Методологические принципы анализа монументальной живописи на примере изучения творчества южноуральского художника К. В. Фокина

Бесплатный доступ

Раскрывается практическое применение многообразия принципов искусствоведческого исследования монументальной живописи. Анализ вида носит обзорный характер с точки зрения природы, сущности, функционирования монументального искусства и искусства монументальной живописи. Рассмотрен региональный аспект развития монументального искусства периода апогея его развития в поздний советский период. Автор рассматривает этапы обретения монументальной живописью советского периода собственного языка, школы и реализации ее социальной и эстетическо-пластической программы на примере творчества одного из ведущих южноуральских художников -К. В. Фокина. Анализируются причины кризиса монументализма в перестроечный и постперестроечный период, рассматривается пример личного выхода художника из кризиса. Показывается реальное действие методологического комплекса исследовательских принципов общего, индивидуального, целого и частного, обращение к методам социальной психологии, психологии восприятия, анализа языка пространственных искусств, монографического метода исследования характера творчества художника-монументалиста К. В. Фокина.

Еще

Иконопись, старообрядческая традиция, иконописные мастерские на южном урале

Короткий адрес: https://sciup.org/147150684

IDR: 147150684

Список литературы Методологические принципы анализа монументальной живописи на примере изучения творчества южноуральского художника К. В. Фокина

  • Королев Ю. Актуальные идейно-творческие проблемы монументального искусства//Советское монументальное искусство'74. М.: Советский художник, 1976. С. 5-8.
  • Лапшин В. П. Художественная жизнь Москвы и Петрограда в 1917 г. М.: Советский художник, 1983;
  • Агитационно-массовое искусство первых лет Октября: Материалы и исследования/ред. коллегия: А. С. Галушкина, П. И. Лебедев, Е. А. Сперанская (ред.), и др. М.: Искусство, 1971.
  • Ростовцева И. Участие художников в организации и проведении праздников 1 Мая и 7 ноября в Петрограде в 1918//Агитационно-массовое искусство первых лет Октября...-С. 9-66;
  • Райхенштейн А. 1 Мая и 7 Ноября 1918 года в Москве (из истории оформления пролетарских прадников)//Агитационно-массовое искусство первых лет Октября... С. 67-132;
  • Бибикова И. Роспись агитпоездов и агитпароходов//Агитационно-массовое искусство первых лет Октября... С. 166-178;
  • Трифонова Г. С. Художественная культура Южного Урала (1900-1980-е гг.) Художественная среда. Музей. Художники. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2009. С. 51-54.
  • СССР на стройках. 1933.
  • Шункова Е. В. Мастерская монументальной живописи. 1935-1948//Мастерская монументальной живописи при Академии архитектуры СССР. 1935-1948. М.: Советский художник, 1978. С. 3.
  • Там же. С. 6-45.
  • Монументальное искусство СССР/авт.-сост. В. П. Толстой: альбом. М.: Советский художник, 1978. -382 с, ил.
  • Монументальное искусство СССР. С. 7.
  • Выставка монументального искусства Челябинской области. Скульптура, живопись: каталог/сост. и автор вст. ст. к разделу скульптуры О. А. Кудзоев; авт. вст. к разделу живописи Г. С. Трифонова. Челябинск, 1984. 47 с;
  • Константин Фокин. Живопись. Графика. Каталог выставки/сост. кат. К. В. Фокин/авт. статьи, сот. разделов «Критика о Фокине» и библиографического Г. С. Трифонова. Челябинск: ЧОКГ; ЧОСХ, 1995. 36 с: ил.
  • Трифонова Г. Из тех, кому дано расписывать плафоны небес. Художник Константин Фокин. 250-летию Челябинска, 70-летию Челябинского отделения СХ России, монументалистам Челябинска посвящается//Челябинск. Архитектура. Строительство. 2006. №6. С. 36-38.
  • Там же.
  • Фокин К. Уничтожили «Радость жизни»//Вечерний Челябинск. 1991. 1 июля.
  • Константин Фокин. Контрасты-66/авт. ст. К. Фокин, Г. Трифонова: каталог. Челябинск: ЧОМИ; ЧГАКИ, 2006. Б/п.
Еще
Статья научная