Межсезонная динамика показателей смертности в городах на юге Дальнего Востока России

Бесплатный доступ

Анализ особенностей внутригодовой динамики показателей здоровья населения на примере смертности от всех причин смерти и кардиореспираторных заболеваний с использованием индекса сезонности показал, что максимальный уровень смертности в городах на юге Дальнего Востока характерен для зимнего периода, минимальный - летом. При детальном анализе сезонности смертности в старшей возрастной когорте по причинам кардиореспираторных заболеваний выявлен высокий риск развития патологий в зимний период с максимумом в феврале. Интересно относительное снижение показателя в ноябре, по-видимому, связанное с так называемым «эффектом жатвы», когда избыточная смертность в один период (в октябре) компенсируется уменьшением показателя в последующий временной отрезок. Для населения старшего возраста в Хабаровске максимум в январе и резкий подъем в октябре повторяет картину смертности от всех причин смерти с мало выраженным гендерным различием. Во Владивостоке для мужчин характерно максимальное развитие сердечно-сосудистых катастроф в январе, некоторое увеличение - в мае и октябре, минимальное - в августе и сентябре при годовой динамике с амплитудой в 20%.

Еще

Смертность населения, сезонность смертности, юг дальнего востока

Короткий адрес: https://sciup.org/143177509

IDR: 143177509   |   DOI: 10.31433/2618-9593-2021-24-2-3-11-18

Текст научной статьи Межсезонная динамика показателей смертности в городах на юге Дальнего Востока России

Межсезонные изменения метеорологических условий оказывают неблагоприятное воздействие на течение ряда заболеваний у человека, способствуют перенапряжению и срыву механизмов адаптации и, как следствие, обострению болезни и даже летальному исходу. Эти особенности необходимо учитывать при мониторинге состояния заболеваемости климаточувствительных групп населения и при планировании профилактических мероприятий [4, 14, 16, 17]. К наиболее распространенным заболеваниям, характеризующимся чувствительностью к климато-погодным факторам, относятся болезни органов дыхания и кровообращения [2–5, 9–11, 13]. Целью настоящей работы является изучение сезонности кардиореспираторной патологии на юге Дальнего Востока на примере городов Хабаровск и Владивосток.

Материалы и методы

Использовались данные об общей, сердечно-сосудистой (ICD-9: 390–459; ICD-10: группа I) и респираторной смертности (коды ICD-9: 460– 519 и ICD-10: группа J) населения для городов Хабаровск и Владивосток за 2000–2017 гг., предоставленные АНО «Информационно-издательский центр «Статистика России».

Для изучения особенностей сезонной динамики смертности населения за многолетний период использовался индекс сезонности, показывающий отношение смертности в данный месяц к средней величине за все годы анализируемого периода; полученные итоговые значения делятся на число лет наблюдения, в результате получаются 12 месячных средних значений. При этом если значение индекса сезонности для какого-либо месяца превышает 100%, то считается, что в этом месяце активизировались сезонные факторы [4].

Результаты и обсуждение

Анализ особенностей внутригодовой динамики показателей здоровья населения на примере смертности от всех причин смерти и кардиореспираторных заболеваний с использованием индекса сезонности показал, что максимальный уровень смертности характерен для зимнего периода, минимальный – для лета (рис. 1). Выявленные особенности сезонной динамики летальности населения характерны для других стран и для регионов России [1, 3, 6, 7].

Детальный анализ внутригодовой динамики обнаруживает максимальные значения индекса сезонности в январе, минимальные – в августе как для всего населения, так и отдельно для мужской и женской смертности. В межсезонье индекс практически одинаков для весны и осени с относительным увеличением в октябре.

Для населения старших возрастов характерна четко проявляющаяся годовая динамика с максимумом в зимний период в январе и минимумом в летний в августе. Для лиц старше 65 лет вероятность умереть зимой примерно на 20–25% выше, чем летом. Сходная картина выявляется и в исследованиях российских и зарубежных авторов [6, 8].

При детальном анализе сезонности смертности в старшей возрастной когорте по причинам кардиореспира-торных заболеваний выявлен высокий риск развития патологий в зимний период с максимумом в феврале (рис. 2). Наименьшая смертность всего населения отмечена также в августе. Интересно относительное снижение показателя в ноябре, по-видимому, связанное с так называемым «эффектом жатвы», когда избыточная смертность в один период (в октябре) компенсируется уменьшением показателя в последующий временной отрезок [17].

Рис. 1. Индекс сезонности смертности для всего населения, мужской и женской смертности от всех причин смерти по данным за 2000–2017 гг., %: 1) Хабаровск, 2) Владивосток

Fig. 1. Seasonality index of mortality for the entire population, male and female mortality from all causes of death according to data for 2000–2017, %: 1) Khabarovsk, 2) Vladivostok

Рис. 2. Индекс сезонности кардиореспираторной смертности лиц старшего возраста для по данным за 2000–2017 гг., %: 1) Хабаровск, 2) Владивосток

Fig. 2. Seasonality index of older cardiorespiratory mortality according to data for 2000–2017, %: 1) Khabarovsk, 2) Vladivostok

Несколько иная картина выявлена в гендерном разрезе. В Хабаровске максимум в январе и резкий подъем в октябре повторяет картину смертности от всех причин смерти и в целом для населения старшего возраста с мало выраженным гендерным различием

(рис. 2.1). Во Владивостоке для мужчин характерно максимальное развитие сердечно-сосудистых катастроф в январе, некоторое увеличение – в мае и октябре, минимальное – в августе и сентябре при годовой динамике с амплитудой в 20% (рис. 2.2). Годовая ам- плитуда смертности среди женского населения несколько выше и составляет 25%: яркий максимум отмечается в январе, минимум в сентябре.

Выявленные особенности сезонной динамики смертности населения в городах Хабаровск и Владивосток повторяют годовой ход межсуточных изменений температуры, что позволяет говорить о повышенной акклиматизационной нагрузке на организм человека зимой и в период межсезонных перестроек весной и осенью, и требует дальнейших детальных исследований, направленных на изучение холодного периода года.

Конечно, соотношение температуры и заболеваемости может быть искажено или изменено социально-демографическими факторами и загрязнением воздуха, которые также надо принимать во внимание [14, 15]. Кроме того, известно, что аномально резкие изменения погоды влияют на развитие острых респираторных вирусных инфекций и гриппа, увеличивая риск эпидемий [12].

Таким образом, особенности колебания индекса сезонности смертности в Хабаровске и Владивостоке говорят о повышенной нагрузке на кардиоре-спираторную систему организма в холодный период в целом и в переходные сезоны года. Последующий анализ межсуточной динамики смертности во взаимосвязи с межсуточными колебаниями основных метеопараметров позволит уточнить возможное влияние изменчивости погоды на здоровье населения в городах на юге Дальнего Востока.

Список литературы Межсезонная динамика показателей смертности в городах на юге Дальнего Востока России

  • Варакина Ж.Л., Юрасова Е.Д., Ревич Б.А., Шапошников Д.А., Вязьмин А.М. Влияние температуры воздуха на смертность населения Архангельска в 1999-2008 гг. // Экология человека. 2011. № 6. C. 28–36.
  • Григорьева Е.А., Кирьянцева Л.П. Погодные условия как фактор риска развития болезней органов дыхания населения и меры по их профилактике на примере студенческой молодежи // Бюллетень физиологии и патологии дыхания. 2014. Вып. 51. С. 62–68.
  • Григорьева Е.А., Кирьянцева Л.П. Кардиореспираторная патология, вызываемая сезонными изменениями погоды, и меры по её профилактике // Здоровье населения и среда обитания. 2016. № 2 (275). С. 7–10.
  • Оценка риска и ущерба от климатических изменений, влияющих на повышение уровня заболеваемости и смертности в группах населения повышенного риска: методические рекомендации МР 2.1.10.0057-12. М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2012. 48 с.
  • Поликарпов Л.С., Лапко А.В., Хамнагадаев И.И., Яскевич Р.А. Метеотропные реакции сердечно-сосудистой системы и их профилактика. Новосибирск: Наука, 2005. 196 с.
  • Ревич Б.А. Изменение здоровья населения России в условиях меняющегося климата // Проблемы прогнозирования. 2008. № 3. С. 140–150.
  • Ревич Б.А., Шапошников Д.А. Изменения климата, волны жары и холода как факторы риска повышенной смертности населения в некоторых регионах России // Проблемы прогнозирования. 2012. № 2. С. 122– 139.
  • Смирнова М.И., Горбунов В.М., Андреева Г.Ф. и др. Влияние сезонных метеорологических факторов на заболеваемость и смертность населения от сердечно-сосудистых и бронхолегочных заболеваний // Профилактическая медицина. 2012. № 6. С. 76–86.
  • Худалова Ф.К., Кускова А.Р. Влияние метеорологических факторов на развитие гипертонических кризов у населения г. Владикавказа // Здоровье населения и среда обитания. 2014. № 5 (254). С. 10–12.
  • Lepeule J., Litonjua A.A., Gasparrini A. et al. Lung function association with outdoor temperature and relative humidity and its interaction with air pollution in the elderly // Environ. Res. 2018. Vol. 165. P. 110–117. DOI: 10.1016/j.envres.2018.03.039.
  • Ma Y., Jiao H., Zhang Y. et al. Impact of temperature changes between neighboring days on COPD in a city in Northeast China // Environ. Sci. Pollut. Res. 2020. Vol. 27. P. 4849–4857. DOI: 10.1007/s11356-019-07313-1.
  • Qi, Liu et al. Changing rapid weather variability increases influenza epidemic risk in a warming climate // Environ. Res. Lett. 2020. Vol. 15. P. 044004. DOI: 10.1088/1748-9326/ab70bc.
  • Su S., Laden F., Hart J.E. et al. Seasonal temperature variability and emergency hospital admissions for respiratory diseases: a population-based cohort study // Thorax. 2018. Vol. 73. P. 951–958.
  • Ye X., Wolff R., Yu W., Vaneckova P., Pan X., Tong S. Ambient temperature and morbidity: a review of epidemiological evidence // Environ. Health Perspect. 2012. Vol. 120. P. 19–28. DOI: 10.1289/ehp.1003198.
  • Yitshak-Sade M., Bobb J.F., Schwartz J.D., Kloog I., Zanobetti A. The association between short and long-term exposure to PM2.5 and temperature and hospital admissions in New England and the synergistic effect of the short-term exposures // Sci. Total Environ. 2018. Vol. 639. P. 868–875. DOI:10.1016/j.scitotenv.2018.05.181.
  • Xu Z., Hu W., Tong S. Temperature variability and childhood pneumonia: an ecological study // Environ. Health. 2014. Vol. 13. P. 51.
  • Zafeiratou S., Samoli E., Dimakopoulou K. et al. A systematic review on the association between total and cardiopulmonary mortality/morbidity or cardiovascular risk factors with long-term exposure to increased or decreased ambient temperature // Sci Total Environ. 2021. Vol. 772. 145383. DOI: 10.1016/j.scitotenv.2021.145383.
  • Zanobetti A., O’Neill M.S., Gronlund C.J., Schwartz J.D. Summer temperature variability and long-term survival among elderly people with chronic disease // Proc Natl Acad Sci USA. 2012. Vol. 109(17). P. 6608-13. DOI: 10.1073/pnas.1113070109.
Еще
Статья научная