Мифологические образы в номинации скорости (на материале русских народных говоров)
Автор: Борисова Елизавета Олеговна
Журнал: Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология @vestnik-psu-philology
Рубрика: Язык, культура, общество
Статья в выпуске: 3 т.9, 2017 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются обозначения медлительных и расторопных людей, мотивированные наименованиями мифологических персонажей. Материалом для статьи послужила лексика русских народных говоров. Отмечается, что развитие значения скорости наблюдается только у имен низших демонов, имеющих, по поверьям, непосредственный контакт с людьми; представителям низшей демонологии приписывается способность каузировать у человека состояние активности или заторможенности. Наибольшей продуктивностью характеризуются наименования черта и беса, для которых релевантен признак быстроты. Образы данных персонажей детально проработаны в «скоростной» лексике и фразеологии: подвижный человек сравнивается непосредственно с чертом и бесом (быстрый как чёрт, первый бес); эталоном движения с высокой скоростью выступают прототипические ситуации, в которых черт и бес демонстрируют способность к быстрому перемещению (как бес от грома); выбор человеком неестественно высокой скорости объясняется влиянием черта или беса на его сознание (чёрт гнал). В основу номинаций быстроты также могут быть положены имена таких персонажей, как шуликуны, кострома и ягарма. В первом случае семантическое развитие имени мифологического персонажа основано на представлениях о его поведении и внешнем виде (шуликуны маленького роста, подвижны и суетливы), в двух других определяется принадлежностью костромы и ягармы к числу персонажей устрашения и сближением их с демоническими силами: образы мифологических персонажей, обладающих «надприродными» свойствами, продуктивны в «скоростной» номинации, привлекаются для описания «выдающихся» способностей человека. Семантика медлительности представлена у рассматриваемых лексем единичными примерами (слепая макура), однако обозначения кикиморы (шишиморы) и кумохи получают противоположную скоростную интерпретацию.
Этнолингвистика, русская диалектная лексика, метафора, семантическая деривация, народная демонология
Короткий адрес: https://sciup.org/14729520
IDR: 14729520 | DOI: 10.17072/2037-6681-2017-3-15-23
Список литературы Мифологические образы в номинации скорости (на материале русских народных говоров)
- Агапкина Т. А. Кострома//Славянские древности: этнолингв. словарь: в 5 т./под ред. Н. И. Толстого. М.: Междунар. отн., 1999. Т. 2. С. 633-635.
- Березович Е. Л., Виноградова Л. Н. Черт//Славянские древности: этнолингв. словарь: в 5 т./под ред. Н. И. Толстого. М.: Междунар. отн., 2012. Т. 5. С. 519-527.
- Березович Е. Л., Виноградова Л. Н. Шуликуны//Славянские древности: этнолингв. словарь: в 5 т./под ред. Н. И. Толстого. М.: Междунар. отн., 2012. Т. 5. С. 583-585.
- Березович Е. Л., Родионова И. В. «Текст чёрта» в русском языке и традиционной культуре: к проблеме сквозных мотивов//Между двумя мирами: Представления о демоническом и потустороннем в славянской и еврейской культурной традиции/отв. ред. О. В. Белова. М.: Пробел-2000, 2002. С. 7-44.
- Варбот Ж. Ж. Славянские представления о скорости в свете этимологии (к реконструкции славянской картины мира)//Славянское языкознание: XII Междунар. съезд славистов (Краков, 1998 г.): докл. рос. делегации/отв. ред. О. Н. Трубачев. М.: Наука, 1998. С. 115-129.
- Виноградова Л. Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян. М.: Индрик, 2000. 432 с.
- Еремина М. А. Лексико-семантическое поле «Отношение человека к труду» в русских народных говорах: этнолингвистический аспект: дис.. канд. филол. наук. Екатеринбург, 2003. 253 с.
- Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии: Умершие неестественною смертью и русалки. М.: Индрик, 1995. 432 с.
- Меркулова В. А. Народные названия болезней//Этимология. 1970/отв. ред. О. Н. Трубачев. М.: Наука, 1972. С. 143-206.
- Мокиенко В. М. Почему так говорят? Историко-этимологический справочник по русской фразеологии. СПб.: Норинт, 2004. 512 с.
- Петрухин В. Я. Яга//Славянские древности: этнолингв. словарь: в 5 т./под ред. Н. И. Толстого. М.: Междунар. отн., 2012. Т. 5. С. 614.
- Синица Н. А. Лексика народной демонологии Павинского района//Живая старина. 2010. № 3(67). С. 43-46.
- Усачева В. В. Лихорадка//Славянские древности: этнолингв. словарь: в 5 т./под ред. Н. И. Толстого. М.: Междунар. отн., 2004. Т. 3. С. 117-123.
- Чайкина Ю. И. Семантика экспрессивов со значением личностной характеристики в лексико-семантической системе говора//Севернорусские говоры/ред. А. С. Герд. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1995. Вып. 6. С. 43-49.
- Черепанова О. А. Мифологическая лексика Русского севера. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. 169 с.