Международно-правовые принципы охраны окружающей среды в применении к формированию международной природоохранной организации Каспийского моря

Автор: Мурсалиев Араз Огтай Оглы

Журнал: Legal Concept @legal-concept

Рубрика: Главная тема номера

Статья в выпуске: 1 т.20, 2021 года.

Бесплатный доступ

Введение: в статье автор ставит своей целью проанализировать содержание и правовое значение международно-правовых принципов охраны окружающей среды в контексте перспектив формирования международной природоохранной организации в Каспийском регионе. Автор делает акцент на тех принципах, которые уже получили закрепление в международно-правовых договорах, заключенных государствами Каспийского моря: на принципе предосторожного подхода, принципе «загрязнитель платит», принципе доступности информации о загрязнении морской среды и принципе экосистемного подхода. Методы: методологической основой настоящего исследования стали методы анализа и синтеза, эмпирические методы сравнения, интерпретации, а также такие частнонаучные методы, как юридико-догматический и метод толкования правовых норм. Результаты исследования: результаты проведенного исследования показывают, что при развитии региональных институтов охраны окружающей среды в Каспийском регионе необходимо учитывать международно-правовые принципы охраны окружающей среды. В частности, исходя из анализа вышеперечисленных международно-правовых принципов, автор обосновывает необходимость придания возможной региональной межгосударственной природоохранной организации функций по мониторингу, отслеживанию причинителей вреда, функции центра сбора, обработки и распространения информации, а также координации деятельности всех существующих международных и национальных структур для повышения эффективности их сотрудничества. Обсуждение и заключение: развитие региональных природоохранных институтов невозможно без учета международно-правовых принципов, закрепленных в региональных международных договорах. Автор делает вывод о необходимости применения содержания таких принципов при формировании региональной межгосударственной природоохранной организации.

Еще

Каспийское море, охрана окружающей среды, принципы международного права, экосистемный подход, принцип «загрязняющий платит»

Короткий адрес: https://sciup.org/149130473

IDR: 149130473   |   DOI: 10.15688/lc.jvolsu.2021.1.6

Текст научной статьи Международно-правовые принципы охраны окружающей среды в применении к формированию международной природоохранной организации Каспийского моря

DOI:

Реализация положений международных универсальных и региональных (много- и двусторонних) соглашений, формирующих международно-правовой режим охраны окружающей среды Каспийского моря, осуществляется целым рядом международных организаций, конвенций, программ, региональных международных организаций и исполнительных органов отдельных соглашений, а также возложена прикаспийскими государствами на их национальном уровне на множество компетентных государственных органов.

Отсутствие единого центра координации природоохранной деятельности на Каспии приводит к наложению функций, недостаточно эффективному их исполнению, отсутствию реальных механизмов контроля за соблюдением обязательств и т. д.

В своих статьях и работах автор рассматривает различные аспекты проблематики создания региональной межгосударственной природоохранной организации, компетентной в вопросах охраны окружающей среды Каспийского моря [3]. В настоящей статье автор намерен рассмотреть, какие международно-правовые принципы могут лечь в основу ло- гики создания и функционирования такой организации.

Основное содержание

Первое и наиболее комплексное перечисление принципов международного права, применимых к охране окружающей среды в Каспийском регионе, дано в п. 1.3 Каспийской экологической программы 2006 года. Позднее часть этих принципов легла в основу Рамочной конвенции о защите морской среды Каспийского моря 2003 г. и Протоколов к ней, а также в Конвенции о правовом статусе Каспийского моря 2018 года.

Ст. 4 Тегеранской конвенции указывает в числе общих обязательств ее участников, что стороны обязуются принимать необходимые меры для предотвращения, снижения и контроля загрязнения Каспийского моря; принимать меры для охраны, сохранения и восстановления морской среды, а также использовать ресурсы Каспийского моря таким образом, чтобы не наносить ущерба его морской среде [3]. Среди отраслевых принципов международно-правовой охраны морской среды Каспийского региона названы: принцип принятия мер предосторожности, принцип ответственности сторон, по вине которой произошло загрязнение («загрязняющий платит»), а также принцип доступности информации о загрязнении. В настоящей статье будет осуществлена попытка выявить перспективы создания единой межгосударственной организации, компетентной в вопросах охраны окружающей среды в Каспийском море, в контексте реализации отдельных международно-правовых принципов охраны окружающей среды, уже получивших прямое или опосредованное закрепление в региональных соглашениях.

В Тегеранской конвенции закреплен «принцип принятия мер предосторожности , согласно которому, при наличии угрозы серьезного или необратимого ущерба для морской среды Каспийского моря, ссылки на отсутствие полной научной уверенности не используются в качестве причины для отсрочки экономически эффективных мер по предупреждению подобного ущерба» [3]. Суть принципа предосторожности заключается в том, что меры по предотвращению, ограничению и сокращению загрязнения окружающей среды должны быть исполнены в максимально короткие сроки, причем научные сомнения в необходимости данных действий не могут служить достаточным основанием для задержки. В Конвенции о правовом статусе Каспийского моря 2018 г. смысл принципа предосторожности был дополнительно раскрыт. В частности, в ст. 13 говорится о том, что неоправданные задержки или отказы недопустимы в процессе выдачи разрешений на проведение морских научных исследований, направленных на изучение водных биологических ресурсов, равно как и ресурсов дна и недр. Однако в таком случае должны соблюдаться суверенные и исключительные права Сторон, закрепленные в Конвенции.

Принцип «загрязняющий платит» означает, что виновник в загрязнении окружающей среды обязан нести все расходы, связанные с ликвидацией последствий его действий [2, с. 74]. Данный принцип нашел свое отражение в п. (b) ст. 4 Рамочной конвенции, а также в Конвенции о правовом статусе Каспийского моря 2018 г., где закрепляется ответственность Стороны-загрязнителя за любые действия, повлекшие за собой причинение вреда экосистеме водоема. Прибрежные государства обязуются принимать как само- стоятельно, так и совместно необходимые меры по предотвращению случаев загрязнения, уменьшению исходящего от него ущерба, а также контролю за всеми его возможными источниками. Данный принцип впервые получил свое закрепление в Рекомендациях ОЭСР 1972 г. о руководящих принципах применительно к международным экономическим аспектам природоохранной политики, а позднее – в Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию 1992 г. (принцип 16). Важно подчеркнуть, что данный принцип носит экономический характер и является наиболее практически применимым, не декларативным.

Согласно принципу доступности информации о загрязнении морской среды, закрепленному в ст. 5 Тегеранской конвенции, страны-участницы обязаны предоставить доступ к информации о загрязнении другим прибрежным государствам. Согласно ст. 21 Рамочной конвенции, обмен такими данными между Сторонами должен происходить регулярно [1, с. 23]. Этот принцип нашел свое отражение в деятельности Конференции Договаривающихся Сторон, в частности в уже упомянутых двух Докладах о состоянии окружающей среды Каспийского моря. Прикаспийские государства ведут просветительскую работу, направленную на информирование населения о состоянии окружающей среды, а также поощряют создание неправительственных организаций, занимающихся проблемами экологии. Кроме того, существенным шагом к доступности информации об экологии региона стало присоединение Азербайджана, Казахстана и Таджикистана к конвенции Европейской экономической комиссии ООН «О доступе к информации, участии общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» (далее – Орхус-ская конвенция), направленной не только на обеспечение доступа к информации, но и на участие граждан в принятии решений по вопросам окружающей среды [4, p. 603].

Принцип экосистемного подхода широко освещен в ст. 7–11 Рамочной конвенции (посвящены вопросам предотвращения, снижения и контроля загрязнений от различного типа источников); принцип также отражен в Протоколе о сохранении биологического раз- нообразия к Рамочной конвенции. Концептуально-правовые основы экосистемного подхода были заложены в Декларации Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды в Стокгольме 1972 года. Ключевой вехой в формировании экосистемного подхода можно считать Конвенцию о биологическом разнообразии 1992 года. В тексте Конвенции термин «экосистема» был определен как «динамичный комплекс сообществ растений, животных и микроорганизмов, а также их неживой окружающей среды, взаимодействующих как единое функциональное целое» [2]. На 5-й Конференции Сторон Конвенции о биологическом разнообразии были утверждены 12 базовых принципов экосистемного подхода, включающих в себя необходимость децентрализации органов управления экосистемой ради достижения наибольшей эффективности, долгосрочность поставленных перед ними целей и т. д.

Результаты и выводы

Во-первых, из изложенного необходимо сделать вывод о том, что в целях реализации принципа «загрязнитель платит» в Каспийском регионе необходимо придание единой межгосударственной организации, компетентной в вопросах охраны окружающей среды Каспийского моря, не только общих функций по мониторингу, но и по отслеживанию причинителей вреда – в координации с компетентными органами государств.

Во-вторых, для целей охраны окружающей среды Каспийского моря необходимо обеспечение государств, хозяйствующих субъектов доступом к информации об экосистеме водоема, о его биологических, химических, геоморфологических характеристиках, загрязнениях, а также о наиболее экологичных доступных технологиях. Представляется, что для координации такой деятельности на уровне региональной межгосударственной организации необходимо наделить ее функциями единого центра сбора, обработки и распространения информации.

В-третьих, необходимо при формировании видения устройства возможной межгосударственной организации учитывать и значение принципа экосистемного подхода. Пред- ставляется, что деятельность такой организации должна быть направлена не на централизацию функций по управлению экосистемой Каспия, а на координацию деятельности всех существующих международных и национальных структур для повышения эффективности их сотрудничества.

Список литературы Международно-правовые принципы охраны окружающей среды в применении к формированию международной природоохранной организации Каспийского моря

  • Вылегжанин, А. Н. К учету международно-правовых начал экосистемного управления природными ресурсами Каспия / А. Н. Вылегжанин, Е. Е. Андреева, Л. В. Сперанская // Вестник Каспия. - 2002. - № 6. - C. 65-69.
  • Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/biodiv.shtml (дата обращения: 29.04.2020). - Загл. с экрана.
  • Рамочная Конвенция по защите морской среды Каспийского моря 2003 г. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.tehranconvention.org/IMG/pdf/Tehran_Convention_text_final_rus.pdf (дата обращения: 22.06.2020). - Загл. с экрана.
  • The model of distribution of human and machine labor at intellectual production in industry 4.0 / A. O. Inshakova, E. E. Frolov, E. P. Rusakova, S. I. Kovalev // Journal of Intellectual Capital. - 2020. - № 21 (4), pp. 601-622.
Статья научная