Международная конференция «"Замороженные" погребения в горах Алтая: стратегии и перспективы»
Автор: Черемисин Д.В.
Журнал: Археология, этнография и антропология Евразии @journal-aeae-ru
Рубрика: Научная жизнь
Статья в выпуске: 3 (37), 2006 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14522539
IDR: 14522539
Текст статьи Международная конференция «"Замороженные" погребения в горах Алтая: стратегии и перспективы»
С 28 по 31 марта 2006 г. в Горно-Алтайске проходила Международная конференция «“Замороженные” погребения в горах Алтая: стратегии и перспективы», организованная Университетом г. Гента, (Бельгия) и Горно-Алтайским государственным университетом при поддержке ЮНЕСКО. Конференция была приурочена к “Году Алтая” (2005), объявленному ЮНЕСКО. Замечателен сам факт проведения под эгидой ЮНЕСКО научного форума, посвященного изучению и охране культурного достояния на территории Сибири. На конференции, собравшей археологов и представителей естественных наук – географов (гляциологи, мерзлотоведы, специалисты по спутниковой картографии), геофизиков, обсуждались феномен природы и культуры Горного Алтая – курганы с мерзлотой, а также методы их изучения. Один день работы форума был посвящен археологическим аспектам проблемы, второй – изучению природного контекста исторических памятников; прозвучали и доклады, связанные с междисциплинарными исследованиями, в которых участвовали представители разных наук. Вопросы, так или иначе связанные с древним искусством, обсуждались в десяти докладах.
В первый день перед участниками конференции с официальными приветствиями выступили представители властных структур Республики Алтай (первый зам. главы Республики Алтай Ю.В. Антарадонов, первый зам. министра образования, науки и молодежной политики республики Б.В. Пахаев), затем состоялись освящение форума шаманами, которое включало пантомиму и горловое пение, и презентация проекта ЮНЕСКО по мерзлотным погребениям пазырыкской культуры на Алтае, представленного Ю. Хан (ЮНЕСКО, Париж), были заслушаны и научные доклады. В ярком выступлении Ю.П. Баденкова (Институт географии РАН, Москва) был поставлен вопрос о необходимости совмещения стратегий экономического развития и сохранения природы Алтайского региона в контексте глобальных изменений (климатических, экономических, инфраструктурных). Докладчик обосновал актуальность прогнозирования и отметил важную роль науки в реагировании на проявления глобальных изменений на региональном и местном уровнях, предложил инициировать придание статуса трансграничной биосферной территории “Алтай” приграничным районам в пределах России, Китая, Монголии и Казахстана.
Т.В. Яшина (Катунский биосферный заповедник) рассказала об опыте реализации научных проектов ЮНЕСКО, в частности, об организации мониторинга окружающей среды в Катунском биосферном заповеднике. Ж. Буржуа (Гент) сосредоточил внимание собравшихся на опасностях, возникающих для мерзлотных курганов пазырыкской культуры в связи с глобальным потеплением, познакомил с долгосрочным проектом Гентского университета, предусматривающим изучение и разработку мер по сохранению захоронений в мерзлоте на территории Горного Алтая. С.С. Марченко (Международная ассоциация вечной мерзлоты, университет Аляски, г. Фербенкс, США) продемонстрировал динамику таяния ледников на Северном Тянь-Шане и на Алтае, о светил тенденции в изменении климата, обусловливающие таяние ледников и ускорение этого процесса, а также результаты изучения феномена формирования и деградации мерзлоты на могильнике Берель.
Академик В.И. Молодин (Институт археологии и этнографии СО РАН, Новосибирск) представил основные результаты научного изучения древностей плоскогорья Укок; наиболее подробно он остановился на исследовании пазырыкских захоронений с мерзлотой. В.И. Молодин охарактеризовал широкий спектр проблем, возникающих в ходе полевой и последующей консервации и реставрации сохранившихся в мерзлоте материалов, а также рассказал об изучении полученных артефактов в различных институтах СО РАН и основных научных результатах реализации мультидис-циплинарных проектов СО РАН.
В докладе В. Гейле (Гентский университет, Бельгия) были продемонстрированы методика и средства, применявшиеся при картографировании археологических памятников в Себистее, Елангаше, Каланегире, Юстыде и Джазаторе (Кош-Агачский р-н Республики Алтай), а также археологические карты данных локусов. Его коллеги из Гентского университета Р. Гуусенс и А. де Вульф подробно осветили применявшуюся при построении этих карт технологию обработки данных спутниковой съемки, познакомили со способами внесения результатов археологической разведки в базы данных. В выступлении А.В. Эбеля (ГорноАлтайский государственный университет) речь шла о реализации совместных с коллегами из Гента про- грамм по составлению археологических карт территории Кош-Агачского р-на Республики Алтай. В докладе И.Ю. Слюсаренко (Институт археологии и этнографии СО РАН, Новосибирск), Е.П. Крупочкина и Н.Т Быкова (Барнаульский государственный университет) обсуждались современные подходы к картографированию разновременных объектов Юстыдского археологического микрорайона Восточного Алтая и результаты их использования.
Ян Линь (Национальный музей Китая, Пекин) представил очень интересный обзор археологических памятников Китайского Алтая, познакомил с музейными экспонатами разных эпох, стелами-изваяниями, материалами из курганов, поселений и городищ на обширной территории Южного Алтая. Г. Джумабекова (Институт археологии им. Маргулана, Алматы) продемонстрировала результаты новейших раскопок разграбленного в древности кургана пазырыкской культуры на могильнике Берель; Д. Цэвээндорж (Академия наук Монголии, Улан-Батор) сделал сообщение о петроглифах в Гобийском Алтае. Э. Якобсон-Тепфер (Орегонский университет, США) поделилась размышлениями о природных и культурных ландшафтах Монгольского Алтая. В докладе Ю.Ф. Кирюшина и Н.В. Степановой (Алтайский государственный университет, Барнаул) были представлены результаты изучения памятников скифской эпохи на средней Катуни, в частности, выделены особенности погребального обряда и социального статуса населения Северного Алтая и Укока.
Д.В. Черемисин (Институт археологии и этнографии СО РАН, Новосибирск) продемонстрировал возможности анализа контекста неразграбленных мерзлотных захоронений для реконструкции семантики искусства звериного стиля пазырыкской культуры. А.А. Тишкин познакомил с опытом тахеометрической съемки археологических объектов в устье р. Большой Яломан и результатами раскопок памятников разных эпох, в частности, с уникальными произведениями торевтики булан-кобинской культуры. В.Д. Кубарев (Институт археологии и этнографии СО РАН, Новосибирск) остановился на характеристике памятников каракольской и пазырыкской культур, в т.ч. петроглифов и погребальных комплексов, в бассейне р. Урсул, указал на признаки наличия подкурганной мерзлоты у больших пазырыкских курганов в Центральном Алтае.
В докладе Н.А. Кочеевой и М.Г Суховой (ГорноАлтайский государственный университет) обсуждалась проблема исчезновения вечной мерзлоты на Алтае вследствие климатических изменений. А.В. Шитов (Горно-Алтайский государственный университет) охарактеризовал потенциал ГИС для исследования вечной мерзлоты в этом регионе. А.Н. Дмитриев (Институт геологии СО РАН, Новосибирск) рассказал об ожидаемых угрозах и рисках, связанных с климатическими изменениями. Л.М. Чевалков (Институт алтаистики им. С.С. Суразакова, Горно-Алтайск) осветил этапы изменений климата в голоцене и нюансы отношения сов- ременного населения Республики Алтай к археологическим памятникам разных культур. Сообщение Н.Н. Михайлова (Барнаульский государственный университет) было посвящено региональным особенностям изменения климата Алтая. В докладе О.В. Останина и Н.Н. Михайлова обсуждались возможности привлечения характеристик криогенного ландшафта Алтая при реконструкции природных обстановок прошлого.
А.-П. Франкфор (Национальный центр научных исследований Франции, Париж) представил основные результаты раскопок кург 11 могильника Берель в Восточном Казахстане, охарактеризовал особенности технологии раскопок и сохранения артефактов из органических материалов в ходе полевой и лабораторной консервации и реставрации. Докладчик также убедительно продемонстрировал связь сюжетов и образов изобразительного искусства берельцев с искусством ахеменидского Ирана.
Заслушав все доклады, участники конференции провели острую и плодотворную дискуссию с целью выработки рекомендаций по разработке научной программы изучения и сохранения “замороженных” погребений Алтая. Академик В.И. Молодин предложил разделить работы по охране пазырыкских курганов с мерзлотой на два этапа. На первом этапе, по его мнению, необходимо провести инвентаризацию и паспортизацию всех археологических памятников на территории Республики Алтай. На втором этапе на курганах пазырыкской культуры следует организовать такой же геофизический мониторинг, какой уже ведется специалистами СО РАН на территории плато Укок и в Монгольском Алтае. В.И. Молодин подчеркнул, что раскопки курганов, которым по оценке специалистов грозит реальная опасность скорого “размораживания”, должны проводиться высококлассными профессионалами с применением мультидисциплинарного подхода. Он обратил внимание на высокую стоимость подобного проекта, включающего реставрацию и музеефикацию объектов. В.И. Молодин подчеркнул необходимость учитывать негативное отношение населения Республики Алтай к работам археологов в регионе, во многом сформированное средствами массовой информации. Именно в СМИ (например, фильм “Месть алтайской принцессы”) новосибирские археологи были названы виновными в мировых “природных и социальных катаклизмах”, звучат призывы “перезахоронить” мумию женщины из Ак-Алахи и тиражируется псевдопатри-отическое мифотворчество, противопоставляемое современной науке.
В дискуссии приняли участие Ю.Ф. Кирюшин, отметивший, что сегодня отсутствует археологическая карта Республики Алтай и не проведена паспортизация пазырыкских курганов, Э. Якобсон, считающая, что вопрос о необходимости раскопок остается спорным, Ж. Буржуа, высказавший мнение о важности создания археологической карты Алтая на основе интегрируемых систем картографии в России, Монголии, Китае и Казахстане. Ян Линь отметил, что проблемы, связанные с “замороженными” курганами, еще не поднимались в отношении памятников Китайского Алтая, пообещал использовать ценный опыт коллег и представить доклад о проблемах сохранения памятников Южного Алтая в правительство Китайской Республики.
В ходе дискуссии обсуждалось прозвучавшее за неделю до начала конференции заявление Президента РФ о проекте строительства на алтайском участке границы газопровода из России в Китай. Л. Леви-Стросс (ЮНЕСКО, Париж) указал на то, что территория плоскогорья Укок взята под охрану ЮНЕСКО как объект природного наследия. В ходе конференции был поставлен вопрос о номинации Укока как объекта природного и культурного наследия и необходимости информирования общества о том, что прокладка трубопровода может угрожать и природе, и археологическим памятникам на данной территории. В.И. Молодин отметил, что на сегодняшний день ученым не представлен ни один из проектов, связанных с созданием данного трубопровода, а реализация любых хозяйственных проектов предусматривает археологические работы в зоне отчуждения, где памятники мешают строительству. Постановлением правительства Республики Алтай территория плоскогорья Укок объявлена “зоной покоя”, где запрещены любая хозяйственная деятельность (кроме зимнего выпаса скота населением близлежащего с. Джазатор), разведение костров, облет вертолетами, археологические исследования и т.п. В.И. Молодин заострил внимание на том, что первоочередными в плане охранных работ могут оказаться не курганы южно-алтайского высокогорья, а Большие пазырык-ские курганы Центрального Алтая (Кулада, Соору и др.), с чем согласился А.В. Эбель. Подобное заключение соответствует данным Н.А. Кочеевой, согласно которым наибольшее увеличение в Кош-Агачском р-не демонстрируют зимние температуры (на 0,3 ºС), что при средней температуре –30 ºС не может влиять на деградацию высокогорной мерзлоты. В ходе дискуссии Ю.П. Баденков подчеркнул необходимость гибкого реагирования на меняющуюся ситуацию вокруг Укока и всестороннего учета и использования существующих рисков в общих интере сах сохранения природы и исторического наследия Алтая. А.-П. Франкфор высказал уверенность в том, что соблюдение существующих в каждой стране Алтайского региона законов, направленных на защиту и сохранение памятников истории и культуры, как и Конвенции об охране памятников Мирового культурного наследия, должно обеспечить регулирование вопросов, связанных с изучением археологических памятников в зоне хозяйственного освоения.
После продолжительного обсуждения и корректировки текста проект заключительных рекомендаций был поддержан большинством участников конференции. В обсуждении приняли участие также представители властных структур Республики Алтай, ректор
Горно-Алтайского госуниверситета Ю.В. Табакаев и зам. директора Отдела по культурному наследию ЮНЕСКО Л. Леви-Стросс.
В заключительном документе участники призвали коллег к широкому международному сотрудничеству в изучении археологического наследия Горного Алтая, который предложено рассматривать как трансграничный культурный и природный ландшафт. В этих целях необходимо проведение инвентаризации, паспортизации и составления археологической карты Алтая на основе международных стандартов, с учетом норм и специфики каждой страны. Эксперты рекомендовали принять все меры для сохранения объектов мирового культурного наследия (к ним, по мнению участников конференции, в ближайшем будущем следует отнести “замерзшие” захоронения пазырыкской культуры) в соответствии с государственными законами России, Китая, Монголии и Казахстана и Конвенцией по охране памятников Мирового культурного наследия. В условиях глобального изменения климата рекомендовано начать комплексный мониторинг мерзлотных захоронений, а также обеспечить наиболее полное научное исследование всех археологических объектов, которые при реализации хозяйственных проектов на территории Алтая попадают в зону отчуждения.
Во время работы конференции ее участники смогли наблюдать с возвышенности на Майминском взвозе полное солнечное затмение. На трассе, пересекающей Алтай с севера на юг, была устроена импровизированная обсерватория и многим участникам удалось получить качественные снимки этого природного явления.
Заключительный рабочий день был посвящен экскурсии в долину р. Каракол, организованной ГорноАлтайским университетом. Участники конференции посетили Башадарские курганы и ряд других археологических памятников, а также осмотрели музейные этнографические собрания в Каракольском природном парке, где была устроена презентация.
В заключение хотелось бы выразить надежду на то, что конференция сыграет большую роль в реализации решений и рекомендаций, принятых на данном собрании специалистов исторических и естественно-научных дисциплин. Содержание прослушанных докладов было чрезвычайно интересным, а идея проведения мо-нотематического симпозиума с привлечением ученых разного профиля представляется очень продуктивной. Остается надеяться, что выработанные учеными “стратегии” получат столь же продуктивное воплощение. От лица гостей хотелось бы отметить усилия организаторов, обеспечивших четкую работу конференции.
Институт археологии и этнографии СО РАН пр. Академика Лаврентьева, 17
Новосибирск, 630090, Россия