Международные стандарты образовательной политики государства
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/170164236
IDR: 170164236
Текст статьи Международные стандарты образовательной политики государства
н е подлежит сомнению, что общественный прогресс возможен постольку, поскольку каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овладевает производственным, социальноэкономическим, политическим, духовным опытом предшествующих поколений и, осмысливая, обогащая его, уже в более развитом виде, передает своим потомкам. Следовательно, ключевой целью образования, равно как и образовательной политики государства, являются сохранение, приумножение и передача накопленного производственного, социально-экономического, политического, духовного опыта последующим поколениям людей.
Цели, функции, задачи образования, как и обусловленный ими уровень знаний и навыков, могут быть различными в зависимости от идей, идеалов, общей культуры, национально-этнического состава населения, традиций, нравов, менталитета.
ЖУКОВА
Анна
Павловна – соискатель кафедры политологии
Военного университета
В условиях глобализации, информационной революции в типах образования и соответственно государственной образовательной политики особенно на Западе классические идеи образования во многом сконцентрированы на идеале человека, знающего, социально мобильного, ценящего идеалы свободы и демократии, адаптированного к конкурентному рынку. В данном случае не обошлось без коррекции образовательной политики государства под влиянием стандартов, выработанных в рамках целого ряда международных организаций. Не обошлось и без появления и закрепления нормами международного права такого феномена, как право на образование, которое признается во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о правах ребенка.
Международное сотрудничество в сфере образования реализуется в рамках ряда международных организаций (правительственных и неправительственных, универсальных, региональных и пр.). Ведущей среди них является Организация ООН по вопросам обра- зования, науки и культуры (ЮНЕ-СКО), созданная в 1946 г. В рамках ЮНЕ-СКО подготовлено множество международных конвенций, деклараций, программ в сфере образования.
Кроме ЮНЕ-СКО, активную роль в международном сотрудничестве в области образования играют региональные правительственные организации: А-фриканское бюро по наукам в области образования (создано в 1973 г.), Исламская организация по вопросам образования, науки и культуры (1980 г.), Конференция министров образования франкоговорящих стран (1960 г.), Организация министров образования Юго-Восточной А-зии (1965 г.), Организация Лиги арабских государств по вопросам образования, культуры и науки (1970 г.), профильные структуры в рамках СНГ.
С целью решения разнообразных проблем, возникающих в связи с реализацией гражданами права на образование, государства заключили большое количество международных договоров (универсальных, региональных, двусторонних, друг с другом и с международными организациями).
Ч-то касается универсальных международных договоров, таковых немного. Наиболее известными являются: Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования, рекомендации МОТ/ЮНЕ-СКО о положении учителей, рекомендации МОТ/ЮНЕ-СКО о статусе преподавательских кадров высших учебных заведений.
Гораздо больше региональных международных договоров. Например, государства – члены Совета Е-вропы 11 декабря 1953 г. заключили Е-вропейскую конвенцию об эквивалентности дипломов, ведущих к доступу в университеты. Цель способствовать свободному доступу европейской молодежи к интеллектуальным ресурсам Е-С. В соответствии со ст. 1 конвенции каждое государство-участник в целях приема в расположенные на ее территории университеты признает эквивалентность дипломов, выданных на территории любой другой стороны конвенции.
15 декабря 1956 г. государства – члены Совета Е-вропы заключили Е-вропейскую конвенцию об эквивалентности периодов университетского образования (Р-оссия участница), обязавшись определить лиц, уполномоченных принимать решения по вопросам эквивалентности периодов обучения за границей.
Важно также отметить Б-олонский процесс, Копенгагенскую декларацию, в которых участвуют по меньшей мере 40 европейских государств (в том числе Р-оссия).
Справедливости ради необходимо отметить, что принятие Р-оссией участия в деятельности Б-олонской конвенции вызвало большой резонанс внутри отечественного научного сообщества.
Напомню, что в 1999 году страны Е-вропейского союза достигли соглашения по вопросу создания «единого образовательного пространства», что было зафиксировано в форме Б-олонской декларации, согласно которой к 2010 году все страны Западной Е-вропы должны иметь единую систему высшей школы.
При этом декларируется унификация образовательного процесса высших школ стран – участниц проекта.
Такая система призвана обеспечить сопоставимость дипломов путем внедрения легко сравнимых академических степеней, студенческих документов (Е-вропейский табель курсов, приложения к диплому – Diploma Supplement), кредитная система зачетных баллов для получения образования в накопительнопереводном «формате».
Сторонниками «болонской формы» ярко иллюстрируются возможные выгоды новой системы образования: от обширного количества иностранных грантов для наших студентов до свободного перемещения из одного иностранного вуза в другой от семестра к семестру.
А-бсолютно полярную позицию занимают сторонники отечественной формы образования, заявляя, в частности, что принятие новой системы разрушительно. Национальная система высшего образования складывалась почти три столетия. Она является уникальным предметом и ценностью, формирующей сообщество специалистов с высшим образованием, ученых, научных деятелей. Отказ от этого сложившегося порядка означает разрушение фундамента национальной культуры. Кроме того, предполагаемая унификация образовательного процесса не является унификацией в действительном смысле этого слова. Опираясь на словарное определение термина «унификация», мы, к сожалению, не найдем в предлагаемой системе изменений образования синтеза отечественной образовательной культуры с общеевропейской. Синтеза, о котором нельзя не говорить, упоминая унификационный процесс как таковой. А-именно: Е-С ничего от российской системы не берет, нам предлагается полностью повторить чужую, инородную систему высшего образования.
Кроме того, сомнителен сам факт повышения, как заявляется, уровня высшего образования за счет введения двухступенчатого образования (бакалавриат и магистратура). Б-акалавр по европейской системе обучения является неким «специалистом широкого профиля», не имеющим специализации своего образования. Вполне предсказуемо, что с введением новой системы образования страна рискует остаться без полноценных специалистов, поскольку для получения специализированного высшего образования (окончания магистратуры) будет необходимо вливание огромных финансовых потоков. Ведь общеизвестно, что западная система переучивания бакалавра на магистра достаточно дорога.
Следует помнить, что односторонняя открытость и устремленность в международное пространство порой чреваты не приобщением к благам и ценностям цивилизации, а навязыванием различным народам мира культурно чуждых им идей, моделей и представлений, в том числе в сфере образования. При этом негативные последствия такого неэквивалентного обмена оказываются гораздо весомее, чем достигаемый положительный эффект.
В рамках СНГ по вопросам образования разработано несколько актов и документов, но специфика их в том, что они не имеют прямого действия на территории стран – участниц Содружества. Ч-тобы стать составной частью законодательства отдельных государств, они должны быть приняты компетентными органами этих государств в качестве собственных внутринациональных правовых актов.
Значителен массив двусторонних международных договоров. Например, 25 июня 1993 г. ЮНЕ-СКО и Р-Ф подписали меморандум о взаимодействии, согласно которому ЮНЕ-СКО будет стремиться оказывать содействие Р-оссии в совершенствовании национального законо- дательства в области образования, подготовке методических материалов по реформированию дошкольного образования, создании информационных сетей по средним и высшим учебным заведениям, развитии межуниверситетского сотрудничества. .
Р-Ф заключила со многими государствами двусторонние международные договоры о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, положения которых распространяются на документы об образовании, выдаваемые на территории Р-оссии и соответствующего государства, регламентируют порядок признания аттестата о среднем образовании, дипломов о начальном и среднем профессиональном образовании, специалиста с высшим профессиональным образованием, магистра.
В связи с вышеизложенным, характеризуя далее российское законодательство об образовании, можно утверждать, что оно отвечает международным стандартам, признавая примат международного права (в отличие, например, от США- в Р-оссии общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Р-Ф являются составной частью ее правовой системы).
Между тем чрезвычайно поспешное провозглашение Р-оссией примата «общепризнанных» принципов и норм международного права позволило в 1990-е годы ряду участников международного общения оказать через международно-правовые механизмы влияние на ее внутреннюю политику, во многом нивелирующее национальные интересы Р-Ф. В связи с этим некоторыми авторами даже предлагается использовать в обороте термин «юридическая экспансия»1.
По официальным данным, рубеж XX– XXI вв. Р-оссия преодолела, имея в целом достаточно развитую систему образования, доставшуюся ей в наследство от СССР- и сохранившую во многом свою эффективность в период реформ 1990-х годов. Функционировали: 60,25 тыс. дошкольных образовательных учреждений, 66,7 тыс. общеобразовательных учреждений различных видов (в том числе 568 негосударственных), свыше 4 тыс. учреждений начального профессио- нального образования, 8,7 тыс. учреждений дополнительного образования детей. Подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием велась по 92 направлениям и 443 специальностям1.
Одновременно с этим официально признано, что современная российская система образования характеризуется, в частности, фактическим отсутствием ответственности учебных заведений за конечные результаты образовательной деятельности, а проблема ее негибкости и инерционности во многом связана с проблемой дефицита преподавательских и управленческих кадров необходимой квалификации2.
Основными задачами государства в сфере образования признаются: реализация конституционного права граждан на образование и равные изначальные возможности на получение бесплатного образования высокого качества; формирование в общественном сознании отношения к образованию как высшей ценности гражданина; качественное изменение ее финансирования системы образования.
Целью реализации Национальной доктрины образования в Р-Ф является достижение конкурентоспособного уровня образования как по содержанию образовательных программ, так и по качеству образовательных услуг.
Кроме закона Р-Ф «Об образовании», право на образование в Р-оссии реализуется на основании федерального закона от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», иных нормативных правовых актов.
Для реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство устанавливает льготы при поступлении в государственные и муниципальные вузы, полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения образования.
Р-оссийская Федерация в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся.
Государственные образовательные стандарты разрабатываются на конкурсной основе, уточняются не реже одного раза в 10 лет и являются фундаментом объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников.
Практически во всех мировых конституциях в большей или меньшей степени присутствуют нормы о поддержке и стимулировании образования, которые рассматриваются в качестве гарантий формирования свободной демократической личности, любящей свою страну и уважающей другие народы и государства. Б-ольшое внимание уделяется способам реализации права на овладение достижениями отечественной и мировой культуры, доступа к образованию, отвечающему современным международным стандартам. Однако реальное правоприменение может существенно отличаться от норм писаного (в частности конституционного) права, что свидетельствует о недостатках образовательной политики конкретного государства.