Международные спортивные мероприятия как эффективный инструмент спортивной дипломатии России

Автор: Колеватова Татьяна Сергеевна

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Политические процессы и практики

Статья в выпуске: 5, 2019 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются инструменты «мягкой силы», используемые Россией в спортивной дипломатии. Автор отмечает значение международных спортивных мероприятий для эффективной деятельности в данной сфере, а также взаимосвязь спортивных успехов и успехов внешней политики России, а также рассматривает риски, возникающие при улучшении спортивного имиджа страны на примере допинг-процесса 2014-2019 гг.

"мягкая сила", спортивная дипломатия, внешняя политика, имидж России, спортивные турниры, допинг-процесс

Короткий адрес: https://sciup.org/170171030

IDR: 170171030   |   DOI: 10.31171/vlast.v27i5.6718

Текст научной статьи Международные спортивные мероприятия как эффективный инструмент спортивной дипломатии России

В условиях увеличения внимания к вопросам развития физической культуры и спорта на национальном уровне, возрастания роли международных спортивных организаций в мировой политике спортивная дипломатия рассматривается как часть публичной дипломатии, усиливающая внешнеполитическое «мягкосиловое» влияние того или иного государства в мире.

Наднациональность, общечеловеческая ценность и повсеместная популярность спорта привели к тому, что спорт стал значимым элементом престижа и инструментом влияния в международных отношениях.

По мнению экспертов, спортивная дипломатия представляет собой перспективное направление применения «мягкой силы». Вместе с тем дальнейшее целенаправленное использование спорта в политических целях вызывает сомнения в способности сохранения чистоты спортивных принципов и опасения, что универсалистские цели спорта по объединению человечества во имя мира будут подменены [Быкова 2015].

В настоящее время Россия проводит политику популяризации спорта – как профессионального, так и массового, подчеркивая важность прививания культуры спорта и обозначая долгосрочную цель в виде оздоровления населения. Огромные надежды возложены на укрепление национального единства и улучшение внешнеполитического имиджа.

Спортивные мероприятия занимают важное место в государственной политике по формированию благоприятного имиджа и повышению международного авторитета России [Василенко 2014].

Действительно, к началу 2014 г. Россия вышла в лидеры по числу проводившихся в стране крупнейших мировых соревнований (успешно были проведены летняя универсиада в Казани, чемпионат мира по легкой атлетике в Москве, Всемирные игры боевых искусств в Санкт-Петербурге, чемпионат мира по конькам и тестовые предолимпийские соревнования по остальным видам спорта в Сочи).

В 2014 г. Россия успешно провела зимнюю Олимпиаду и Параолимпиаду, с этого же года проводится Гран-при России Формулы-1, в 2016 г. проведен чемпионат мира по хоккею, в 2018 – чемпионат мира по футболу FIFA, в 2019 – зимняя универсиада. Данные международные спортивные мероприятия благотворно повлияли на международный имидж России, повысили ее престиж как страны-хозяйки и собрали тысячи туристов со всего мира, сделав Россию центром событийного туризма.

Еще в 2012 г. влиятельный портал Sportcal (международная компания Sportcal – Sport Market Intelligence ) опубликовал доклад, согласно которому Россия вошла в тройку самых влиятельных спортивных держав в 2012 г. и получила статус лидера мирового спорта на период с 2013 по 2018 г.1 Это стало возможным благодаря организации множества крупных международных событий, главными из которых были названы Олимпийские и Параолимпийские игры 2014 г. в Сочи.

Компания Sportcal провела широкое исследование «Глобальное спортивное влияние» на основе анализа порядка 700 главных спортивных событий за период с 2007 по 2018 г. Более 200 привлеченных экспертов из разных стран и отраслей спорта изучали воздействие, которое оказывают международные спортивные соревнования на города и страны-организаторы по экономическим, социальным, спортивным, информационным и экологическим параметрам.

Если в предыдущем пятилетнем периоде (с 2007 по 2012 г.) мировым спортивным лидером с большим отрывом был признан Китай, за которым располагались Великобритания и Россия, то следующая пятилетка в мировом спорте стала временем России2.

Это было подтверждено рейтингом за 2016 г., согласно которому Россия оста- лась ведущей мировой державой в области спорта1. В основу рейтинга были взяты число и статусность спортивных соревнований, которые проводились или будут проводиться в период с 2010 по 2023 г. в пределах того или иного государства. На начало 2016 г. Россия (39 145 баллов) и США (39 262 балла) шли вровень в этом ежегодном маркетинговом исследовании.

На высокий статус России в мировом рейтинге спортивных держав не повлиял даже начавшийся в 2014 г. скандал, связанный с обвинениями России в применении государственной системы допинга, более того, его часто рассматривают как в большей степени политический заказ, чем спортивное явление2, а настоящей причиной нападок называют именно усиление спортивной составляющей «мягкой силы» России.

Поводом для начала разбирательств стал документальный фильм, вышедший на немецком телеканале ARD в декабре 2014 г., в котором россияне – супруги Юлия (бывший член сборной России по легкой атлетике) и Виталий (бывший сотрудник Российского антидопингового агентства – РУСАДА) Степановы приводили информацию об использовании и сокрытии следов применения допинга в России3.

После выхода фильма Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА) создало независимую комиссию по расследованию вопросов, связанных с применением допинга в российской легкой атлетике. Она была сформирована из 3 человек – канадцев Ричарда Паунда и Ричарда Макларена, а также немца Гюнтера Янгера. В докладе комиссии, опубликованном 9 ноября 2015 г., был выдвинут ряд обвинений в отношении РУСАДА, в т.ч. в даче взяток инспекторам допинг-контроля, в сговоре между тренерами легкоатлетов и сотрудниками антидопинговой организации. В докладе также утверждалось, что в декабре 2014 г. в Московской антидопинговой лаборатории по указанию ее директора Григория Родченкова за 3 дня до прибытия в Россию проверочной комиссии ВАДА были уничтожены более 1 400 допинг-проб спортсменов.

На основании доклада Международная ассоциация легкоатлетических федераций (ИААФ) приняла решение о временном приостановлении членства Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА).

19 ноября 2015 г. совет учредителей ВАДА на основании рекомендаций из доклада принял решение о несоответствии РУСАДА Всемирному антидопинговому кодексу, после чего агентство приостановило свою деятельность по основным направлениям, в т.ч. по отбору и обработке результатов проб.

10 ноября 2015 г., на следующий день после публикации доклада комиссии ВАДА, Родченков подал в отставку со своего поста (вскоре он переехал в США). В тот же день стало известно, что Московская антидопинговая лаборатория приостановила свою деятельность.

12 мая 2016 г. газета The New York Times опубликовала расследование, базировавшееся на сведениях, предоставленных Родченковым. В нем отмечалось, что в России перед зимней Олимпиадой 2014 г. в Сочи была разработана специальная «допинговая программа» с участием нескольких десятков спортсменов. Также были осуществлены манипуляции почти с сотней допинг-проб российских атлетов.

После статьи в The New York Times МОК обратился к ВАДА с просьбой про- вести расследование в связи с приведенной в ней информацией. Независимая комиссия ВАДА была сформирована в мае 2016 г., ее возглавил Макларен.

18 июля 2016 г. была представлена первая часть официального доклада, в которой говорилось, что допинговую программу в российском спорте поддерживали Министерство спорта России, Центр спортивной подготовки сборных команд России и Федеральная служба безопасности.

24 июля 2016 г., изучив доклад Макларена, исполком МОКа принял решение не отстранять всю сборную России от участия в XXXI летних Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро. Международные спортивные федерации на основании заявок от российских атлетов получили право самостоятельно определить, кто из них сможет выступить на Играх.

9 декабря 2016 г. была обнародована вторая часть доклада комиссии Макларена. В ней утверждалось, что пробы 12 российских медалистов зимних Олимпийских игр 2014 г. были фальсифицированы. Также отмечалось, что более тысячи атлетов могли быть вовлечены в манипуляции с положительными допинг-пробами. В тот же день МОК сообщил, что проведет повторный анализ всех допинг-тестов, сданных российскими спортсменами в ходе зимних Олимпийских игр 2014 г.

В течение ноября–декабря 2017 г. после изучения данных расследования комиссии Макларена МОК лишил российскую сборную в общей сложности 13 наград зимней Олимпиады 2014 г.

5 декабря 2017 г. МОК приостановил членство Олимпийского комитета России (ОКР) в организации и отстранил сборную России от участия в XXIII зимних Олимпийских играх 2018 г. в Пхёнчхане. Решение было принято на основании материалов двух комиссий организации, работавших с июля 2016 г. Комиссия Дениса Освальда была уполномочена перепроверить допинг-пробы российских спортсменов с XXII зимних Олимпийских игр 2014 г. в Сочи. Комиссия под руководством Самуэля Шмида расследовала причастность сотрудников Минспорта РФ к возможному сокрытию допинговых нарушений спортсменами.

В итоге на зимней Олимпиаде-2018 в Пхёнчхане российские спортсмены выступали в статусе «олимпийских атлетов из России»1.

Российское руководство неоднократно опровергало обвинения в системном применении допинга и ставило под сомнение объективность комиссий МОКа, а также прямо называло всю историю политической. Первоначальное мнение о виновности России в ВАДА постепенно лишилось единства, чему способствовали поддержка России влиятельными международными организациями, например, Международный олимпийский комитет четко выраженную анти-российскую позицию так и не занял2. Президент МОКа Томас Бах назвал весь процесс «беспрецедентной атакой на целостность олимпийского движения и спорта»3.

На фоне разбирательства неоднократно возникали разговоры и о лишении России права принять Чемпионат мира по футболу 2018 г., однако этого не случилось, хотя до последних месяцев подготовки подобные призывы звучали. Например, группы сенаторов США во главе с Робертом Менедесом и Роном

Джонсоном писали запросы в ФИФА с требованиями найти другое место для проведения соревнований1.

Итоги чемпионата действительно оказали большое влияние на завершение процесса. Президент ФИФА Джанни Инфантино признал ЧМ в России лучшим в истории, так же высоко турнир и подготовку к нему оценили многочисленные болельщики, как российские, так и зарубежные2.

Чемпионат мира по футболу также разрушил миф об изоляции России, который активно продвигался в последние годы в западной прессе3. За время турнира президент России Владимир Путин провел около 20 встреч с первыми лицами государств и высокими представителями стран, что подтверждает стремление иностранных глав государств и ведомств контактировать и сотрудничать с Россией.

К примеру, наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман аль Сауд, который прилетел на церемонию открытия и матч сборной с россиянами, обсудил с президентом РФ ситуацию на мировом рынке нефти и сотрудничество России в рамках ОПЕК+. Мун Чжэ Ин, лидер Южной Кореи, обсудил с Путиным российское участие в урегулировании ситуации на Корейском полуострове, прокладку газопровода и строительство транскорейской железной дороги. Также были проведены переговоры с представителями Португалии, Перу, Уругвая, Ирана и других стран по различным вопросам расширения портфеля совместных проектов4.

Чемпионат кардинально улучшил имидж России и стал эффективным инструментом «мягкой силы» российской внешней политики [Устюхова 2018].

Отражением такого положения дел стал очередной ежегодный рейтинг на 2019 г. Global Sports Nations Index от Sportcal : лидирует в нем Россия с коэффициентом 41 352. Второй в рейтинге стоит Канада с цифрой 40 205, третьей – Великобритания (37 191)5.

20 сентября 2018 г. WADA решило восстановить РУСАДА в правах. Условием стало предоставление доступа к данным о допинг-пробах, которые были получены в январе 2019 г. На сегодня РУСАДА полностью восстановлено в правах6.

Таким образом, на примере допингового скандала в российском спорте 2014– 2019 гг. можно проследить, какое влияние сегодня имеет эффективность спортивной дипломатии для страны. Усиление этой составляющей «мягкой силы» за счет спортивных успехов и проведения статусных международных мероприятий может привести к тому, что национальный спорт может стать предметом атаки на международной арене в целях ослабления влияния страны.

При этом нетрудно заключить, что как возникновение подобных процессов, так и прекращение их благоприятным образом в большой степени зависит от влияния страны в международных отношениях в целом. К сожалению, спорт в последние годы все больше становится заложником политики.

Список литературы Международные спортивные мероприятия как эффективный инструмент спортивной дипломатии России

  • Быкова В.В. 2015. Спортивная дипломатия как часть "мягкой силы": имплементация в рамках внешней политики Российской Федерации. - Современные научные исследования и инновации. № 2. Доступ: http://web.snauka.ru/issues/2015/02/46693 (проверено 27.08.2019)
  • Василенко И.А. 2014. Имиджевая стратегия современной России. - Перспективы: электронный журнал. Доступ: http://www.perspektivy.info/rus/nashe/imidzhevaja_strategija_sovremennoj_rossii_2014-06-23.htm (проверено 27.08.2019)
  • Устюхова Н.Н. 2018. Чемпионат мира по футболу-2018 как эффективный инструмент "мягкой силы". - Власть. Т. 26. № 9. С. 77-79
Статья научная