Миграционные ориентации студентов ИТ-специальностей как вызов национальной безопасности

Автор: Щекотин Е. В.

Журнал: Вестник Прикамского социального института.

Рубрика: Наука и образование

Статья в выпуске: 1 (97), 2024 года.

Бесплатный доступ

На основании прикладного социологического исследования дается оценка миграционных настроений студентов первого курса ИТ-специальностей в техническом вузе. Определено, что студенты первого курса имеют сложившуюся установку на трудовую миграцию в зарубежные государства для работы в иностранных компаниях. Преимущественным направлением для трудовой миграции студенты первого курса считают недружественные страны Европы и Северной Америки. Показано, что такие намерения являются серьезным вызовом для национальной безопасности Российской Федерации, так как в условиях дефицита ИТ-кадров отъезд специалистов за рубеж создает угрозу технологическому развитию страны. Предложены шаги, которые позволят снизить угрозу.

Еще

Миграционные настроения, ИТ-специалисты, студенты первого курса, национальная безопасность

Короткий адрес: https://sciup.org/14129483

IDR: 14129483

Текст научной статьи Миграционные ориентации студентов ИТ-специальностей как вызов национальной безопасности

Целью данной статьи является изучение миграционных настроений студентов первого курса, обучающихся по специальностям, связанным с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ). Сегодняшние первокурсники станут специалистами через четыре года и, соответственно, будут играть важную роль в технологическом развитии страны и достижении технологического суверенитета. Учитывая, насколько велика роль информационных технологий (ИТ) в современной экономике и обществе, ИТ-специалисты выступают крайне важным ресурсом для решения насущных задач уже сейчас.

Проблема нехватки кадров в сфере ИКТ в последние десятилетия регулярно обсуждалась на разных уровнях государственного управления. Особенно пристальное внимание ей стали уделять после начала специальной военной операции (СВО) на Украине в связи с отъездом за границу части ИТ-специалистов. В различных источниках приводятся самые разные оценки количества уехавших – от 30 тыс. до 500 тыс. человек [1]. Согласно официальному заявлению Минцифры РФ, страну покинули порядка 100 тыс. ИТ-специалистов [2]. При занятости в сфере информационно-коммуникативных технологий около 1,3 млн специалистов (данные 2022 г.) доля уехавших оказывается довольно существенной для рынка труда.

В этом контексте выглядят вполне оправданными опасения представителей органов государственной власти относительно того, что в России может возникнуть острый дефицит ИТ-специалистов, учитывая, что этот дефицит, хоть и не в критической форме, ощущался и до начала СВО. Так, по некоторым оценкам для развития ИТ-отрасли необходимо еще порядка 500– 700 тыс. специалистов [3]. Таким, образом, определенная нехватка кадров в ИТ-отрасли – явление хроническое, отъезд специалистов после начала СВО только обострил эту проблему [4].

В связи с этим актуальным является изучение миграционных настроений будущих ИТ-специалистов, то есть намерения студентов уехать за границу или остаться в России. В качестве предмета исследования в данном случае выступают студенты первого курса Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики (СибГУТИ) г. Новосибирска, которые обучаются по техническим специальностям, связанным с ИТ-сферой.

Опрос проводился с 15 по 30 ноября 2023 г. среди студентов 1-го курса. В нем приняли участие 165 человек (табл. 1), это составляет 12,7 % от общего числа первокурсников (1 309 человек было зачислено на 1-й курс), в том числе 44 женщины (26,5 %) и 122 мужчины (73,5 %). 158 респондентов обучаются по программам бакалавриата и 7 – по программам специалитета.

Таблица 1

Распределение студентов, опрошенных в ходе исследования, по направлениям подготовки

Направление подготовки

Количество респондентов

человек

%

01.03.02 Прикладная математика и информатика

16

9,6

02.03.02 Фундаментальные информационные технологии

9

5,4

09.03.01 Информатика и вычислительная техника

46

27,7

09.03.02 Информационные системы и технологии

12

7,2

09.03.03 Прикладная информатика

32

19,3

10.00.00 Информационная безопасность

6

3,6

11.00.00 Электроника, радиотехника и системы связи

44

26,5

Студентам было предложено ответить на вопросы, которые позволяют оценить их готовность уехать за границу для работы. Как можно заметить из таблицы 2, около 80,0 % первокурсников считают выбранную специальность востребованной за рубежом, противоположного мнения придерживаются только 9,0 % респондентов. Таким образом, подавляющая часть студентов 1-го курса уверены в том, что специальность, по которой они обучаются (ИТ-специальность), потенциально востребована на международном рынке.

Таблица 2

Распределение ответов на вопрос: «Насколько вы согласны с утверждением “Специалисты моей специальности востребованы за рубежом”?»

Вариант ответа

Количество респондентов

человек

%

Полностью согласен

62

37,3

Скорее согласен

70

42,2

Скорее не согласен

11

6,6

Полностью не согласен

4

2,4

Затрудняюсь ответить

19

11,4

При этом уверенность респондентов в том, что они смогут легко найти работу за рубежом, не столь велика (табл. 3): менее 50,0 % уверены в этом, порядка трети респондентов не уверены. Данное обстоятельство можно объяснить тем, что студенты 1-го курса, тем более не завершившие еще обучение в первом семестре, в целом недостаточно глубоко погружены в специальность и имеют весьма туманные представления относительно организации рынка труда. Вопросы трудоустройства на данном этапе обучения волнуют их в гораздо меньшей степени, чем студентов, например, старших курсов.

Таблица 3

Распределение ответов на вопрос: «Насколько вы согласны с утверждением “Я легко мог(ла) бы найти работу за рубежом”?»

Вариант ответа

Количество респондентов

человек

%

Полностью согласен

16

9,6

Скорее согласен

61

36,7

Скорее не согласен

40

24,1

Полностью не согласен

14

8,4

Затрудняюсь ответить

35

21,1

Аргументом в пользу данной интерпретации является отчетливо прослеживаемое желание, с которым студенты готовы откликнуться на предложение о работе за рубежом (табл. 4). Порядка двух третей студентов 1-го курса (63,2 %) готовы согласиться на работу за границей в иностранной компании, каждый пятый готов рассмотреть предложение, исходя из предлагаемых условий. Всего лишь 11,4 % указали, что не согласятся на такое предложение. Примечательно, что менее 5,0 % процентов студентов затруднились дать ответ, это позволяет сделать вывод о четко сформированной установке при удобном случае уехать за границу.

Таблица 4

Распределение ответов на вопрос: «Представьте ситуацию, что вам поступило предложение от иностранной компании поработать за рубежом. Насколько вероятно, что вы согласитесь принять это предложение?»

Вариант ответа

Количество респондентов

человек

%

Сразу соглашусь

44

26,5

Скорее всего, соглашусь

61

36,7

Скорее всего, не соглашусь

15

9,0

Точно не соглашусь

4

2,4

Зависит от предложенных условий

34

20,5

Затрудняюсь ответить

8

4,8

Безусловно, эти намерения ничего не говорят о том, какое количество из числа опрошенных первокурсников действительно уедет за границу. Однако четко сформированная установка на трудовую миграцию наблюдается со всей очевидностью. Она может реализоваться в случае острого кризиса государственности (подобно тому, который имел место в последние годы существования Советского государства и первые годы современной российской государственности) или обострения международной политической обстановки (как это было в 2022 г. на фоне СВО).

Далее мы выяснили, насколько для первокурсников ИТ-специальностей является привлекательным образование за рубежом. Чуть более 40,0 % ответили, что хотели бы продолжить образование в зарубежном университете, треть ответили отрицательно (табл. 5). Данное распределение в целом повторяет картину распределения ответов на вопрос о том, насколько легко найти работу за рубежом (табл. 3), что, по всей видимости, объясняется одними и теми же факторами – неопределенностью представлений о своей дальнейшей образовательной траектории. Можно предположить также, что существенным фактором, влияющим на желание продолжить образование или найти работу за рубежом, является проблема знания иностранного языка.

Таблица 5

Распределение ответов на вопрос: «Хотели бы вы продолжить обучение в зарубежном университете?»

Вариант ответа

Количество респондентов

человек

%

Да

70

42,1

Нет

55

33,1

Затрудняюсь ответить

41

24,7

В то же время почти три четверти студентов считают образование, полученное за рубежом, престижным, каждый пятый с этой оценкой не согласен (табл. 6). В совокупности с предыдущими ответами данный факт позволяет заключить, что большая часть студентов-первокурсников придерживается, так сказать, космополитической ориентации в представлениях о своих трудовых перспективах. Они оценивают зарубежное образование как престижное и готовы продолжить обучение за рубежом.

Таблица 6

Распределение ответов на вопрос: «Насколько вы согласны с утверждением “Образование, полученное в зарубежном университете, – это престижно и перспективно”?»

Вариант ответа

Количество респондентов

человек

%

Полностью согласен

46

27,7

Отчасти согласен

76

45,8

Отчасти не согласен

22

13,6

Полностью не согласен

11

6,6

Затрудняюсь ответить

11

6,6

Однако может быть, студенты мечтают уехать работать в какие-нибудь дружественные России страны, и угроза не так страшна? К сожалению, в подавляющем большинстве они хотели бы работать в недружественных странах Запада – странах Европы и Северной Америки (табл. 7).

Таблица 7

Распределение ответов на вопрос: «Вам предложили работу за рубежом. В каком регионе мира вы предпочли бы работать?» (можно выбрать несколько вариантов ответа)

Вариант ответа

Количество респондентов

человек

%

Западная и Центральная Европа

103

62,0

Северная Америка

71

42,8

Восточная Европа

59

35,5

Юго-Восточная Азия

45

27,1

Центральная Азия

34

20,5

Ближний Восток

22

13,3

Не собираюсь работать за рубежом

28

16,9

Другое

20

12,0

В варианте «Другое» студенты указали следующие страны и регионы: Япония – пять раз, Южная Корея – пять, Восточная Азия – три раза, Китай – два, по одному разу указаны Аргентина, Канада, Скандинавия, Северная Европа и Южная Америка.

Полученные результаты со всей ясностью демонстрируют нацеленность начинающих ИТ-специалистов на миграцию из страны. Как представляется, у этого явления есть по крайней мере две причины – объективная и субъективная. Объективная причина связана со слабостью самой российской ИТ-отрасли. Многие отечественные компании и отдельные специалисты работали на зарубежные компании, так как те предлагали лучшие финансовые условия и условия для реализации в профессии.

После начала специальной военной операции под давлением правительств недружественных стран иностранные компании были вынуждены прекратить работу в России. Отсюда возник феномен релокации, когда отдельные российские граждане или даже компании целиком переезжали за границу для того, чтобы иметь возможность продолжить работать с иностранными заказчиками. Как нам представляется, значительная часть вернувшихся в Россию ИТ-специалистов являются как раз такими «релокантами», которым не удалось устроиться за рубежом.

Субъективная причина обусловлена внутренними ценностными установками молодых ИТ-специалистов. Эти установки формируются еще в школьный период и только усиливаются во время обучения в вузе. Одна из основных – безоговорочное принятие тезиса о том, что работа и образование в западных компаниях и университетах являются престижными. Она в некотором смысле укоренена в русской культуре: еще в царское время, а затем и в советский период прочно укрепился образ Запада как «цивилизации» и «родины прогресса». Пока студенты обучаются в вузе, их уверенность крепнет, так как схожую позицию зачастую транслируют преподаватели и администрация вузов.

Соответственно, такая установка стимулирует отток специалистов, пресловутую утечку мозгов. В ситуации кризиса она превращается в массовый «исход», как это было в начале 1990-х гг. и в 2022 г. Причиной массового отъезда значительно числа ИТ-специалистов является их изначальная ориентация на работу за рубежом, внешние негативные события выступили только катализатором для реализации этих намерений. Данная ситуация крайне опасна с точки зрения национальной безопасности России, так как информационные технологии являются сегодня передним краем технологических инноваций и в силу этого играют огромную роль в обеспечении обороноспособности страны, ее технологического развития и экономического роста. Учитывая не слишком благополучное состояние системы среднего и высшего образования, быстрое восполнение выбывших специалистов представляется довольно проблематичной задачей.

В этой связи крайне актуальным вопросом является не работа с последствиями этого процесса и устранением симптомов проблемы (например, предоставление отсрочки от мобилизации, меры поддержки ИТ-компаний и т. д.), а исправление фундаментальной причины. Это подразумевает глубокий пересмотр тех ценностей (как в сфере мировоззрения, так и в когнитивной области), которые транслируются студентам в процессе получения высшего образования. Такой пересмотр подразумевает нацеливание молодых специалистов на работу в отечественных компаниях, а не за рубежом, что будет возможно, если сама ИТ-отрасль станет развиваться более активно.

Для этого необходимо на государственном уровне разработать комплексную систему поддержки ИТ-компаний, включающую более тесную интеграцию образования и реального производства. Реализация амбиционных ИТ-проектов внутри страны, например в целях повышения обороноспособности, также создаст молодым специалистам условия для самореализации в профессии. Безусловно, ИТ-сфера не может развиваться исключительно в рамках национальных границ. Для того чтобы избежать самоизоляции и в то же время снизить зависимость от западных стран, эффективным решением представляется развитие тесных образовательных и технологических контактов в области ИТ с дружественными странами, например с членами БРИКС.

Развитие совместных проектов и взаимное сближение в этой области дружественных России стран может стать основой для переориентирования мировоззренческих ценностей студентов от западных недружественных в сторону тех государств, с которыми у России сложилось взаимовыгодное взаимодействие. Например, совместные образовательные программы с университетами Китая, Ирана и других стран могли бы переломить сегодняшнюю не слишком благоприятную для России тенденцию.

Список литературы Миграционные ориентации студентов ИТ-специальностей как вызов национальной безопасности

  • Королев П. Половина уехавших российских ИТ-специалистов утаили причину бегства // ComNews : сайт. URL: https://www.comnews.ru/content/226973/2023-06-23/2023-w25/polovina-uekhavshikh-rossiyskikh-it-specialistov-utaili-prichinu-begstva (дата обращения: 30.01.2024).
  • Глава Минцифры сообщил, что порядка 100 тыс. айтишников покинули РФ в этом году // Интерфакс : сетевое изд. URL: https://www.interfax.ru/russia/877771 (дата обращения: 30.01.2024).
  • Интернет в России в 2022–2023 годах. Состояние, тенденции и перспективы развития : отраслевой доклад. М., 2023. 207 с. URL: https://raec.ru/upload/files/internet-in-rus-22-23.pdf (дата обращения: 30.01.2024).
  • Таишева В. В. Цифровые номады и миграционные процессы в российской IT-сфере: политологический анализ // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2022. Т. 24. № 3. С. 460–479. https://doi.org/10.22363/2313-1438-2022-24-3-460-479.
Статья научная