Методологические подходы к изучению ценностей молодежи в современном российском научном дискурсе
Автор: Расторгуев С.В.
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Социология
Статья в выпуске: 1 т.33, 2025 года.
Бесплатный доступ
В статье анализируются наиболее популярные в российском научном дискурсе методологические подходы к исследованию ценностей молодежи. Источниковая база исследования представлена 34 публикациями по тематике ценностей молодежи с высокой цитируемостью. В результате анализа было установлено, что российские авторы в качестве методологического инструментария часто обращаются к работам М. Рокича, Г. Хофстеде, Р. Инглхарта, Ш. Шварца. Информация в большинстве случаев получается на основе применения разнообразных форм опроса, анкетирования, интервьюирования, тестирования. В меньшей степени используется мониторинг социальных сетей. Среди статистических методов исследования достаточно часто используются расчет корреляции, факторный и кластерный анализ. Метод шкалирования применяется как в самом вопроснике, так и при обработке полученных ответов респондентов. Посредством лексико-семантического анализа и дискурс-анализа изучаются смыслы ценностных концептов. Применяются проективные методы рисунков и неоконченных предложений. В целом можно констатировать преобладание количественных методов над качественными и разработку авторских дизайнов исследования.
Ценности, молодежь, методы исследования, методология
Короткий адрес: https://sciup.org/170209093
IDR: 170209093 | DOI: 10.24412/2071-5358-2025-1-185-191
Текст научной статьи Методологические подходы к изучению ценностей молодежи в современном российском научном дискурсе
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситету.
Вотечественной традиции социогуманитарного знания ценности понимаются как значимые для человека объекты действительности (материальной и духовной), которые нацелены на удовлетворение потребностей и интересов, или же как значение объектов действительности, обусловленное концептами смысла и цели, устанавливающее иерархию предпочтений, шкалу оценивания и закрепленное в социальных нормах1. Также достаточно распространено понимание ценностей как установок на идеалы, которые формируют жизненные цели, определяют выбор способов их достижения, а сами установки закрепляются в разделяемых большими группами людей представлениях о правильном, нормативном, необходимым, должном [Зубок, Чупров 2018: 4]. Ценностные ориентации связываются с поведенческим аспектом, который обусловлен предварительным смыслообразованием, целеполаганием, мотивацией, определением нормативных образцов. Именно в поведении индивида проявляется согласованность или несогласованность всего комплекса ценностей и ценностных ориентаций в зависимости от характера социализации, конкретного контекста, влияния референтных групп [Горшков, Шереги 2019: 146].
Из зарубежных методологических разработок в российском научном дискурсе активно используются такие исследования, как классификация ценностей на терминальные (связаны с целями жизни) и инструментальные (связаны со средствами целедостижения), разработанная М. Рокичем [Rokeach 1972]; сравнительный межкультурный анализ ценностей Г. Хофстеде, измеряющий ценности по шкалам «индивидуализм–коллективизм», «дистанцирование от власти», «энергичность в достижении целей», «принятие неопределенности» и др. [Hofstede 1980]; расширенная версия континуума ценностей Ш. Шварца (19 ценностей, связанных с мотивами поведения) [Schwartz 2003; Шварц и др. 2012; Федотова 2017]; концепция динамики ценностей поколенческих когорт Р. Инглхарта, постулирующая смену традиционных (материальных) ценностей постматериалистическими ценностями [Инглхарт 2018].
Из отечественных типологий ценностей можно выделить в определенной степени типологии, основанные на пирамиде потребностей Маслоу: типологию С.С. Фролова (высшие ценности – в зависимости от приоритетных предпочтений индивида и группы), ценности среднего уровня (первые 4 уровня пирамиды Маслоу), низшие ценности (материальные блага не первой необходимости и предметы роскоши); типологию Ф.И. Шереги (биологические и социальные ценности, свобода, экономические ценности, идейные и политические ценности) [Шереги 2013; Фролов 2016].
Ценностные ориентации современной российской молодежи являются объектом исследования политологов, социологов, психологов, культурологов, опирающихся на достаточно универсальный набор методов получения первичной информации и методов обработки полученной информации. Отличия заключаются в том, что в рамках каждой научной специализации исследователи акцентируют различные характеристики ценностей и ценностных ориентаций для получения результатов, подтверждающих или опровергающих существующие в этих дисциплинах доминирующие концепции и теории.
Анализ российских исследований ценностей молодежи выявил, что первичная информация получается такими способами, как личное интервью (формализованное или неформализованное), фокус-группа как разновидность группового интервью, интернет-панель (респондентам из заранее сформированной базы данных предлагается выбрать ответы из предложенного списка), анкета с выбором респондентом степени согласия или несогласия с утверждением по шкале Р. Лайкерта, анкета с выбором из списка ценностей и оценкой «да–нет–затрудняюсь ответить» с последующей цветовой ассоциацией концептов (для оценки эмоций), социомедийная аналитика (сбор текстовой информации из социальных сетей, мессенджеров), экспертные опросы с закрытыми и открытыми типами вопросов, опрос с использованием метода неоконченных предложений, проективный метод рисунка объекта, символизирующего ценности, тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева (выявление целей, удовлетворенности, локуса контроля), тест исследования реальной структуры ценностных ориентаций личности С.С. Бубновой (измерение предпочтений 11 типов ценностных ориентаций), тест ценностей Ш. Шварца на основе обзора ценностей (на уровне идеалов и принципов реальной жизни), который оценивает профиль личности.
Полученные в ходе сбора первичной информации данные анализируются с помощью специальных методов. Оцифрованная информация обрабатывается статистическими методами. Изучение традиционных духовно-нравственных ценностей в системе жизненных приоритетов молодежи, получающей педагогическое образование, исследуется с помощью обработки данных онлайн-опроса посредством пакета IBM SPSS Statistics [Бродовская, Склярова 2023]. На основе регрессионного и кластерного анализа изучаются факторы (набор ценностей), определяющие карьерный рост [Быков, Настина 2020]. С помощью кластерного анализа ответов молодых респондентов по семейной тематике строится типологизация моделей семьи как нормативного образца [Ростовская, Кучмаева 2020]. Метод факторного анализа использовался при изучении моделей поведения молодежи в семейной сфере на основе группировки утверждений респондентов в ходе полуструктурированного интервью [Москвичева и др. 2019].
Взаимосвязь двух переменных – видов активности и предпочитаемых ценностей – устанавливается с помощью расчета коэффициента корреляции Пирсона [Шамионов, Бочарова, Невский 2022]. Факторы жизненного успеха, внутренние и внешние локусы контроля в понимании данных факторов, иерархии целей жизни, возможности профессиональной самореализации молодежи в мегаполисах и провинции исследуются посредством метода группировки полученных ответов респондентов и расчетом коэффициента V Крамера [Реутов, Реутова, Шавырина 2020]. Рассчитывается степень связанности смысложизненных ценностей молодежи с выделенными авторами типами культуры (духовная, инновационная, физического развития, гедонистическая, адаптационная, моральной аномии) [Зубок, Чупров, Любутов 2020]. Рассчитывается степень согласия или несогласия и сила связи между выявленными в ходе опросов смысложизненными ценностями и архетипами, содержащимися в национальном фольклоре (архетипы судьбы, добра, совести, правоты власти, вины, славы, спасителя, идеализации прошлого) [Зубок, Чупров 2020].
Выявляется связь архетипов национального фольклора с ценностями труда, образования, а также с конкретными стратегиями в трудовой и образовательной деятельности [Зубок 2020; Исаев, Алексеенок 2023]. Высказывания респондентов анализируются на предмет выявления ценностей с помощью логико-лингвистических процедур установления объема понятия, лексико-семантического поля термина, подбора антонимов [Селезнева 2022а; Селезнева, Скипин, Турков 2023]. На основе выбора респондентами из списка предпочтений знаковых исторических событий, выдающихся деятелей политики и культуры, репрезентации ассоциаций с политическими концептами (государство, свобода и др.), определения степени доверия институтам общества и государства исследователи делают заключение о доминирующих политических ценностях российской молодежи [Евгеньева, Евгеньев 2023; Евгеньева и др. 2023; Мартынова и др. 2023]. Для исследования морального компонента политических ценностей молодежи проводилась количественная обработка ответов респондентов на вопросы [Селезнева 2022б; Евгеньева 2022].
Структура политических ценностей российской молодежи изучалась с использованием оценочного шкалирования понятий, а дискурс-анализ содержания интервью респондентов позволяет выявить ядерные ценности и потребности, активирующие данные ценности [Селезнева 2020]. Факторный анализ используется для изучения политических настроений молодежи:
группы молодежи сегментируются по предпочтению той или иной формы гражданской активности, и на этой основе устанавливается взаимосвязь типов политического участия и социодемографических характеристик молодежи [Попова, Лагутин 2019]. С помощью формально-юридического метода изучаются представленные в подзаконных актах традиционные духовнонравственные ценности (содержание ценностей) [Кропачев, Архипов 2023].
С помощью проективных методик неоконченных предложений и психологических рисунков изучаются образы страны и власти, что позволяет количественно выразить позитивные и негативные оценки молодых респондентов тех или иных свойств и характеристик анализируемых объектов, для интерпретации полученных данных используется метод контент-анализа [Селезнева, Палитай 2019; Шестопал, Рогач 2022]. Изучение политических ценностей современной российской молодежи, выявленных в ходе экспертного опроса, в условиях переплетения тенденций традиционализма и глобализации осуществляется методом сравнительного анализа [Тулегенова, Селезнева 2022].
Методы шкалирования используются при изучении культурных предпочтений молодежи, их связи с ожиданиями. Это дает возможность выявить иерархию интересов в зависимости от доминирующих ценностных ориентаций [Зубок, Чупров 2018]. Метод шкалирования применяется для анализа ответов респондентов на вопросы о соответствии традиционных и модернистских характеристик поведения менталитету современных россиян [Зубок, Чупров 2019]. Религиозные ценности современной молодежи изучаются посредством анализа ответов респондентов на вопросы, которые содержат перечни человеческих качеств, исторических событий и персонажей, политических и культурных институтов для выявления объектов религиозной сферы [Ивлева, Курилов, Россман 2018]. Ядерные ценности российского студенчества, отобранные на основе шкалирования, анализируются через лексико-семантические поля, словарные тезаурусы, синонимы; качественный анализ базовых ценностей позволяет выявить доминирующие смыслы [Вепрева, Ицкович, Михайлова 2023].
Для изучения связи ценностей молодежи с социальной активностью используются тесты Д.А. Леонтьева, С.С. Бубновой, Ш. Шварца, с помощью факторного анализа определяются детерминанты социальной активности молодежи [Арендачук 2018]. Социальные, культурные и демографические детерминанты ценностей поколения Z также изучают комбинированной методикой теста ценностей Ш. Шварца и однофакторного дисперсионного анализа (однофакторный ANOVA ) [Яницкий, Серый, Браун 2019].
В результате анализа российских научных дискурсов можно сделать выводы о доминировании традиционных социологических методов сбора информации, о преобладании количественных методов над качественными, об использовании оригинальных авторских методик исследования различных аспектов ценностей молодежи. Метаанализ приведенных научных текстов позволяет сделать вывод о ценностном ядре молодежи, поскольку применение различных методологий на различных выборках представляет собой своеобразную триангуляцию, подкрепляющую обоснованность полученных результатов.