Метод конкретно-социологического исследования в коммерческом праве
Автор: Ходакова С.О., Маликова А.Х.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 10-4 (49), 2020 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается значение метода конкретно-социологического исследования в рамках отрасли коммерческого права. Проводится подробный анализ конкретно-социологического подхода, его составных элементов и сущностных признаков. Рассматриваются примеры возможного применения метода конкретно-социологического исследования для решения прикладных задач коммерческого права.
Конкретно-социологический подход, коммерческое право, методология, метод исследования, метод правового регулирования
Короткий адрес: https://sciup.org/170186901
IDR: 170186901 | DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11222
Текст научной статьи Метод конкретно-социологического исследования в коммерческом праве
Актуальность исследования правового режима реализации договора возмездного оказания услуг, связана с тем, что такой договор опосредует достаточно большое количество правоотношений, а сами услуги, как предмет такого регулирования выражают собой особую сферу гражданско-правового регулирования. Услуги - разновидность действий субъектов гражданского права и особый самостоятельный вид объектов гражданских прав. Сфера услуг в наше время является достаточно востребованной и в связи с этим экономически перспективной, соответственно и правовой режим реализации различных услуг также должен быть развить на необходимом уровне. Помимо этого анализ услуг, как разновидности действия и объекта гражданского права, несомненный несет в себе также и теоретический интерес. В современных условиях возрастает потребность в правовой защите субъектов правоотношений, которые опосредуются договором оказаний услуг. Безусловно на практике могу возникнуть самые разнообразные ситуации и споры, вытекающий из такого договора.
Вышеуказанные факторы позволяют считать сферу гражданско-правового регулирования договоров возмездного оказания услуг в актуальной как с теоретической, так и с практической точки зрения.
Юридической базой для появления в российском правовом поле ин6сттута услуг послужила Конституция РФ 1993 года, которая отнесла их определенному виду деятельности. Действующий ГК РФ в ст. 128 закрепил услуги как отдельные объекты гражданских прав. Данному договору ГК РФ отводит самостоятельную главу (глава 39 ГК РФ).
Развитие российского права и экономики привело к появлению огромного видового разнообразия услуг, непосредственно затрагивающих повседневные нужды субъектов гражданских правоотношений в условиях функционирования рыночных отношений. Договоры об оказании услуг при этом выступают в качестве объектов исследования в научной среде. К числу таких договоров можно отнести договоры на оказание образовательных, медицинских, юридических, туристических, рекламных, транспортных, жилищнокоммунальных и других услуг [7].
Видовое многообразие услуг подвергается тщательному анализу со стороны научного сообщества. Однако в цивилистике нет определенного единства во мнениях относительно юридической природы и отличительных критериев договора об оказании услуг. Зачастую, цивилисты обращаются, скорее, к экономической сущности услуги, понимание которой основывается на восприятии услуг как экономически значимом товаре, обеспечивающем возможность иметь доход и постоянный спрос.
Понимание юридической сущности услуги со стороны цивилистов сводится, в основном, к ее восприятию в качестве объекта гражданских прав, выражающего собой особый способ удовлетворения по- требности человека, оказываемый на возмездных платных началах.
Любые субъекты гражданских правоотношений могут выступать (как физические, так и юридические лица) могут выступать в качестве субъектов обязательств по возмездному оказанию услуг. Однако отдельные категории правоотношения по оказанию услуг могут распространяться исключительно на юридических лиц.
Развитие современного российского права и экономики привело к появлению огромного видового разнообразия услуг, непосредственно затрагивающих повседневные нужды субъектов гражданских правоотношений в условиях функционирования рыночных отношений. Договоры об оказании услуг при этом выступают в качестве объектов исследования в научной среде. К числу таких договоров можно отнести договоры на оказание образовательных, медицинских, юридических, туристических, рекламных, транспортных, жилищно-коммунальных и других услуг. Видовое многообразие услуг подвергается тщательному анализу со стороны научного сообщества.
Однако в цивилистике нет определенного единства во мнениях относительно юридической природы и отличительных критериев договора об оказании услуг. Зачастую, цивилисты обращаются, скорее, к экономической сущности услуги, понимание которой восходит еще к работам К. Маркса и Ф. Энгельса и основывается на восприятии услуг как экономически значимом товаре, обеспечивающем возможность иметь доход и постоянный спрос.
Анализируя ГК РФ, можно сказать, что признак возмездности поставлен на первый план, поскольку о нем указывается уже в самом определении договора.
Указанные признаки договора являются внутренне ему присущими, в связи с чем, соответствие им - выступает условием применения норм гл. 39 ГК РФ к определенному договору. В договоре возмездного оказания услуг можно выделить следующие стороны - услугодатель (исполнитель) и услугополучатель (заказчик).
Ограничений по возможному субъектному составу такого ГК РФ не содержит. Также кодекс определяет, что к возмездному оказанию услуг в определенных случаях применяются о подряде, если это не противоречит специфике предмета конкретного договора [8].
По общему правилу исполнитель по заключенному договору возмездного оказания услуг, обязан оказать такую услугу сам, т.е. лично. В таком договоре не применяется принцип генерального подряда, если только стороны допустили такую возможность текстом договора. Это свидетельствует о неразрывной взаимосвязи нематериальных услуг и личностью лица их оказывающего.
При заключении договора возмездного оказания услуг, его главным и существенным условием является предмет. Отсутствие в тексте такого договоре условий о его предмете влечет его незаключенность.
Традиционно в качестве предмета указанного договора выступает совершение исполнителем определенных действий (в частности, услуг по доставке товара и проч.) или оказание определенного вида деятельности (аудиторская, бухгалтерская или иная). Соответственно, предмет договора оказания услуг также является его необходимым условием - такие пункты договора о предмете конкретизируют суть обязательств сторон.
При отсутствии конкретного перечня услуг такой договор также будет считаться незаключенным. Данную позицию поддерживает судопроизводство [4].
Наиболее существенной характеристикой анализируемого вида договора является качество, поскольку в качестве его предмета традиционно выступает совершение исполнителем каких-либо действий или осуществление им какой-либо деятельности в отношении заказчика. Относительно качества предмета исполнения по договору возмездного оказания услуг можно привести параллель с договором подряда, поскольку они определяются по тем же правилам [9].
Качество услуги, оказанной исполнителем, в соответствии со ст. 721 ГК РФ должно соответствовать условиям догово- ра возмездного оказания услуг. В случае отсутствия или неполноты условий договора качество услуги должно соответствовать общепринятым критериям, которые предъявляются к договорам подобного рода. Соответственно, можно постулировать о том, что конечный результат оказанной услуги должен соответствовать обозначенным в договоре качествам или общепринятым требованиям, если иное не предусмотрено законом, другими нормативными правовыми актами или договором.
Требования к качеству результата могут быть определены законом или другими нормативными правовыми актами. Соответственно, исполнитель обязан оказать услугу при соблюдении указанных требований. Однако исполнитель может также взять на себя обязательства по оказанию услуг более высокого качества. Гарантии качества результата по договору возмездного оказания услуг можно классифицировать на две основные категории – законные и договорные, то есть вытекающие из заключенного между сторонами договора.
При этом, если договор не предусматривает иного, гарантии качества распространяются на весь результат оказанной услуги (ст. 722 ГК РФ). Отдельные виды услуг предполагают сохранение полезного эффекта в пределах разумного срока согласуясь со способом использования, установленном в договоре. В случае если способ использования в договоре не предусмотрен, то в силу вступает законная гарантия, основанная на обычном способе использования результата услуги данного рода [5].
Например, при оказании услуг по повышению квалификации государственных служащих знания, которые получены в результате оказания образовательной услуги, должны быть актуальными на весь период аттестации.
К тому же, результат оказанной услуги может предусматривать в соответствии с законом, договором или обычаем делового оборота определенный гарантийный срок, предусмотренный п. 1 ст. 721 ГК РФ. П. 1 ст. 709 ГК РФ устанавливает правила, которые определяют цену услуг, оказанных по договору. Безусловно, цена услуг, под- лежащих оказанию, должна быть указана в договоре. Кроме того, в договоре должны содержаться способы определения цены, а в случае отсутствия данных способов, цену можно определить, руководствуясь п. 3 ст. 424 ГК РФ.
Ст. 781 ГК РФ указывает на то, что заказчик обязан оплатить услуги, которые ему оказаны, в срок и в порядке, указанные в договоре. Тем не менее, в ряде решений судов указывается, что в главе 39 ГК РФ нет прямого указания на то, что именно цена является существенным условием договора возмездного оказания услуг, влияющим на признание договора незаключенным [6].
Безусловно, данное обстоятельство вызывает спорные ситуации в рамках судебных разбирательств. Согласно ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Статья 781 ГК РФ не относит цену к разряду существенных, так как данное условие определимо по правилам, установленным статьей 424 ГК РФ.
Безусловно, срок оказания услуг – также важнейший пункт такого договора. Срок реализации договора, а по сути – срок оказания услуги, по ГК РФ должен быть определен началом и датой его завершения [10].
Безусловно, исполнитель несет ответственность за срыв сроков оказания услуги, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором. В данном случае п. 2 ст. 405 ГК РФ устанавливает последствия просрочки исполнения договорных обязательств, которые могут наступить при нарушении срока оказания услуги, как конечного, так и иных. Договоры по оказанию услуг регулируются не только законами, но и подзаконными нормативными правовыми актами. В частности, к ним можно отнести следующие подзаконные нормативные правовые акты: Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, Правила об оказании услуг телефонной связи, Правила предос- тельности, представляющий собой отдель- тавления медицинскими организациями платных медицинских услуг, Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств и некоторыми другими.
Итак, сделаем основные выводы по проведенному исследованию.
Обобщив имеющиеся в цивилистике подходы к понятию «услуги», их следует определить, как определенный вид дея- ную группу гражданско-правовых отношений, которые складываются в процессе удовлетворения потребностей субъектов имущественного оборота.
По своей правовой природе услуги являются разновидностью обязательства и занимают, как мне кажется, второе место по важности развития гражданско-правовых режимов регулирования различных сфер, уступая лишь институт права собственности.
Список литературы Метод конкретно-социологического исследования в коммерческом праве
- Захарова О.Н., Епифанцева Т Ю. Коммерческое право в системе российского права // Baikal Research Journal. - 2012. - №4. - С. 23.
- Иванов С.А. Использование отдельных социологических методов в юридических исследованиях: проблема достоверности // Вестник Московского университета МВД России. - 2017. - № 3. - С. 36-38.
- Кузьмина Е.С., Кузьмин И. А. Социологические методы в юриспруденции (на примере социально-правовых исследований юридической ответственности) // Социология и право. - 2016. - №1 (31). - С. 59-67.
- Маликова А.Х. Влияние бюджетно-финансовой политики на проблемы обеспечения достойной жизни // Развитие рынка труда на современном этапе социально-экономических преобразований: сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции. - Пенза: РИО ПГАУ, 2020. - С. 52-55.
- Оносов Ю.В. Конкретно-социологический метод как способ оценки социальной эффективности правового регулирования (на примере математических приемов оценки) // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2010. - №2 (13). - С. 318-322.
- Плешаков А.М., Шкабин Г.С. Проблемы проведения конкретно-социологического исследования при подготовке диссертации по уголовному праву // Юридические исследования. - 2019. - №12. - С. 53-64.
- Федеральный закон "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)" от 27.11.2018 № 422-ФЗ (последняя редакция) // СПС Консультант Плюс. - [Электронный ресурс]. - Режим доступаl: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_311977/ (дата обращения: 23.10.2020).