Мифологическое отражение взаимосвязи человека с миром (на примере устных произведений бурят)
Бесплатный доступ
В статье раскрываются вопросы о мироустройстве, месте человека в нем на примере устной прозы бурят. Устные произведения бурят сохраняют следы ранних переживаний, представлений человека о взаимосвязанности всего природного мира. В этом плане мифологические сказания бурят сходны с творчеством многих народов. В частности, с монгольским, калмыцким, тувинским, якутским фольклором, устной поэзией хакасов, алтайцев, киргизов. Из глубин веков в религиозных представлениях человечества, независимо от национальности, различных условий жизни главным было выстраивание особых связей, отношений с природными силами, другим - живым, не человеческим окружающим миром. Отсюда мир представлялся человеку как энергетическое пространственно-временное единство, с которым человеку необходимо было «договариваться» в вымаливании для себя лучшей доли. Так были порождены целые комплексы религиозно-процессуальных действий и зарождение обрядового фольклора, что отразилось в шаманизме.
Мироустройство, мировосприятие, шаманизм, обрядовый фольклор, дархан (кузнец), небесные камни, реальность-ирреальность, пространственно-временной континуум
Короткий адрес: https://sciup.org/148316433
IDR: 148316433
Список литературы Мифологическое отражение взаимосвязи человека с миром (на примере устных произведений бурят)
- Базаров Б.Д. Таинства и практика шаманизма. Кн. 3. Человек во времени и пространстве. - Улан-Удэ, 2009.
- Михайлов Т.М. Из истории бурятского шаманизма (с древнейших времен по XVIII в.). - Новосибирск, 1980.
- Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. - М., 1978.
- Хангалов М.Н. Собр. соч.: в 3 т. - Улан-Удэ, 1958-1960.
- Балдаев С.П. Родословные предания и легенды бурят. - Улан-Удэ, 1970. - Ч. 1.
- Уланов А.И. Бурятский героический эпос. - Улан-Удэ, 1963.
- Уланов А.И. Древний фольклор бурят. - Улан-Удэ, 1974.
- Шаракшинова Н.О. Бурятский фольклор. - Иркутск, 1959.