Миграция: к вопросу о противодействии деструктивному влиянию миграции на безопасность российского государства
Автор: Решняк М.Г.
Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica
Рубрика: Социология
Статья в выпуске: 10, 2024 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена исследованию отдельных аспектов негативного влияния миграции на национальную безопасность. На основе научных трудов российских и зарубежных ученых, анализа законодательства Российской Федерации, данных международной и иной официальной статистики, автор приходит к обоснованному выводу о необходимости изменения подхода к формированию миграционной политики, в частности усиления той ее составляющей, которая касается соблюдения интересов коренного населения РФ. Методология исследования включает всеобщий диалектический метод, общенаучные и частнонаучные методы, применение системного подхода, использование инструментов теоретического обобщения и статистического анализа, а также метод правового моделирования и прогнозирования. Автор высказывает ряд предложений по совершенствованию мер противодействия деструктивному влиянию миграции на национальную безопасность.
Миграция, национальная безопасность, миграционная политика, совершенствование законодательства
Короткий адрес: https://sciup.org/149146596
IDR: 149146596 | DOI: 10.24158/tipor.2024.10.9
Текст научной статьи Миграция: к вопросу о противодействии деструктивному влиянию миграции на безопасность российского государства
Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, Москва, Россия, ,
Russian Federation, Moscow, Russia, ,
Глобальные мировые процессы, приводящие к различного рода кризисам, сдвигают с места огромную людскую массу, которая, растекаясь по земному шару, ищет для себя более удобные, более привлекательные условия жизни. По данным ООН, в настоящее время международная миграция составляет более 280 млн человек1 (новые данные ожидаются в декабре 2024 г.).
Миграции как явлению, ее разным аспектам посвящено значительное количество исследований как российских, так и зарубежных ученых (Краснова, 2021; Медведева, 2023; Тараненко и др., 2021; Carvalho et al., 2019; и др.). В последние годы миграцию начали рассматривать не только как социальное явление, но и как элемент национальной и международной безопасности (Галас, 2020; Гринько, 2021; Решняк, 2023б; и др.). Для России этот вопрос приобретает особое значение, так как, по мнению экспертов, «конфликтный потенциал миграционных процессов столько же велик, сколько и общественное благо, им обеспечиваемое»1. Более того, как показывает общемировая практика, ошибки в миграционной политике могут привести к дестабилизации внутригосударственного состояния и впоследствии создать факторы риска для безопасности самого государства (Багреева, Куцев, 2023: 58).
Если проанализировать информацию из открытых источников, в том числе официальные документы Международной организации по миграции, касающиеся миграции, то можно увидеть сопутствующие мировым миграционным движениям отчетливые деструктивные процессы, в частности увеличение роста миграционной преступности. Также наблюдается определенное воздействие на внутренний порядок того или иного региона (Мурашева, 2021), подтверждением чего являются примеры прямого (митинги, массовые беспорядки и т. п.) или опосредованного («мягкое» или «жесткое» лоббирование именно своих национальных интересов) вмешательства мигрантов во внутреннюю политику государства временного нахождения или постоянного проживания. Подобные действия нередко организуются, направляются или провоцируются враждебными по отношению к конкретному государству странами, действующими в своих политических, экономических либо иных групповых интересах.
Одним из негативных факторов миграции является нелегальная миграция, основным действующим «элементом» которой выступает собственно человек, поставленный в рамки определенного поведения. Нелегальный мигрант, появление которого на территории России уже носит криминальный характер2, помимо этого совершает и другие противоправные действия3. Нельзя не отметить тот факт, что нелегальная миграция представляет собой часть миграционной преступности, которая, в свою очередь, имеет определенные связи с международной и организованной преступностью. В последние годы нередко именно мигранты из стран СНГ являются фигурантами уголовных дел по преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотиков, в частности провозом наркотических средств на территорию или через территорию России. В 2023 г. российскими судами в отношении граждан СНГ было вынесено 3,9 тыс. приговоров по статьям о незаконном приобретении, хранении, перевозке, изготовлении наркотических средств и их производстве и сбыте (в 2022 г. – 3,07 тыс.)4.
Согласно последним данным МВД РФ, в России находится более 6 млн иностранцев5, из которых большая часть – граждане среднеазиатских государств Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Казахстан, и свыше 630 тыс. незаконных мигрантов6, однако с определенной долей уверенности можно утверждать, что незаконных мигрантов на территории России значительно больше.
До теракта в Крокус Сити Холле весной 2024 г. миграционное законодательство России было относительно мягким, что благоприятствовало увеличению притока мигрантов. Учитывая, что подавляющее большинство мигрантов происходило из стран СНГ – бывших советских республик, историческая память русского народа способствовала созданию достаточно доброжелательных условий для всех прибывающих в Россию. К сожалению, при формировании миграционной политики не учитывался тот факт, что менталитет среднеазиатских жителей, потенциальных граждан РФ, существенно отличается от российского. Родившиеся, выросшие и воспитанные в странах, где тысячелетиями исповедуется ислам и установлен определенный порядок жизни, прибывая в Россию, в которой основополагающей религией является христианство и принят совершенно отличный от мусульманских стран образ жизни, эти потенциальные российские граждане по своему менталитету остаются приверженцами законов и обычаев государства происхождения, выстраивая в новом месте свою жизнь по старым правилам, по-прежнему соблюдая традиции своих стран, нередко нарушая тем самым законодательство РФ.
Согласно данным Росстата, население России составляет 146 447 424 человека (по состоянию на 1 января 2023 г.)1. На текущий момент в России более 6 млн мигрантов (т. е. 4,2 % от общего количества населения). Учитывая, что за последнее десятилетие значительное число мигрантов получило российское гражданство, и если предположить, что количество незарегистрированных нелегальных мигрантов соотносимо с количеством зарегистрированных, то можно допустить, что общее количество данной категории лиц составляет 5–6 % от общего количества населения. Соответственно, напрашивается вывод – собственно российское население (в том числе представители титульной нации) постепенно начинает замещаться бывшими жителями среднеазиатских государств, что, в свою очередь, создает предпосылки для дестабилизации внутреннего состояния государства и, как следствие, его безопасности.
Отметим еще один факт. В связи с увеличением количества бывших граждан среднеазиатских государств, традиционно имеющих много детей, в российских школах возрастает число школьников, не владеющих или плохо владеющих государственным языком, на котором ведется преподавание. В некоторых классах количество таких учеников достигает 90 %2. Такое явление создает несколько проблем, в том числе проблему для обучения детей коренного населения. В классах, где большинство школьников не владеет или не в должной мере владеет русским языком, преподаватель вынужден снижать планку требований к учащимся, что в целом приводит к общему снижению уровня подготовки выпускников школ, а также других учебных заведений. С таким низким уровнем знаний вчерашние школьники не смогут стать необходимыми государству высококлассными специалистами.
Как сообщил руководитель Федерального агентства по делам национальностей И.В. Баринов, в результате исследования 2022 г. выявилось, что 43,5 % мигрантов хотят жить по законам шариата. Более того, по отношению к россиянам они испытывают и проявляют чувство собственного превос-ходства3, которое нередко выражается в провокационном или противоправном отношении к коренному населению. Это наглядно подтверждается информацией из публикаций в СМИ4.
Оценивая происходящие в последние десятилетия события, можно признать, что решение об увеличении населения России за счет массового притока мигрантов из стран СНГ, в первую очередь среднеазиатских государств, причем не русских переселенцев, а коренных жителей этих стран, с точки зрения долгосрочного прогноза развития российского государства является ошибочным.
В последние годы были приняты основополагающие документы, касающиеся миграции5, которые определили в качестве цели формирование миграционной ситуации, отвечающей интересам России, и акцентировали внимание на проблеме нелегальной миграции и необходимости повышения эффективности противодействия ей. Однако анализ указанных документов показывает, что они носят в большей степени декларативный характер, так как для их реализации и выполнения поставленных задач требуется создание целевого организационно и финансово обеспеченного механизма (Решняк, 2023а: 230).
В настоящее время миграционная политика государства начала меняться в сторону ее ужесточения. В числе прочего предприняты определенные шаги, направленные на ограничение возможностей использования ресурсов РФ нелегальными мигрантами. В частности, как сообщил первый заместитель министра МВД А.В. Горовой, создается реестр нелегально находящихся на территории России иностранцев и «после внесения в реестр эти граждане не смогут управлять транспортными средствами, пользоваться банковскими услугами, регистрировать собственность, заключать и расторгать браки, оформлять детей в детские сады и школы»1. Решение долгожданное, хоть и несколько запоздавшее, так как усиление социального конфликта между коренным населением и национальными диаспорами как действующих, так и бывших мигрантов – нынешних граждан России невозможно уже отрицать. Кроме того, возникает вопрос – каким образом нелегальные мигранты могли регистрировать собственность, пользоваться банковскими услугами, заключать браки и т. п., если у них отсутствовали документы, подтверждающие легальное нахождение в стране? В целом все это, по мнению автора, приводит к закономерному выводу о необходимости возрождения ликвидированной самостоятельной Федеральной миграционной службы, естественно, в адекватном современным условиям виде с соответствующими полномочиями и ресурсным обеспечением.
Однако, по мнению автора, и этого недостаточно. Необходимы скоординированные действия всех ветвей власти для принятия системного пакета документов, обеспечивающих в первую очередь национальную безопасность России и интересы коренного населения. При формировании и реализации миграционной политики необходимо сделать акцент на том, чтобы баланс интересов государства и его коренного населения с одной стороны и мигрантов (иностранцев, лиц без гражданства) с другой стороны не был нарушен (Решняк, 2023а: 230).
Какими видятся пути решения существующих проблем? Во-первых, для обеспечения возможности принятия продуманных и результативных мер необходимо иметь достоверную информацию, для чего в числе прочего требуется осуществлять постоянный мониторинг всех миграционных процессов, включая в перечень наблюдаемых не только экономические, но и социальные показатели.
Во-вторых, необходимо скорректировать миграционную и социальную политику, включив в нее комплекс мер, направленных на повышение доверия в обществе, уменьшение напряженности и конфликтности межэтнических отношений. В частности, необходимо разработать соответствующие социальные программы, в первую очередь направленные на решение проблемы овладения мигрантами и их детьми русским языком, что в дальнейшем позволит создать условия для развития навыков межкультурной коммуникации. Например, организовать в школах подготовительные классы для поступающих детей мигрантов с целью не только овладения ими русским языком, но и общего знакомства с культурой и обычаями России, при этом установить обучение в подобных классах обязательным.
В-третьих, необходимо внести соответствующие изменения в российское законодательство – миграционное, административное, уголовное, гражданское, семейное и др., в той или иной мере регулирующее отношения в соответствующей сфере. В частности, автор предлагает внести следующие изменения в Закон о гражданстве2:
-
1) учитывая, что мигранты, осуществляя разнообразные виды трудовой деятельности, в подавляющем большинстве случаев не платят налоги, при этом в полном объеме используя социальную инфраструктуру, что создает для нее дополнительную нагрузку и вызывает недовольство коренных жителей, дополнить п. 1 ч. 1 ст. 15 «Прием в гражданство Российской Федерации», изложив его в следующей редакции: «… 1) постоянно проживает в Российской Федерации со дня принятия решения о выдаче вида на жительство в Российской Федерации и до дня подачи заявления о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет, имеет постоянное место регистрации, состоит на налоговом учете в ФНС РФ в качестве налогоплательщика, своевременно и в полном объеме уплачивает государственные налоги …»;
-
2) учитывая, что мигранты – граждане РФ должны интегрироваться в российское общество, дополнить ст. 21 «Присяга гражданина Российской Федерации» частью 2.1 в следующей редакции: « 2.1. Освобожденные от присяги лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста, приносят Присягу после достижения возраста восемнадцати лет », а также дополнить текст Присяги следующими словами: «… быть верным России, уважать и воспитывать в уважении к ее культуре, истории и традициям своих детей »;
-
3) учитывая, что во многом именно неуважение «новых россиян» к российским культуре, истории, традициям вызывает рост социальной напряженности в обществе, дополнить ч. 1 ст. 22 «Основания и порядок прекращения гражданства Российской Федерации» пунктом 2.1 в следующей редакции: « 2.1. в связи с неисполнением обязанностей гражданина Российской Федерации, и/или отказом защищать свободу и независимость Российской Федерации, и/или неуважением к культуре, истории и традициям коренных народов Российской Федерации ». Соответствующие изменения должны быть внесены и в Указ Президента РФ «Вопросы гражданства Российской Федерации»1.
Список литературы Миграция: к вопросу о противодействии деструктивному влиянию миграции на безопасность российского государства
- Багреева Е.Г., Куцев В.В. Незаконная миграция как фактор распространения наркотических средств // Вопросы безопасности. 2023. № 2. С. 57-62. DOI: 10.25136/2409-7543.2023.2.43456 EDN: LQIZKP
- Галас М.Л. Политические и социальные риски иммиграционных потоков для России // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2020. Т. 10, № 2. С. 71-76. DOI: 10.26794/2226-7867-2020-10-2-71-76 EDN: OMGQNT
- Гринько С.Д. Незаконная миграция как посягательство на суверенитет и безопасность государства // Актуальные проблемы государства и права. 2021. Т. 5, № 18. С. 341-352. DOI: 10.20310/2587-9340-2021-5-18-341-352 EDN: PSIDMN
- Краснова К.А. О роли обмена информацией в системе мер противодействия незаконной миграции // Закон и правопорядок в третьем тысячелетии: IX Балтийский юридический форум: материалы междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. С.В. Векленко. Калининград, 2021 С. 97-98. EDN: PLAOVM
- Медведева А.М. Глобализация, регионализация, миграция: особенности современных международных отношений // Обозреватель. 2023. № 1 (396). С. 41-55. DOI: 10.48137/2074-2975_2023_1_41 EDN: UUMPRK
- Мурашева С.В. Влияние миграции на рост межэтнической напряженности в регионах России (на примере Орловской области) // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. 2021. Т. 1, № 10. С. 129-135. EDN: ZKFFLG
- Решняк М.Г. Миграционная преступность: взгляд через призму национальной безопасности // Проблемы современной уголовной политики: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (посвященной 305-летию российской полиции) / гл. ред. О.В. Ивушкина. Иркутск, 2023а. С. 226-233. EDN: ZWSJEI
- Решняк М.Г. Миграция как дестабилизирующий фактор национальной и международной безопасности // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2023б. № 2 (105). С. 243-255. DOI: 10.55001/2312-3184.2023.31.60.021 EDN: WOXPRL
- Тараненко В.В., Харитонов С.С., Решняк М.Г., Борисов С.В. Современные проблемы установления и реализации уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконной миграцией // Всероссийский криминологический журнал. 2021. Т. 15, № 3. С. 341-351. DOI: 10.17150/2500-4255.2021.15(3).341-351 EDN: QGNRKP
- Carvalho H., Chamberlain A., Lewis R. Punitive beyond criminal justice: Punishable subjects in the era of prevention, combating migration and austerity // British Journal of Criminology. 2019. Vol. 60, no. 2. P. 265-284. DOI: 10.1093/bjc/azz061 EDN: DKAKOV