Международные связи регионов Бельгии и России: сравнительный анализ
Автор: Ливанова Ирина Владимировна
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Зарубежный опыт
Статья в выпуске: 8, 2009 года.
Бесплатный доступ
Новые развитые федерации, такие как Россия и Бельгия, осуществляя международные отношения, выработали особые механизмы международного сотрудничества регионов. Международные связи регионов России и Бельгии имеют свою специфику. Сравнительный политологический анализ российской и бельгийской федеративных моделей позволяет выявить общие и отличительные черты международных связей регионов России и Бельгии на современном этапе.
Международная правосубъектность, федерация, сецессия, сообщество, регион, субъект федерации, принцип субсидиарности, субъект международного права
Короткий адрес: https://sciup.org/170164975
IDR: 170164975
Текст научной статьи Международные связи регионов Бельгии и России: сравнительный анализ
Б
ельгия и Россия – молодые федерации. Несмотря на внешние различия (размер территории, количество субъектов), представляется возможным проведение некоторых параллелей в процессе анализа федеративного устройства и особенностей международных связей регионов этих государств. Бельгия и Россия – развитые федеративные государства, созданные на основе национально-территориального и административно-территориального принципов, столкнувшиеся с проблемами дезинтеграции при развитии федеративных отношений. Обе федерации являются асимметричными. Конституции обоих государств не предусматривают право сецессии. Бельгия и Россия – государства с многонациональным составом населения. Поэтому общим для них является поиск баланса между единством и многообразием, лежащего в основе федерализма, гибкость которого делает федеративную форму государственного устройства приемлемой для решения проблем национализма, сепаратизма, неравенства между различными этническими группами. Положительный опыт Бельгии по применению национально-территориального принципа к практике строительства своей федерации заслуживает самого широкого изучения и распространения.
ЛИВАНОВА Ирина
Владимировна – доцент кафедры общественных дисциплин Сибирского института международных отношений и регионоведения
Международные связи Бельгии можно представить как особую модель, имеющую свою специфику и своеобразие. На эту модель наложили свой отпечаток особенности формирования бельгийской федерации. Её уникальность и отличие от других федераций заключается в том, что в Бельгии нет единой системы деления федерации на части. Таких систем – три. Они существуют параллельно и независимо друг от друга. Исходя из национально-территориального, административно-территориального и лингвистического принципов, выделяются субъекты федерации. Бельгийская федерация одновременно делится на сообщества, регионы, лингвистические регионы1.
Современная Бельгия – федеративное государство. Она включа ет в себя т ри сообщества – французское, фламандское и немец-
1 Конституционное право зарубежных стран / Автор-составитель А.В. Якушев. – М., 2003, стр.136.
коязычное и три региона – Валлонский, Фламандский и Брюссельский. Федерация содержит четыре лингвистических региона: французского языка, нидерландского языка, немецкого языка и двуязычный регион – Брюссель (столица).
На особенность модели международных связей регионов Бельгии накладывает свой отпечаток государственное устройство страны. Федеративное государство Королевство Бельгия создано, исходя из принципа субсидиарности.
В компетенцию культурных сообществ (фламандского, французского и немецкоязычного) переданы вопросы образования, культуры, здравоохранения, молодёжной политики, спорта, языка и науки.
В компетенцию экономических регионов (Фландрии, Валлонии и Брюсселя) входят вопросы, «относящиеся к территории»: защита окружающей среды; водные и почвенные ресурсы; сельское хозяйство, вопросы экономики, научная политика (в вышеперечисленных областях)1. Исходя из указанного распределения полномочий и осуществляются международные отношения и связи.
B федеративной системе Бельгии не существует иерархии правовых норм. Декреты (законы) сообществ и регионов имеют ту же юридическую силу, что и федеральные законы.
В области внешней политики сообщества и регионы добились права осуществлять международное сотрудничество в сфере своей компетенции. В стране создана Межминистерская конференция по международной политике, которая осуществляет необходимую координацию и обеспечивает взаимодействие регионов на государственном уровне. Субъекты федерации имеют собственные органы, отвечающие за международные связи.
Регионы Бельгии, исходя из законодательства страны, обладают международной правосубъектностью, но в пределах своей исключительной компетенции. То есть, обладают вторичной международной правосубъектностью. Они имеют право самостоятельно заключать по вопросам их ведения международные договоры с иностранными государствами и международными организациями (при условии, что соответствующие государства и организа- ции признают международную правосубъектность сообществ и регионов).
Регионы Бельгии наделены правом вступать в международные связи. В субъектах федерации имеются специализированные учреждения, отвечающие за развитие международных связей в отдельных областях, таких как внешняя торговля, туризм, инвестиции и т.п.
Сообществам и регионам Бельгии предоставлено право осуществлять международные отношения по вопросам, входящим в их ведение, вплоть до права заключения международных договоров.
При этом все международные договоры, как исключительные, так и смешанные, как двусторонние, так и многосторонние, должны быть одобрены всеми парламентами, включая парламенты регионов и сообществ.
Регионы открывают свои представительства в посольствах и консульствах Бельгии. Практически в каждом из них введены должности «атташе» субъектов федерации (прежде всего, Фландрии и Валлонии), финансируемые непосредственно регионами и проводящие «автономную» политику по вопросам, входящим в компетенцию субъектов.
Регионы и сообщества Бельгии имеют право не только участвовать в международных организациях, но и открывать в них свои представительства. Сообщества и регионы представлены в отдельных международных организациях, в том числе и в ряде органов Европейского союза.
Особую модель осуществления международных связей регионов имеет Россия. На своеобразие модели оказывают влияние особенности государственного устройства Российской Федерации. В основу её создания положены два принципа: национально-территориальный и административно-территориальный. Сегодня в России 83 субъекта Федерации, из которых 26 созданы по национально-территориальному принципу, из них 21 субъект – это республики. По административно-территориальному принципу в стране созданы 57 субъектов, в том числе 46 областей, 9 краёв и 2 города федерального подчинения. Главной причиной разноправия субъектов является компромиссный вариант, положенный в основу создания федерации, в котором переплетались принципы конституционной (равенство субъектов федерации в их отношениях с федеральным центром) и договорной («асимметричная» федеративная структура, основанная на договорных отношениях субъектов федерации и центра) федерации.
В Российской Федерации существуют два уровня государственной власти – федеральный и региональный и три уровня разграничения предметов ведения и полномочий между ними, в том числе и в сфере международных отношений: государственный, региональный и уровень совместного ведения.
Субъекты федерации имеют право осуществлять международные и внешнеэкономические связи. Государство – международные отношения. Контроль за осуществлением международных связей регионов относится к совместному ведению федерального центра и регионов.
Координацию международной деятельности субъектов Российской Федерации осуществляет МИД России. Субъекты Российской Федерации не обладают международной правосубъектностью.
Субъекты России имеют право на ведение переговоров и заключение соглашений о международных связях. Международные договоры имеет право заключать государство.
Субъекты Российской Федерации имеют право открывать свои представительства в регионах иностранных государств, а также давать разрешение на открытие на тер- ритории данного субъекта представительств субъектов иностранных государств, но эти шаги должны согласовываться с МИД России. Открытие представительств происходит на основе подписанных соглашений.
Регионы России могут участвовать в международных организациях, но только с разрешения государства.
Сравнительный анализ деятельности регионов Бельгии и России на международной арене показывает: международная деятельность регионов Бельгии и России, как двух федеративных государств, имеет много общего и много особенного. Общее присутствует в принципах государственного строительства федераций (и то и другое государство создано на основе двух принципов: национально-территориального и административно-территориального); в праве регионов государств осуществлять международные связи. Особенное проявляется в модели государственного устройства, в разграничении предметов ведения и полномочий между федеральным центром и регионами, в координации международных связей регионов государств, в признании за регионами международной правосубъектности, в праве подписания регионами государств международных договоров и соглашений, в участии регионов Бельгии и России в международных организациях.