Метафорическое внушение как способ психологического воздействия на фигуранта

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/149126642

IDR: 149126642

Текст статьи Метафорическое внушение как способ психологического воздействия на фигуранта



Метафорическое внушение как способ психологического воздействия на фигуранта

Кандидат технических наук, доцентО.Е.Третьяков

Саратовская высшая школа МВД России

Взаимодействие следователя со свидетелем или потерпевшим, например, на допросе согласно ст.ст. 158 и 161 УПК РСФСР начинается с предложения рассказать все известное об обстоятельствах, в связи с которыми фигурант вызван надопрос. Получение показаний на допросе является обязательным элементом при допросе любого фигуранта, независимо от процессуального положения допрашиваемого (свидетель, потерпевший. подозреваемый, обвиняемый, эксперт), поэтому правомерное воздействие на фигуранта с целью получения достоверных и полных показаний является важной задачей.

Эффективным средством воздействия на человека является язык, который может быть использован нс только как средство общения или мышления, но и как средство психологического внушения. Умение вербального воздействия необходимо развивать в процессе подготовки в вузах МВД России. В частности, оно можетразви-ваться в рамках специальных или факультативных курсов, в работе научных кружков - для наиболее перспективных и заинтересованных слушателей.

"В общем смысле метафору можно определить как средство сообщения, в котором одна область вещей выражается через термины, принадлежащие к другой области вещей, и все вместе проливает новый свет на характер того, что описывалось рапсе” (I, 11).

Случается, что некоторые из нас “ломятся з открытую дверь” вместо того, чтобы, сделав один шаг, просто войти в нес. К сожалению, это встречается и в личной жизни, и в служебной деятельности. Следователю, например, также бывает полезно осознать, что ему нужен всего один шаг для достижения какой-либо цели в процессе предварительного следствия. Возможна и другая ситуация, когда следователю необходимо подтолкнуть фигуранта к этому единственному шагу, который в глубине души он уже готов сделать. Возможности метафорического, косвенного внушения могут помочь следователю тонко воздействовать на фигуранта, а получение сведений при допросе в форме свободного рассказа обеспечи-васт полноту и достоверность излагаемой информации.

Развитию способности в вопросах конструирования метафор помогает работа с различными текстами:

  • -    научными, чтобы знать идеи. на которых ба чирус»!он метафора;

  • -    духовными, чтобы принять психическую, бессознательную силу метафоры;

  • -    энциклопедическими, чтобы систематизировать знания о метафорическом внушении и разобраться, когда и в каких случаях, какая именно метафора уместна, а следовательно, эффективна;

  • —    беллетристическими, чтобы повысить свою компетентность в повествовательном изложении метафоры.

В некотором смысле, “научный” и “энциклопедический” аспекты метафоры определяют се содержание, а “духовный” и “беллетристический" аспекты - форму изложения метафоры.

Неоценимым подспорьем в повышении мастерства метафорического рассказа является мифология. Мифы вызывают заинтересованное отношение к языку, повышают сенситивность, чувствительность, учат превращать общие представления в чувственно-конкретную форму. Слсдо-ватсльно, мифы, воздействуя на такую психическую познавательную сферу личности, как восприятие. определенным образом структурируют сознание ученика. “Мифологические образы представляют одушевленные, персонализированные конфигурации “метафор”; “метафорический”, точнее, символический образ представляет инобытие того, что он моделирует, ибо форма тождественна содержанию, а нс является ее аллегорией, иллюстрацией” (2, 13).

Мифологическое мышление отличается диф-фузноегью, нерасчл с ценностью, что проявляется в неотчетливом разделении субъекта и объекта, предмета и знака, веши и слова, существа и его имени. “Мифологическое мышление оперирует, как правило, конкретным и персональным, манипулирует внешними вторичными чувственными качествами предметов; объекты сближаются по вторичным чувственным качествам, по смежности в пространстве и времени. То. что в научном анализе выступает как сходство, в мифологическом объяснении выглядит как тождество. Конкретные предметы, не теряя своей конкретности, могут становиться знаками других предметов или явлений, т.с. их символически заменять" (2, 13).

Метафорический смысл может нести не только мифология, но и религия, научная фантастика, поп-культура и др.

Метафорическое воздействие связано с достижением аналоговых изменений у фигуранта. Аналоговые различия характеризуются качественными изменениями. такие различия нс достигаются постепенно (как цифровые, например), аналоговые изменения происходят скачкообразно, неожиданно давая новые качества. В этом смысле метафорическую коммуникацию можно рассматривать как аналоговую коммуникацию.

Метафорическое воздействие наиболее эффективно в случаях, когда фигурант оказывает сопротивление психологическому воздействию следователя; метафорическое воздействие уместно именно потому, что трудно фигуранту сопротивляться психологическому воздействию, когда фигурант нс осознасттою, что он такое воздействие испытывает.

Пример использования метафоры. Предположим. что следователь пытается воздействовать па фшуранта и получить от пего реакцию “А”. Если реакция “А" нс возникает, то следователь может вызвать реакцию "Б", а после этого метафорически связать "А" и “Б". В таком случае фигурант построит эту связь между “А" и "Б" спонтанно и соответственно отреагирует на нес.

Метафорическое воздействие следователя на фигуранта является воздействием на бессознательную сферу фшуранта. так как метафорические шаблоны - часть милтон-модели (3). и чаше всего метафорическое воздействие связано с грансонавсдснием. Хотя метафорическое воздействие может быть реализовано и без трансонаве-дения. т.с. метафорическое внушение может носить самостоятельный характер, по и в том и в другом случаях метафорическое воздействие связано с [заботой на бессознательном уровне.

Построение метафоры эго лишь один из многочисленных ВОЗМОЖНЫХ способов ВОЗЛеЙ-ствия па субъекта, который существует наряду с другими эффективными способами психологического воздействия. Метафорическое “указание" или метафорическая связь может быть построена как вербально, так и невербально (взглядом, тембром, высотой голоса).

Следующий пример иллюстрирует, как можно собирать информацию с помощью метафорической коммуникации. Известному чародею и признанному гению метафорического воздействия М.Эриксону необходимо было собрать ин формацию о родственниках одного пожилого человека (3. 26). Он ранее был плотником, 27 лет выполнял тяжелую работу, настилая полы. В момент общения с М. Эриксоном >тот мужчина, прошедший тяжелый жизненный путь и выдержавший серьезные физические испытания. был уже без руки, которую ампутировали в результате несчастного случая.

М.Эриксон позже, вспоминая метафорический способ сбора информации, который отличается высоким уровнем достоверности, рассказывал своему коллеге: "Если бы я действительно хотел узнать больше о его семье, я мог бы начать говорить с ним о том, как можно ехать по пустыне. Я бы описал, как кто-то едет по дороге и объезжает холм, стоящий посреди пустыни. И вдруг, повернув за этот холм, он увидел на нем одинокое железное дерево. Олпа из веток этого дерева сломана — скорее всего, порывом ветра, гуляющего по пустыне. Я бы использовал образ железного дерева, потому что у этого человека была именно такая специальность... Железное дерево со сломанной веткой, которую, наверное, сломал порыв ветра. |уляюшего по пустыне... Затем я бы поговорил с ним о кустах москита, растущего вокруг дерева, и узнал бы о его родственниках, потому что дерево окружено кустами..." (3. 27).

Коллега М.Эриксона был озадачен тем, что Эриксон собирает информацию сголь странным способом и спросил у него, почему бы ему просто нс сп|юсить у этого пожилого, видавшего вилы человека о его родственниках. Эриксон ответил: “Да потому, что если я спрошу вас о вашей сестре, вашем брате, ваших родителях, то вы поместите их в социальную рамку, соответствующую вашему образованию. Если же я буду делать это кос-венно, я получу совершенно иную информацию. Вот опа - сломанная ветка совершенно одинокого дерева" (3. 27).

М.Эриксон нашел удачный образ, видимо, этот мужчина был похож на одинокое железное дерево в пустыне, так как он многие годы как Геркулес преодолевал жизненные преграды. И Эриксон сказал своему коллеге заключительную фразу о метафорическом воздействии на своего собеседника: “А когда я упомяну о том, что можно осмотреться вокруг, петли поблизости кустов полыни, которые выше кустов москита, пациент будет говорить о своих внуках и тех родственниках, которые выше ростом, чем его внуки” (3,27).

В настоящей статье мы нс говорим о том, как научить будущего следователя (или психолога) современным нетрадиционным методам воздействия на фигуранта, эго тема отдельного обсуж-дения. Работа с метафорой является частью стратегического воздействия следователя на фигуранта. Так называемый стратегический подход к психологическому воздействию отличается тем. что следователь берет на себя ответственность за прямое влияние на людей. М.Эриксон разработал стратеппеский подход к психологическому воздействию без формального применения гипноза (3): мста<роричсскос воздействие может носить самостоятельный характер.

Особенностью метафоры является эквивалентность участников метафорических историй и участников метафорических событий тем липам и событиям, которые характеризуют ситуацию фигуранта. Такая эквивалентность не означает равнозначности параметров ситуации, она отражает изоморфизм (эквивалентность) отношений, которые идентифицируются между параметрами метафоры и действительной ситуацией. При конструировании метафоры важно добиться, чтобы отношения и ход метас|юричсской истории были восприняты фигурантом как значимые для него. Другими словами, изомо|х|>изм отношений и процессов достигается, когда фигурант воспртшма-ет метафорическую историю как значимое для пего представление его проблемы или ситуации. Если условия изоморфизма соблюдаются, то для конструирования метафоры уместен любой контекст (см. приведенный выше пример использования метафоры Милтоном Эриксоном) (1).

Каждый следователь может иметь определенный набор метафорических историй или притч. Заинтересованный в успехе, он сможет нс только воспроизводить уместную метафорическую историю из имеющегося набора, но и создавать на ходу мста^юру, добиваясь аналоговых изменении у фшуранта. как это видно из приведенного выше примера сбора информации с помощью мета-

<|юричсской коммуникации, который оста hili нам М.Эриксон. Работа следователя становится творческой и основывается на индивидуальном подходе к каждому человеку. При этом следователь может нс только определять то, что происходит в течение какого-либо следственного действия, но и инсценировать решаемую проблему, намечать цели, определял, необходимые вмешательства для их достижения, анализировать реакции, которые он получает от фигуранта, корректировать свое воздействие и анализировать результаты своей работы.

Кстати, назрела необходимость правоприменителю определиться, относится ли метафорическое воздействие или трансонавсденис к формам психологического насилия, и если нет, то юридически закрепить их как правомерные средства психологического воздействия.

Вследствие относительно невысокого уровня психологической подготовки молодых специалистов-следователей юридическое закрепление метафорического внушения как правомерного средства психологического воздействия еще нс столь актуально. Вместе с тем ст. 133* УПК РСФСР допускает привлечение специалиста (например, психолога) в любое следственное действие. Однако до тех пор, пока нет юридической ясности относительно правомерности использования ряда нетрадициоюмх методов психологического воздействия. их применение в следственной практике будет сдерживаться, а для адвокатуры их использование станет удобным поводом в построении тактики зашиты. Кроме того, важны демонстрация эффективности методов психологического воздействия, связанного с воздействием на бессознательную сферу фигуранта, а также обсуждение этической стороны этого вопроса.

В предвари тельном расследовании никакие доказательства нс имеют заранее установленной силы. Оценка доказательств происходит в силу внутренней убежденности следователя. Внутренняя убежденность - особое состояние уверенности в правильности действий. Именно внутренняя убежденность влияет как на выбор направления дальнейшего расследования, так и на оценку доказательств. Свобода внутреннего убеждения - важнейший принцип правоприменителя. Для следователя некоторые моменты, связанные с его личной оценкой метафорической бессознательной коммуникации с фигурантом, носят характер инсайда — открытия, озарения. Однако перевод содержания инсайда в словесную форму упрощает открытие следователя до абсурда, подобно пересказу пьесы Шекспира одним предложением (3). Кроме того, многие результаты, достигаемые с помощью метафорического воздействия, сразу следователем нс осознаются, а анализируются бессознательно.

Материалы данной статьи, посвященные метафорическому воздействию, носят эскизный характер, так как такую сложную и многоаспектную тему невозможно подробно осветить в рамках только одной статьи.

Статья