Мифологема дня и ночи: эстетика метаморфоз

Автор: Козьякова Мария Ивановна

Журнал: Вестник Московского государственного университета культуры и искусств @vestnik-mguki

Рубрика: Эстетика

Статья в выпуске: 4 (102), 2021 года.

Бесплатный доступ

Ночь, мифологема ночи является в настоящий момент одной из самых востребованных тем искусства, выходя далеко за рамки тривиального тематического ряда. Спектр коннотаций, которые обретает ночь на языке культуры, варьируется чрезвычайно широко. Являясь одним из онтологических оснований антропогенеза, она занимает важное место среди универсальных ценностей человеческого бытия. В статье рассматривается эволюция данного феномена, метаморфозы, которые обретает ночь на языке культуры в различные периоды европейской истории. Феномен ночи, чрезвычайно богатый по своему семантическому разнообразию, традиционно был связан с сакральными религиозными практиками, с магией и колдовством, с таинственным эзотерическим знанием, недоступным рациональным логическим процедурам. В Новое время ночь создаёт собственное культурное пространство - ночную жизнь с её особыми ритуалами, символами, представлениями. Специфика восприятия «ночного» позволяет говорить о нём как о преимущественно эмоциональном, творческом явлении. В эстетическом плане ночь традиционно рефлектировалась как пейзажный либо символический феномен: она была связана с конкретно-чувственным восприятием природы, с переживанием лирических эмоций, либо воспринималась как символ вечности, трансцендентного бытия. Феномен ночи становится также феноменом интеллектуального плана: многообразие метафорических смыслов, богатство ассоциативно-семантического ряда обусловили интерес к «ночному» со стороны не только искусства, литературы, но и философии, психологии.

Еще

Эстетика, ночь, день, свет, тьма, мифологема, метаморфозы, искусство, музыка, живопись, семантика

Короткий адрес: https://sciup.org/144162219

IDR: 144162219

Список литературы Мифологема дня и ночи: эстетика метаморфоз

  • Акимова Л. И. К проблеме «геометрического» мифа: шахматный орнамент // Жизнь мифа в античности. Материалы научной конференции «Випперовские чтения - 1985» (выпуск XVIII). Часть I. Москва : Советский художник, 1988.
  • Ахматова А. А. Сочинения : в 2 томах. Том 1. Стихотворения и поэмы. Москва : Художественная литература, 1987. 510 с.
  • Бальмонт К. Д. Поэзия как волшебство. Москва : Книгоиздательство «Скорпион», 1915.
  • Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. Москва : Московская Патриархия, 1988. 1371, [5] с. : ил.
  • Брюсов В. Я. Сочинения : в 2 томах. Том 1. Стихотворения и поэмы. Москва : Художественная литература, 1987. 576 с.
  • Гесиод. Теогония. Труды и дни / перевод В. Вересаева // Эллинские поэты VII-III вв. до н. э. Эпос. Элегия. Ямбы. Мелика / отв. ред. М. Л. Гаспаров. Москва : Ладомир, 1999.
  • Козьякова М. И. Город и ночь - хронотоп конфликта (начало) [Электронный ресурс] // Культура культуры : научное рецензируемое периодическое электронное издание. 2017. № 1-2. URL: http:// www.cult-cult.ru/gorod-i-nochi-hronotop-konflikta/
  • Моисеев Н. Н. Быть или не быть ... человечеству? Москва, 1999. 288 с.
  • Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Сочинения : в 2 томах. Москва : Мысль, 1996. Том 2. С. 5-237.
  • Савин А. Н. Век Людовика XIV. Москва : Госиздат, 1930. 247 с.
  • Шпенглер О. Закат Европы. Москва : Искусство, 1993. 303 с.
  • Шубарт В. Европа и душа Востока. Москва : Русская идея, 2000. 446 с.
Еще
Статья научная