Международно-правовой аспект юридизации прав человека в контексте анализа британского "Кодекса практики - А"
Автор: Чимаров С.Ю., Чимаров Н.С.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 8-2 (71), 2022 года.
Бесплатный доступ
В статье представлен анализ отдельных положений британского антикриминального законодательства, распространяющего свою деятельность на область поддержания в обществе гарантированного соблюдения прав человека в процессе остановки и обыска подозреваемых лиц. Авторы придерживаются гипотезы относительно приемлемости отмеченного зарубежного опыта полицейской деятельности в контексте безусловного соблюдения прав человека.
Международное право, антикриминальное законодательство, задержание, остановка, полиция, права человека
Короткий адрес: https://sciup.org/170195489
IDR: 170195489 | DOI: 10.24412/2500-1000-2022-8-2-162-164
Текст научной статьи Международно-правовой аспект юридизации прав человека в контексте анализа британского "Кодекса практики - А"
Современные изменения в парадигме глобалистики XXI в., обусловленные событиями с начала 24 февраля 2022 г., сопровождаются интенсивной динамикой формирования новых смыслов и концептуального переосмысления ряда сущностных аспектов международного права. В первую очередь отмеченное относится к проблеме восприятия и учета зарубежной парадигмы защиты прав и свобод человека и гражданина. По нашему представлению, наиболее приемлемой выступает позиция сохранения «ребенка» в пресловутом «ушате воды» суть признания массива накопленного опыта, включая опыт ряда стран западно-европейской цивилизации. В этой связи мы вновь апеллируем ко многим правовым положениям отдельных стран применительно к областям правозащитной и правоохранительной деятельности, в том числе к положениям основного документа, регламентирующего деятельность английской полиции, а именно Закона «О полиции и средствах доказывания в уголовном праве» (ПАСЕ) (англ. «The Police and Criminal Evidence Act», 1984) (PACE) [1]. Стандартами PACE установлен разумный баланс между полномочиями полиции, а также правами и свободами человека. Для области прав человека несомненное значение имеют закрепленные в PACE стандартные положения, обращенные к реализации следующих полномочий английской полиции: «stop and search» (остановка и обыск); «arrest» (арест); «detention» (задержание); «identification» (идентификация); «inter-viewing detainees» (собеседование с задержанными). Апеллируя к проблеме остановки граждан и их обыска, следует заметить, что полицейская технология «stop and search» используется для поиска наркотиков, оружия и украденного имущества. Важным условием применения отмеченной технологии является наличие у полицейского (англ. «police officers») «разумных оснований» для остановки человека и его обыска.
Наиболее обстоятельно вопросы практической реализации полицейских полномочий «stop and search» закреплены в «Кодексе практики – А», в соответствии с которым предназначение действий полиции по остановке человека и его обыска заключается в том, чтобы полицейские подтвердили или опровергли свои подозрения о физических лицах, не имея при этом полномочий на их арест [2]. По мысли английских законодателей, в случае справедливого и недискриминационного приме- нения технологии «stop and search» представляется целесообразным утверждать о ее высокой эффективности в решении задач предупреждения и выявления преступлений. В отмеченном «Кодексе практики – А» закреплены следующие принципы, регулирующие порядок остановки и обыски (англ. «Principles Governing stop and search»):
-
1. Полномочия полиции по остановке и обыску должны быть использованы справедливо, ответственно, с уважением к останавливаемым и обыскиваемым лицам, без незаконной их дискриминации и в строгом соответствии с Законом «О расовых отношениях» (1976) [3] и поправкой к данному Закону (2000) [4];
-
2. Вмешательство полицейского в свободу остановленного лица и его обыск должно быть кратковременным, а задержание лица под стражу в целях его обыска должно производиться на месте остановки или вблизи места остановки;
-
3. Несоблюдение полицейскими первых двух принципов применения остановки и обыска физических лиц для выявления и предупреждения преступлений должно вызывать сомнение в справедливом использовании указанных полицейских полномочий;
-
4. Должностные лица полиции обязаны обоснованно использовать санкционированные им полномочия в отношении индивидуальных досмотров и общего характера полицейских действий в этой связи, с разъяснением полицейскими своих полномочий в отношении обыскиваемого лица. Любое злоупотребление предоставленными полномочиями наносит ущерб деятельности полиции и приводит к недоверию ее действиями. Злоупотребление полицейскими предоставленных им полномочий должно приводить к принятию дисциплинарных мер;
-
5. Полицейский не вправе проводить обыск лица, в том числе с его согласия, если на проведение обыска нет юридических оснований. Исключением является проведение досмотра лиц, въезжающих на спортивные площадки или иные помеще-
- ния и только с согласия, принимающего условия отмеченного въезда [2].
Наряду с отмеченным, во 2-м разделе «Кодекса практики – А» проводится объяснение полномочий останавливать и обыскивать (англ. «Explanation of powers to stop and search»). Следует заметить, что проблеме полицейских компетенций в области «stop and search» всего посвящено 29 пунктов указанного раздела 2 «Кодекса практики – А». Опыт проводимых полицейскими остановок и обыска лиц свидетельствует о следующем результате: в каждом единичном из трех случаев у останавливаемых лиц обнаруживаются запрещенные к хранению и использованию предметы. В данном случае представляется правомерным говорить о «положительном результате» (англ. «positive outcome»), в противном случае ситуация именуется «без дальнейших действий» (от англ. «no further actions»). По утверждению офицера полиции Крессинды Дик, показатель числа лиц, имеющих при себе незаконные предметы, не зависит от этнического состава населения: белых, черных, азиатов [5]. В действительности, показатель числа лиц, имеющих при себе не разрешенные к хранению предметы, может быть выше, поскольку не всегда по официальной статистике проходит в номинации «stop and search». Основанием для подобного рода регистрации останавливаемых и обыскиваемых лиц являются положения Закона «О психическом здоровье (2007) [6]. Речь идет о требованиях пп. «с», п. «2а» ст. 8 относительно «минимизации ограничений свободы» и пп. «е», п. «2а» ст. 8 относительно «недопущения незаконной дискриминации».
Резюмируя изложенные выше, представляется обоснованным утверждение относительно упрочения прав человека в процессе производства полицией Англии остановок и обыска лиц, подозреваемых в различного рода правонарушениях. Наряду с отмеченным, в английском обществе наблюдается устойчивая тенденция в сторону либерализации национального анти-криминального законодательства по соблюдению личных прав граждан.
Список литературы Международно-правовой аспект юридизации прав человека в контексте анализа британского "Кодекса практики - А"
- The Police and Criminal Evidence Act, 1984. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.legislation.gov.uk (дата обращения: 26.08.2022).
- The Police and Criminal Evidence Act, 1984 - Code A. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.legislation.gov.uk (дата обращения: 26.08.2022).
- The Race Relations Act, 1976. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.legislation.gov.uk (дата обращения: 27.08.2022).
- The Race Relations (Amendment) Act, 2000. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.legislation.gov.uk (дата обращения: 27.08.2022).
- Stops and searches are becoming less common. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.fullfact.org/crime/stops-and-searches-are-becoming-less-common (дата обращения: 27.08.2022).
- The Mental Health Act, 2007. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.legislation.gov.uk (дата обращения: 27.08.2022).