Мифологизация медиасферы в современном социокультурном пространстве

Бесплатный доступ

Актуальность статьи обусловлена ролью мифологизации массового сознания в современном обществе, а также широким распространением медиакоммуникаций, которые создают множество удобных и популярных площадок для мифологизации тех или иных аспектов жизни. В сфере современных медиакоммуникаций с новыми открывшимися возможностями для творчества и самовыражения средства массовой информации приобретают характер одного из важных факторов построения определенной картины мира, моделей социального поведения и формирования жизненных ценностей. Критическое восприятие мифов в медиасфере усложняется тем, что старые мифы исчезают из информационного пространства, но из их элементов создаются новые мифы, которые задействуют не столько логику, сколько софистику и поддельные факты, играют на чувствах пользователей текущей медиасферы. Формируется новый тотемизм в качестве принятия индивидуума в обществе посредством тех предметов, которыми он владеет. Будь то брендовая одежда, средства коммуникации или транспорт, каждый элемент наделяется дополнительным статусом, получаемым посредством рекламы или посредством простого использования средств медиакоммуникации, общения и получения информации друг от друга. Современная массовая культура становится индустрией по производству мифов.

Еще

Миф, мифотворчество, медиакоммуникации

Короткий адрес: https://sciup.org/144162719

IDR: 144162719   |   DOI: 10.24412/1997-0803-2023-1111-50-54

Текст научной статьи Мифологизация медиасферы в современном социокультурном пространстве

В сфере современных медиакоммуникаций с новыми открывшимися возможностями для творчества, самовыражения средства массовой информации приобретают характер одного из важных факторов построения определенной картины мира, моделей социального поведения и формирования жизненных ценностей. Быстро изменяющееся информационное пространство (улучшение, продвижение, разнообразие конечных средств и площадок медиакоммуникаций в глобальной информационной сети) вызывает новые процессы в глобальном мифотворчестве; этому же способствует и развитие сотовой и спутниковой связей как механизмов информационного, коммуникативного и социального взаимодействия.

Соответствующие процессы, происходящие в обществе, вместе с социокультурной трансформацией и культурным обменом в медиапространстве вызывают нестабильность в культурах ранее локальных обществ и провоцируют мифологизацию в определенных сферах, возвращают в медиасферу ранее «пройденные» мифы, модернизируют их и способствуют созданию межкультурных (нео-)мифов. Более продвинутый уровень новых мифов предлагает как устоявшийся, проверенный временем способ управления населением, так и новые форматы использования мифов [6].

Следует отметить и возможность появления мифов в медиасфере без изначальной определенной цели, но при этом они поддерживаются в средствах массовой информации отдельными лицами или группами. Это может быть, например, теория заговора, удачно подходящая для политических манипуляций и т. п. Глобализация позволяет придать новым мифам широкий охват, в результате их трансляции получить крупную прибыль или уменьшить её.

Современные мифы можно сгруппировать следующим образом:

  •    политические мифы с общественной направленностью;

  •    религиозные, этнические мифы – о народах, о странах;

  •    антинаучные или внерелигиозные мифы, теории заговора – НЛО, теория плоской земли, химтрейлы и прочее;

  •    мифы массовой культуры – о еде, о красоте и в других сферах.

Мифологизация в обществе и медиапространстве может иметь и позитивные стороны, например, поддержание мифов о Деде Морозе или Санта- Клаусе среди детской аудитории, которые передаются из поколения в поколение. В целях создания определенного настроения в конкретный период времени предлагается использовать миф как основу обстоятельств понимания мира [5].

В то же время существование фантастичных, фэнтезийных жанров и таким образом созданных предполагаемых вселенных идет по пути поддержания потребности в мифологическом мышлении. Творчество в этом жанре позволяет поучаствовать или представить себя в мифологизированном мире, что в определенной мере позволяет отойти на время от реальных забот и проблем, или, наоборот, отвлечься от них, что в данном случае можно охарактеризовать и как положительную сторону мифологизации. Отчасти и опыт в виртуальном мифологизированном медиапространстве помогает решать реальные заботы, способствует социализации личности.

Как известно, в общественной жизни играют роль и неписанные форматы взаимодействия друг с другом, которые связаны с мифологизированностью сознания или с его элементами, позднее утраченными в ходе прогресса цивилизации, но сохранившимися как своеобразный миф или мифологема.

Одной из форм современного мифа является реклама, транслируемая в медиасфере. Она выступает инструментом для моделирования образов со своими особыми ценностями и моделями поведения, формирует условные установки для их дальнейшего вливания в общественный опыт, на основе которого можно получать выгоду.

Реклама передаёт от заказчика к целевой аудитории набор характеристик, информацию о содержании рекламируемого объекта, однако это только на первый взгляд. В современной рекламе используется масса приемов и уловок, потому что передать только лишь содержание и характеристики объекта в ходе рекламного сообщения недостаточно: это не принесет прибыли или не приведет к жела- емой цели. Чтобы реклама показала себя в полную силу, требуется перейти к особым приемам. Один из таких приемов – создать желаемое представление в общественном сознании с помощью мифологизации товаров и услуг. Это достигается как с помощью грубых методов повторения и настойчивого продвижения рекламного сообщения, так и изящными способами, когда в медиапространстве поднимается определенный набор тем и проблем таким образом, чтобы на выходе получить выгоду не столько от самого рекламного сообщения, сколько от общественного обсуждения.

Такие условия для продвижения товаров использовались уже не раз, например, в так называемых антистресс-игрушках или декомпрессионных игрушках, которые так назывались своими создателями, поддерживались в обсуждениях в медиапространстве. Подобные товары изначально продвигались в медиаполе для людей с тревожными расстройствами, однако в дальнейшем они перетекают в массовое потребление, и другие производители таких товаров настаивают, что «это нужно каждому».

Одни указывают, что эти предметы предоставляют возможность для большинства людей сконцентрироваться на основных задачах; по другим публикациям, они не помогают концентрации, а лишь переносят внимание на себя. Чтобы продать как можно больше именно своих товаров, в том числе и «антистресс-игрушек», их производят яркими, отвлекающими, со звуковыми и световыми эффектами, что противоречит мнению об их предназначении как предметов, содействующих для концентрации на действительно важных задачах.

После обсуждений и публикаций (как позитивных, так и негативных) такие товары перестают пользоваться спросом. Конечно, они нужны определенной категории людей, их всё также можно приобрести. Но при появлении в этом типе товаров нового опять начинается волна обсуждений в медиапространстве, и даже при общем негатив- ном фоне, осуждении, выстраивании соответствия с предыдущими продажи растут, и производитель получает максимальную выгоду при отсутствии соизмеримых затрат на рекламные сообщения.

Демифологизация подобных явлений в медиасфере распространяется не столь быстро, зачастую не имеет поддержки лиц, популярных в медиапространстве, ввиду отсутствия у них заинтересованности. Либо же демифологизация может дать обратный эффект – распространение мифа дальше в медиапространстве. Достаточно желания поверить в неизведанное, магическое или доступное для немногих, приобщиться к тайному. Особенно в тех случаях, когда научные издания и эксперты не дают определенного ответа, не могут объяснить новое явление или проблему или делают это с использованием сложной терминологии и длинных описаний. Отметим также, что демифологизация политических и общественных мифов происходит медленнее их распространения в условиях заинтересованности в них определенной группы лиц.

Существует и такая форма использования демифологизации, в ходе которой используются инструменты, нацеленные на популяризацию товаров или услуг, имеющих под собой основу разрушения мифов, стереотипов о чём-либо. В то же время трудность демифологизации связана с рядом свойств мифов:

  •    их инертностью – свойством оставаться неизменными при направлении на них опровергающих материалов, что препятствует восстановлению общественного сознания;

  •    структурно-семантической устойчивостью мифов – их противодействием опровержениям и усложнению конструкций (христианское использование языческих обрядов с новыми смыслами);

  •    дискуссионностью вопросов о мифах в медиапространстве при наличии опровержений.

Мифы, поддерживающиеся в одной части медиапространства и нацеленные на соответствующие группы, перемещаются и перетекают в другие части информационного пространства. Формируется новый тотемизм в качестве принятия индивидуума в обществе посредством тех предметов, которыми он владеет. Будь то брендовая одежда, средства коммуникации или транспорт, каждый элемент наделяется дополнительным статусом, получаемым посредством рекламы или посредством простого использования средств медиакоммуникации – общения и получения информации друг от друга. Так, неверное использование мифа может быть воспринято совсем иначе в медиапространстве как крупными изданиями, так и в общении между пользователями соответствующих площадок общения. В то же время постоянное повторение в ходе рекламных сообщений определенных сюжетов формирует устойчивое использование или создание мифов в собственных целях.

Каждый миф обязательно имеет форму представления, это необходимо для передачи его в ходе коммуницирования, то есть нужна его интерпретация, в первую очередь – описание. В то же время в описании и изучении мифов следует учитывать сначала аспекты, менее подверженные изменениям в ходе эволюции. Мифы привлекают своей простотой, они обходят рациональные объяснения, при современных технологиях и правильной софистике они выглядят убедительно даже при критическом восприятии. Массовая культура становится индустрией по производству мифов [2].

Таким образом, философско-культурологическое осмысление процессов мифологизации в медиапространстве ставит новые задачи для научных исследований и систематизации их в разных областях – как в области работ по теории и практике массовых коммуникаций, так и в исследованиях социальной мифологии.

Список литературы Мифологизация медиасферы в современном социокультурном пространстве

  • Ажимова Л. В. Жан Бодрийяр о феномене массовых коммуникаций в обществе потребления // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2012. №3 (19) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhan-bodriyyar-o-fenomene-massovyh-kommunikatsiy-v-obschestve-potrebleniya
  • Васильева Л. А. Медиа: идеологическое дезориентирование в консциентальной войне 80-90-х годов. // Научные исследования в сфере общественных наук: вызовы нового времени. 2015. № 11(8). С. 54-57.
  • Васильева Л. А. Ребрендинг мифа политического героя в медийном пространстве современной России // Materialy X Mezinarodni vedecko-prakticka konference MODERNI VYMOZENOSTI VEDY 27.01.201405.02.2014. Dil 14. Politicke vedy Filosofie. Praha Publshing House «Edicatijn and Science» s.o.r. 2014. Pp. 9-16.
  • Васильева Л. А. Медиа: экстремальная ситуация, создание и транслирование образа врага. // Глобальный научный потенциал. 2015. № 1. С. 126-130.
  • Воеводина Л. Н. Мифология как часть символического универсума // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. Москва : 2014. №5. С. 51- 56.
  • Воеводина Л. Н. Социальная мифология. Москва : Издательский дом МГУКИ, 2008. 204 с.
  • ИмшинецкаяИ. Креатив в рекламе. [Электронный ресурс]. URL: http://evartist.narod.ru/text11/54.htm
  • Кобылко Н. А. Мифологема как ключевое понятие мифокритики: современные подходы // Современная филология: материалы III международной научной конференции. (г. Уфа, июнь 2014 г.). Уфа : Лето, 2014. С. 4-6.
  • Лайнбарджер П. Психологическая война. Теория и практика обработки массового сознания. Москва : Центрполиграф, 2013. 448 с.
  • Лапшина О. Н., Соколова А П. Мифотворчество как креативный прием в рекламе // Сервис в России и за рубежом. 2014. №6 (53). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ mifotvorchestvo-kak-kreativnyy-priem-v-reklame
  • Новикова А. А. Методы культурологических исследований в журналистике (на примере анализа современных телевизионных программ) // Вестник Московского университета. 2011. [Электронный ресурс]. URL: https://vestnik.journ.msu.ru/books/2011/4/metody-kulturologicheskikh-issledovaniy-v-zhurnalistike-na-primere-analiza-sovremennykh-televizionny/
  • Шульга Н. В. Мифотворчество в средствах массовой информации // Концепт. 2013. №3 (19). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mifotvorchestvo-v-sredstvah-massovoy-informatsii
Еще
Статья научная