т. 11. - №3(155). - С. 50-56.