Метаморфозы в поэме Э. Паунда "The cantos"
Автор: Братухина Людмила Викторовна
Журнал: Евразийский гуманитарный журнал @evrazgum-journal
Рубрика: Литературоведение
Статья в выпуске: 2, 2022 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена исследованию семантики метаморфозы в поэме американского автора Э. Паунда «The Cantos». Отмечается роль метаморфозы в поэтике произведения как своеобразного приема организации текста: объединение в рамках общей канвы совершающегося превращения различных эпох, культур, образов. Непосредственно предметом анализа в статье становятся схожие сюжеты - превращение человека в волка - в текстах Canto IV, входящего в состав цикла первых песен A Draft of Thirty Cantos (1933), и Canto XXXIX, завершающего второй цикл поэмы Eleven New Cantos (1934). Рассматривается контекст, в который включается каждый из сюжетов: сопоставление своеобразной «ликантропии» Пейре Видаля с историей Кабестаня, известной из жизнеописания трубадура, и Актеона из «Метаморфоз» Овидия (Canto IV), а также гомеровское повествование о зачарованных зверях на острове Цирцеи (Canto XXXIX). Прослеживаются возможные параллели с произведениями Дж. Бруно «О героическом энтузиазме» и «Божественной Комедией» Данте, подчеркивается значимость неоплатонических идей в интерпретации поэмы Э. Паунда. Показывается связь превращения с идеей соединения с созерцаемым объектом, идеей уподобления некоему идеальному началу, которое обнаруживается и в самом наблюдателе, а также куртуазными представлениями о возвышенном чувстве рыцаря к прекрасной даме. В заключение делается вывод о символическом значении метаморфозы в исследуемых песнях, их принципиальном различии.
Паунд, модернизм, метаморфоза, провансальские трубадуры, дж. бруно, неоплатонизм, овидий, метаморфозы
Короткий адрес: https://sciup.org/147237572
IDR: 147237572
Список литературы Метаморфозы в поэме Э. Паунда "The cantos"
- Алигьери Д. Божественная Комедия / пер. М. Лозинского. М.: Наука, 1967. 629 с.
- Бронников А.В. Комментарии к тексту // Эзра Паунд Кантос / пер., вступ. ст и комм. А.В. Бронникова. СПб.: Наука, 2018. C. 702-775.
- Бруно Д. О героическом энтузиазме / пер. с ит. Я. Емельяновой. М.: Xудожественная литература, 1953. 212 с.
- Голенищев-Кутузов И.Н. «Божественная Комедия» // Алигьери Д. Божественная Комедия / пер. М. Лозинского. М.: Наука. 1967. С. 467-495.
- Жизнеописания трубадуров / пер. М.Б. Мейлаха, Н.Я. Рыковой, А.Г. Архипова, Д.В. Бобышева и др. // Жизнеописания трубадуров. М.: Наука, 1993. С. 8-258.
- Лахонин Михаил Владимирович Онтологическое значение созерцания в философии Плотина // Известия Саратовского университета. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2013. № 2-1. С. 42-45.
- Маттисен Ф. О. Поэзия // Литературная история Соединенных Штатов Америки: В 3 т. М: Прогресс, 1979. Т. 3. С. 463-491.
- Мейлах М.Б. Средневековые провансальские жизнеописания и куртуазная культура трубадуров // Жизнеописания трубадуров / пер. М. Б. Мейлаха, Н. Я. Рыковой, А.Г.Архипова, Д.В. Бобышева и др. М.: Наука, 1993. С. 507-549.
- Паунд Э. Кантос / пер с англ. А. В. Бронникова. СПб.: Наука, 2018. 881 с.
- Рыбаков Н.С. Об основных категориях неоплатонизма // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2011. №15. С. 3-10.
- Чухрукидзе К.К. Pound &£ Модели утопии XX века. М.: Логос, 1999. 176 с.
- Bush R. The Genesis of Ezra Pound's Cantos. Princeton: Princeton University Press. 1976. 352 p.
- Dasenbrock R. W. «Paradiso ma non troppo»: The Place of the Lyric Dante in the Late Cantos of Ezra Pound // Comparative Literature: Duke University Press. Vol. 57. No. 1. 2005. P. 45-60.
- Liebregts P. Ezra Pound and Neoplatonism. Madison: Fairleigh Dickinson University Press. 2004.461 p.
- Pound E. The Cantos of Ezra Pound. London: Faber and Faber. 1975. 802 p.
- Simpson L. Three on the Tower. The Lives and Works of Ezra Pound, T.S. Eliot and William Carlos Williams. New York: Morrow. 1975. 390 p.