Методические ресурсы художественного кинематографа в контексте преподавания гуманитарных дисциплин в современной высшей школе
Автор: Щеглова Людмила Владимировна, Саенко Наталья Ряфиковна
Журнал: Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса @vestnik-rguts
Рубрика: Проблемы и перспективы высшей школы
Статья в выпуске: 4 т.10, 2016 года.
Бесплатный доступ
В статье решаются задачи исследования и апробации новых эффективных форм освоения гумани- тарного знания. Такими сinema-технологиями являются киносеминар, интерактивная лекция, видео- семинары, подготовленная дискуссия по фильму и др. Исследуется гуманитарно-нравственная сфе- ра человека и общества посредством анализа культурно-нравственных детерминант, отраженных в произведениях кинематографа. Актуальность темы статьи обусловлена явным кризисом институ- циональных форм, в которых до сих пор развивалось фундаментальное культурологическое и философ- ское образование, и в целом устареванием форм трансляции генерализующего знания как такового. Авторы считают, что интенсификация процесса модернизации форм освоения гуманитарного зна- ния будет способствовать более эффективному формированию общекультурных и профессиональных компетенций будущих специалистов. Устаревшая знаниевая парадигма вытесняется системой спо- собов активизации творческих способностей студентов. В обширном контексте визуализирования культуры как таковой восприятие тематических блоков различных гуманитарных дисциплин по- средством активного просмотра и интерпретации кино проходит успешно и органично. Киносеми- нар предоставляет возможность передавать учебный материал в форме художественного образа; увидеть многообразие социокультурных экспликаций идей и ценностей современности. Центральная концепция статьи строится вокруг создания новых форм изложения лекционного материала и прове- дения практических занятий, которые должны носить проблемный, поисковый характер, чтобы раз- вивать умственную активность студентов, формировать у них общекультурные компетенции. Цель, поставленная в статье, состоит в исследовании и раскрытии смысловой объемности и функциональ- ной универсальности кинематографического образа в контексте освоения содержания гуманитарного знания в высшей школе. Научная новизна статьи открывается в интегративном характере исследо- вания. Одновременно рассматриваются, классифицируются и формулируются в виде методических рекомендаций: 1) многообразие интерпретационных практик в процессе понимания кинотекста; 2) способность кинематографического образа аккумулировать и транслировать знание о культуре, со- циуме и человеке; 3) специфика процедуры освоения содержания гуманитарного знания в контексте глобальной визуализации культуры.
Визуализация культуры, визуальная антропология, экранная культура, интерпретация, интерактивные методы преподавания, киносеминар, компетентностное образование, сinema- технологии, самопонимание, личность, общекультурные компетенции
Короткий адрес: https://sciup.org/140209521
IDR: 140209521 | DOI: 10.22412/1999-5644-10-4-5
Список литературы Методические ресурсы художественного кинематографа в контексте преподавания гуманитарных дисциплин в современной высшей школе
- Аверинцев С. Красота как святость//Курьер. 1988. Июль. С. 12-13.
- Аронсон О.В. Кинематографический текст и тексты о кино//Международный журнал исследований культуры «International Journal of Cultural Research». 2012. № 2 (7). С. 21-24.
- Аронсон О. Коммуникативный образ. Кино. Литература. Философия. М.: Новое литературное обозрение, 2007.
- Бугаева Л.Д. Формам опыта в кинонарративе//Международный журнал исследований культуры International Journal of Cultural Research. 2012. № 2 (7). С. 6-10.
- Визуальная антропология: городские карты памяти/Под ред. П. Романова, Е. Ярской-Смирновой (Библиотека Журнала исследований социальной политики). М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2009.
- Визуальная антропология: настройка оптики/Под редакцией Е. Ярской-Смирновой, П. Романова. М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2009.
- Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность: Сб. науч. ст./Под ред. Е. Ярской-Смирновой, В. Романова, В. Круткина. Саратов: Научная книга, 2006.
- Визуальная антропология: режимы видимости при социализме/Под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой, П.В. Романова (Библиотека Журнала исследований социальной политики). М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2009.
- Грей Г. Кино: Визуальная антропология. М.: Новое литературное обозрение, 2014.
- Иконникова И.К., Николаев Н.Г. Рабочая программа дисциплины «Визуальная социология как средство исследования современной культуры. Кино как социологический текст. Майнор «В лабиринтах культуры: социологический путеводитель по современным обществам». Разд. 4. М.: Высшая школа экономики, 2016.
- Корецкая М.А. Экранизация мифа: трудности перевода//Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология». 2010. № 1 (7). С. 13-32.
- Корнев В.В. Философия повседневных вещей. М.: ООО «Юнайтед Пресс», 2011. 253 с.
- Куренной В.А. Философия фильма: упражнения в анализе. М.: Новое литературное обозрение, 2009.
- Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики//Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб.: Искусство-СПБ, 1998.
- Метц К. Воображаемое означающее. Психоанализ и кино. СПб.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2010.
- Морозов И.А. Феномен куклы в традиционной и современной культуре. Кросс-культурное исследование идеологии антропоморфизма. М.: «Индрик», 2011.
- Саенко Н.Р. От неведения к познанию (фильм Дж. Джармуша «Мертвец»)//Грани познания. 2013. № 6 (26). С. 32-46.
- Саенко Н.Р., Щеглов И.В. Процедуры «вживления» экрана в бытие современного человека//Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2012. № 4 (33). С. 275-282.
- Смирнов И.П. Видеоряд. Историческая семантика кино. СПб.: Изд. дом «Петрополис», 2009.
- Хезмондалш Д. Интернационализация, глобализация и культурный империализм. Международная киноиндустрия: власть Голливуда//Хезмондалш Д. Культурные индустрии. М., 2014.
- Шариков А.В. Медиаобразование: Мировой и отечественный опыт. М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1990.
- Щеглова Л.В. Апокалиптическая эстетика Лукино Висконти (фильм «Смерть в Венеции»)//Грани познания. 2013. № 6 (26). С. 1-14.
- Щеглова Л.В. Значение этики в эпоху эстетизма//Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2003. № 2 (03). С. 3-9.
- Щеглова Л.В., Шипулина Н.Б., Вальковский А.В. Использование инновационных интерактивных образовательных технологий в преподавании дисциплин кафедры теории и истории культуры//Использование инновационных технологий в образовательном процессе. Научно-методический совет университета. Авторы-составители: Е.И. Сахарчук, В.В. Зайцев, О.В. Науменко. Волгоград: Издательство ВГПУ «Перемена», 2011. С. 38-48.
- Щеглова Л.В. Эвристический потенциал культурологии и философии культуры//Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2011. № 8 (62). С. 170-176.
- Ямпольский М. Видимый мир. Очерки ранней кинофеноменологии. М.: Киноведческие записки, 1993.
- Ямпольский М. Демон и лабиринт. Диаграммы, деформации, мимесис. М.: НЛО, 1996.
- Ямпольский М. Муратова. Опыт киноантропологии. СПб.: Сеанс, 2008.
- Ямпольский М. Наблюдатель. Очерки истории видения./Издание второе. СПб.: Сеанс; Порядок слов, 2012.
- Ямпольский М. Наблюдатель. Очерки истории видения. М.: Ad Marginem, 2000 (Passe-partout).
- Ямпольский М. О близком. Очерки немиметического зрения. М.: НЛО, 2001.
- Ямпольский М. Память Тиресия. Интертекстуальность и кинематограф. М.: РИК Культура, 1993 (Ad Marginem).
- Ямпольский М. Сквозь тусклое стекло: 20 глав о неопределённости. М.: НЛО, 2010.
- Ямпольский М. Ткач и визионер. Очерки истории репрезентации, или О материальном и идеальном в культуре. М.: НЛО, 2007.
- Ямпольский М. Хичкок/Трюффо/Перевод, фильмография, примечания М. Ямпольского и Н. Цыркун. М.: Эйзенштейновский центр исследований кинокультуры,1996 (Киноведческие записки).
- Ямпольский М. Язык -тело -случай: Кинематограф и поиски смысла. М.: НЛО, 2004 (Кинотексты).
- Bacon H. How Direct is our Perception of Film?//Международный журнал исследований культуры «International Journal of Cultural Research». 2012. № 2 (7). P. 11-20.
- Baudry J.-L. Ideological Effects of the Basic Cinematographic Apparatus//Film Quarterly, 1974, Vol. 28(2). P. 39-47. Р. 40.