Методы анализа структурного и образно-смыслового содержания произведений русских распевщиков XV-XVII вв.

Бесплатный доступ

Развитие методов исследования структурного и образно-смыслового содержания произведений древнерусских распевщиков XVI-XVII вв. имеет важное научное значение. Разработанный автором статьи текстологический структурно-формульный метод предполагает выявление формульной структуры песнопений, реконструкцию по рукописным источникам недостающих начертаний или разводов, в которых простыми знаменами передано мелодическое содержание формулы, а также проведение синхронного поформульного анализа различных списков, так как одна и та же формула могла быть записана либо в виде начертания или как развод простым знаменем, раскрывающим мелодическое содержание формулы. Также раскрыты разработанные автором методы расшифровки, анализа формульно-интонационного содержания песнопений и выявления образно-смысловых связей текста и напева.

Еще

Древнерусская музыка, песнопения, авторское творчество, структурно-формульные методы анализа и расшифровки невменной крюковой нотации

Короткий адрес: https://sciup.org/147150680

IDR: 147150680

Список литературы Методы анализа структурного и образно-смыслового содержания произведений русских распевщиков XV-XVII вв.

  • Фролов С. В. «Большой» распев Федора Крестьянина//Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР. Л., 1981. Т. 36. С. 295-307.
  • Парфентьев Н. П. Выдающийся московский распевщик XVI начала XVII в. Федор Крестьянин и его произведения//Парфентьев Н. П. Выдающиеся русские музыканты XVI-XVII столетий: Избр. науч. ст./сост. и вступ. ст. Н. В. Парфентьевой. -Челябинск: ЮУрГУ, 2005. С. 43-66;
  • Парфентьев Н. П. Хроника творческой деятельности Федора Крестьянина в 1598-1607 гг./Н. П. Парфентьев, Парфентьева Н. В.//Культура и искусство в памятниках и исследованиях; сб. науч. тр. Челябинск: ЮУрГУ, 2006. Вып. 4. С. 100-129.
  • Парфентьев Н. П., Парфентьева Н. В. Усольская (Строгановская) школа в русской музыке XVI-XVII вв. Челябинск, 1993.
  • Александр Мезенец и прочие. Извещение... желающим учиться пению (1670 г.)/введ., публ., перев. и историч. исслед. Н. П. Парфентьева; коммент. и исслед. 3. М. Гусейновой. Челябинск: Книга, 1996.
  • Парфентьева Н. В. К реконструкции азбуки попевок «Усольского мастеропения»//Музыкальная культура Православного мира: традиции, Теория, Практика: мат-лы междунар. конф./Рос. академия музыки им. Гнесиных. М., 1994. -С. 226-227.
  • Федор Крестьянин. Стихиры/публ., пер. и исслед. М. В. Бражникова//Памятники русского музыкального искусства. М., 1974. Вып. 3.
  • Парфентьев Н. П. Усольская школа в древнерусском певческом искусстве XVI-XVII вв. и произведения ее мастеров в памятниках письменности//Памятники литературы и общественной мысли эпохи феодализма/ИИФиФ СО АН СССР Новосибирск, 1985. С. 61, 62, 69.
  • Парфентьев Н. П. Древнерусское певческое искусство в духовной культуре Российского государства XVI-XVII вв.; Школы. Центры. Мастера. Свердловск, 1991. С. 143, 230.
  • Парфентьева Н. В. Разработка теории пения усольскими мастерами Строгановской школы XVI-XVII вв.//Народная культура Урала в эпоху феодализма/УрО АН СССР. Свердловск, 1990. С. 5-7;
  • Парфентьева Н. В. О некоторых особенностях авторских разводов фит (по певческим рукописям XVII в.)//Музыкальная культура Средневековья/Центр. музей древнерус. культуры и искусства им. А. Рублева; Мос. гос. консерватория им. П. И. Чайковского. Вып. 1. М., 1990. С. 223-225.
  • Новые памятники знаменного распева/сост. М. В. Бражников. Л., 1976. С. 28-31.
  • Фролов С. В. «Большой» роспев Федора Крестьянина//ТОДРЛ. Л., 1981. Т. 36. С. 295-307.
  • Парфентьева Н. В. Разработка теории пения усольскими мастерами Строгановской школы XVI-XVII вв.//Народная культура Урала в эпоху феодализма: сб. науч. тр. Свердловск, 1990. С. 7.
  • Парфентьева Н. П. Славник «О колико блага» как пример творчества мастеров Усольской (Строгановской) школы XVI-XVII вв.//Археография и изучение духовной культуры: мат-лы междунар. науч. конф. Свердловск, 1987. С. 16-17;
  • Парфентьева Н. П. Разработка теории пения усольскими мастерами... С. 7; Парфентьев Н. П.;
  • Парфентьева Н. В. Усольская (Строгановская) школа в русской музыке XVI-XVII вв. Гл. 6 и др.
  • Федор Крестьянин. Стихиры/публ., пер. и исслед. М. В. Бражникова//Памятники русского музыкального искусства. М., 1974. Вып. 3.
  • Парфентьева Н. В. Творчество мастеров древнерусского певческого искусства XVI-XVII вв. (На примере произведений выдающихся распевщиков). Челябинск, 1997. С. 18, 255-256; 273-292.
  • Федор Крестьянин. Стихиры. С. 8.
  • Гусейнова 3. М. Фитник Федора Крестьянина. СПб., 2001. С. 84.
  • Там же. С.76.
  • Парфентьев Н. П., Парфентьева Н. В. Русский распевщик и музыкальный теоретик XVII в. Фаддей Никитин Суботин и его новооткрытые произведения//Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник за 1987 г. М., 1988. С. 138-149;
  • Парфентьева Н. В. Славник «Во вертепо воселился» в Усольском и Московском «переводах»//Древнерусская певческая культура и книжность: сб. науч. тр./ЛГИТМ и К. Л., 1990. Вып. 4. С. 81-99.
  • Парфентьева Н. В. Развитие теории знаменного пения усольскими (строгановскими) распевщиками XVI-XVII вв.//Устные и письменные традиции в духовной культуре народа: мат-лы науч. конф. -Сыктывкар, 1990. С. 67-70;
  • Парфентьев Н. П.; Парфентьева Н. В. Усольская (Строгановская) школа в русской музыке XVI-XVII вв.;
  • Парфентьева Н. В. Творчество мастеров древнерусского певческого искусства XVI-XVII вв. Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 1997.
  • Бурилина Е. Л. Взаимодействие слова и напева в древнерусской монодии XVI-XVII в. (на материале певческой рукописной книги «Обиход»: автореф. дисс.... канд. искусствовед, наук. Л., 1984. С. 18-19.
  • Парфентьев Н. П.; Парфентьева Н. В. Усольская (Строгановская) школа в русской музыке XVI-XVII вв.;
  • Parfentiev N.P. About Activity of Feodor Krest'janin – the Master of Musical-Written Art // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2009. - V.2 (3). - P. 403-414.
Еще
Статья научная