Международное и российское законодательство о противодействии торговле людьми

Автор: Бурмистрова А.В.

Журнал: Мировая наука @science-j

Рубрика: Естественные и технические науки

Статья в выпуске: 5 (38), 2020 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена анализу российского и международного законодательства о противодействии торговле людьми. Эта проблематика исследуется через призму признаков состава преступления, закрепленного в ст. 127 УК РФ. Дается характеристика международно-правовых норм, направленных на противодействие торговле людьми и предлагается включение в уголовное законодательство РФ системы уголовно-правовых норм, призванных комплексно охранять права человека на свободу и противодействовать торговле людьми.

Преступление, торговля людьми, рабство, сексуальная эксплуатация, международно-правовая регламентация

Короткий адрес: https://sciup.org/140294030

IDR: 140294030

Текст научной статьи Международное и российское законодательство о противодействии торговле людьми

Student

Rostov State University of Economics (RINH)

Russia, Rostov-on-Don

Scientific adviser: Korunenko E.YU.

Russia, Rostov-on-Don

INTERNATIONAL AND RUSSIAN LEGISLATION ON COUNTERING HUMAN TRAFFICKING

Resume: The article is devoted to the analysis of Russian and international legislation on combating human trafficking. This issue is investigated through the prism of signs of corpus delicti, as enshrined in Art. 127 of the Criminal Code. The author gives a description of international legal norms aimed at combating trafficking in human beings and proposes the inclusion in the criminal legislation of the Russian Federation of a system of criminal legal norms designed to comprehensively protect human rights to freedom and to combat human trafficking.

Key concepts: crime, human trafficking, slavery, sexual exploitation, international legal regulation.

В современный период на международном уровне провозглашена концепция охраны свободы личности, в основе которой значительный массив международно-правовых актов, предполагающих, что национальные правовые порядки должны соблюдать правовые рекомендации международного сообщества о необходимости приведения внутригосударственных норм в соответствие с международными. К числу значимых актов в которых провозглашается охрана основных прав и свобод личности относятся прежде всего Всеобщая Декларация прав человека 1948 года1, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.2, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г3.

Российское государство также провозглашает в Конституции РФ, что основной ценностью в нашей стране является человек, а его жизнь, здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность охраняются государством1.

Одним из опасных преступных посягательств, которое посягает на свободу человека является торговля людьми. Казалось бы, что это пережиток прошлого, однако, такое постыдное явление не исчезло в XXI веке, а наоборот имеет место его возрождение в качестве одного из способов получения криминального дохода.

По данным судебного департамента США, ежегодно более двух млн. человек становятся жертвами торговли людьми. Так, за последние тридцать лет, только в странах азиатского региона примерно тридцать миллионов женщин и детей было продано в рабство, в том числе и сексуальное.

Международными экспертами приводятся данные о том, что мировая прибыль от торговли людьми составляет примерно 9,5 млрд. долл. ежегодно.

Что касается нашей страны, то с 2016 года по 2019 год в России было привлечено к уголовной ответственности 130 человек за преступления, предусмотренные ст. 127.1. УК РФ2.

Впервые в отечественной законодательной практике, уголовная ответственность за торговлю людьми была закреплена в УК РФ в 2003 году. Ранее, законодатель привлекал к уголовной ответственности только за торговлю несовершеннолетними (ст. 152 УК РФ). В настоящий момент эта статья утратила силу, так как данный состав в ходе редактирования норм УК РФ был включен в структуру статьи 127.1 как квалифицированный состав (п. «б» ч. 2).

Безусловно, что приведенные ранее данные о количестве осужденных за совершение рассматриваемого деяния ни коим образом не отражает реальное состояние преступности в этой сфере.

На основе анализа диспозиции ст. 127.1 УК РФ, специалисты делают вывод о том, что при конструировании состава данной статьи, устанавливая уголовную ответственность за торговлю людьми, законодатель механически заимствовал понятия из международных документов.

Ключевой момент нормы ст. 127.1 УК РФ – это цель – эксплуатация, содержание которой поясняется в примечании 2 к этой статье: занятие проституции, сексуальная эксплуатация, рабский труд и др. По этому поводу неоднократно высказывались предложения о необходимости разграничения торговли людьми с организацией занятия проституцией, вовлечением в нее и другими аналогичными деяниями. Дискуссии в среде научной общественности по этому поводу продолжается и сегодня. В частности, ряд авторов вполне обосновано указывают на то, что, раскрывая понятие «торговля людьми», законодатель ставит знак равенства между понятиями «купля-продажа», «вербовка», «перевозка», «передача» и «укрывательство», образующими, и в отдельности, и в сочетании состав торговли людьми.

Специалисты отмечают, что такое толкование торговли людьми является нелогичным и некорректным как с позиции лексики русского языка, так и, в аспекте юридической техники, представляется некорректной и нелогичной1.

Детальный лексический анализ таких понятий, как вербовка, перевозка, передача или укрывательство позволяет утверждать, что это в большей степени действия по приготовлению или покушению на совершение купли-продажи человека.

Избыточной является, по мнению ряда авторов, и указание на специальную цель эксплуатации, так как в отдельных случаях, посредник сделки или продавец может ставить перед собой иную цель1.

Л.В. Иногамова-Хегай считает, что независимо от цели, торговлей людьми следует признавать любые сделки, предметом которых выступает человек2.

Отдельным предметом для дискуссии является вопрос о юридической оценке факта торговли людьми с согласия потерпевшего на его продажу, в этом случае возможны проблемы с правильной квалификацией содеянного.

В международных актах по этому поводу содержатся рекомендации о том, что не следует исключать уголовную ответственность лиц за торговлю людьми, при согласии жертвы, исключающее ее добровольность. В частности в п. «b» ст. 3 Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности, разъясняется, что должно приниматься во внимание согласие жертвы торговли людьми на запланированную эксплуатацию, так как возможно, что оно было дано под воздействием таких средств воздействия, как угроза силой или ее применения, иных форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью; уязвимостью положения; путем подкупа, в виде платежей или выгод, для получения согласия лица, контролирующего другое лицо1. Если же на жертву не было оказано никакого противоправного давления, в том числе обман и мошенничество, уголовная ответственность за торговлю людьми исключается. При этом, имеются и исключения, если согласие на вербовку, перевозку, передачу, укрывательство, было дано несовершеннолетним лицом, то уголовная ответственность, то уголовная ответственность за такие деяния применяется2.

В статье первой Конвенции о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами 1949 г.3 указано, что преступлением является не только эксплуатация проституции с согласия лица, но и склонение или совращение в этих же целях.

В УК РФ, вопрос относительно юридической оценки согласия на совершения сделки в отношении человека, должного отражения не нашли. Однако с учетом положений учения о согласии потерпевшего на причинение вреда его правам и законным интересам, можно констатировать, что действия виновных по осуществлению торговли людьми, уголовно наказуемы даже на потерпевшего не было оказано какое-либо влияние по получению согласия на осуществление сделки в отношении него.

Также следует согласиться с авторами, которые указывают на то, что в аспекте русского языка, само название статьи «Торговля людьми»

выражения в тексте диспозиции не получает1, поэтому следовало бы сформулировать его по иному.

Реальная международная статистика показывает динамику объемов работорговли, незаконного вывоза женщин и детей из родных стран за границу для использования в целях сексуальной эксплуатации, принудительного труда. Данная ситуация является явной угрозой не только отдельным государствам, как правило, это страны с низким уровнем экономического развития или неблагополучной политической обстановкой (война, вооруженные конфликты), но и всему мировому сообщества.

Безусловно прав Н.И. Матузов, утверждая, что права человека – это явление «внетерриториальное и вненациональное», их охрана и защита, а также соблюдение не могут быть внутренним делом того или иного государства2. В связи с этим, несмотря на наметившиеся противоречия в международном сообществе, оно продолжает поиск способов противодействия торговли людьми. Противодействие рассматриваемому виду преступности особенно активно велось в ХХ веке под эгидой ООН, Совета Европы и иных международных организаций. В этот период был разработан и принят ряд значимых нормативно-правовых актов (конвенции, соглашения, руководящие принципы и рекомендации), содержание которых направлено на полноценную охрану свободы человека. Права человека не могут быть предметом только национального законодательства, так как в современных условиях глобализирующего мира возрастает роль международного правового регулирования.

Перечислим основные международные акты, которые прямо или в каком-либо аспекте направлены на запрет и предотвращение торговли людьми:

  • -    Конвенция о рабстве 1926 года1;

  • -    Конвенция о принудительном или обязательном труде 1930 года2;

  • -    Конвенция о борьбе с торговлей людьми и эксплуатации проституции третьими лицами 1949 года3;

  • -    Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов, и обычаев, сходных с рабством 1956 года4;

  • -    Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года 5;

  • -    Протокол о пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности 2000 года.

Эти нормативные акты имеют важное значение для национальных правовых систем прежде всего государств-участников, для которых их положения являются обязательными. Ряд авторов по этому поводу указывает, что в этом случае можно вести речь о создании в международном праве единой системы преступлений, связанной с торговлей людьми, и, следовательно, обязательной для имплементации государствами-участницами1. Однако такой подход не вполне соответствует действительности. Более верным является подход согласно которому, концептуальная целостность структуры международных норм о противодействии торговле людьми состоит в том, что они, опираясь на исходные категории, составляют определённый базовый набор нормативных положений, которые и следует рассматривать в качестве международного законодательства.

Необходимость инкорпорации международных норм предполагает обязанность государства привести свое законодательство в соответствие с международно-правовыми нормами. Приоритет норм международного права был достаточно четко определен в статье 27 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года в соответствии с которым, государства- участники не могут ссылаться на положения национального права для того чтобы оправдывать невыполнения международного договора2.

Безусловно, требования и положения международно-правовых актов оказывают значительное влияние на то, как формулируется составы преступлений о торговле людьми в национальных законодательствах.

В уголовном законодательстве РФ, на сегодняшний момент концептуальный подход к противодействию торговле людьми отсутствует, при этом Россия не является участницей некоторых конвенций, регулирующих вопросы противодействия торговле людьми, поэтому целесообразно обратиться к международному и зарубежному опыту относительно принятия системы уголовно-правовых норм, призванных комплексно охранять права человека на свободу и противодействовать торговле людьми.

Список литературы Международное и российское законодательство о противодействии торговле людьми

  • Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 1995. № 67.
  • Венская Конвенция о праве международных договоров (Заключена в Вене 23.05.1969) // Ведомости ВС СССР. 1986. № 37. Ст. 772.
  • Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004)//Бюллетень международных договоров. 2001. № 3.
  • Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) //Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.
  • Конвенция относительно рабства, подписанная в Женеве 25 сентября 1926 года, с изменениями, внесенными Протоколом от 7 декабря 1953 года (Заключена в г. Женеве 25.09.1926) //Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. - М.: Юридическая литература, 1990. - С. 201 - 205.
  • Конвенция N 29 Международной организации труда (с изм. от 11.06.2014) «Относительно принудительного или обязательного труда» (принята в г. Женеве 28.06.1930 на 14-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // Ведомости ВС СССР. 1956. №13. Ст. 279.
  • Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами (Принята 02.12.1949 на 264-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XVI. - М., 1957. С. 280 - 290.
  • Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов, и обычаев, сходных с рабством (Заключена в г. Женеве 07.09.1956) // Ведомости ВС СССР. 20 апреля 1957 г. № 8. Ст. 224.
  • Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности" (принят в г. Нью-Йорке 15.11.2000 Резолюцией 55/25 на 62-ом пленарном заседании 55-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень международных договоров. 2005. № 2. С. 46 – 55.
  • Конституция Российской Федерации 1993г. (в последней ред. Законов РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
  • Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 18.02.2020) //Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
  • Иногамова-Хегай Л. В. Закон, наука и практика по противодействию преступлениям против похищения человека и торговли людьми // Правовое содержание уголовного закона: материалы круглого стола к юбилею Ю. В. Голика. СПб.: Юридический центр, 2017. - С. 150-163.
  • Леонов К.С. Почему проблема торговли людьми и эксплуатации человека остается острой и о ней не говорят? //Студенческий вестник. 2017. № 2. С. 21-23.
  • Матузов Н. И. Актуальные проблемы теории права. Саратов : Издательство Саратовской государственной академии права, 2003. – 510 с.
  • Останков Д.И. Исторический взгляд на проблему ответственности за торговлю людьми в контексте международно-правой борьбы с торговлей людьми //Стимулирование инновационного развития общества в стратегическом периоде. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. - С. 171-176.
  • Силаев С.А., Ковылов И.В. Криминообразующие признаки торговли людьми в международном и российском уголовном праве // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2018. №1. - С. 55 – 56.
  • Шестаков Д.А. Торговля людьми в свете постлиберальной криминологии // Актуальные проблемы совершенствования мер борьбы с эксплуатацией человека. Сб. материалов Межд. научн.-практ. конф. 30 апр. 2010 г. - Хабаровск, 2017. – 430 с.
Еще
Статья научная