Михаил Назарьев: «Свои корма снижают себестоимость производства рыбы»

Автор: Владимир Ельников

Журнал: Фермер. Черноземье @vfermer-chernozemye

Рубрика: Тема номера

Статья в выпуске: 8 (8), 2017 года.

Бесплатный доступ

Производство живой рыбы становится выгодным бизнесом, если отслеживать рыночную конъюнктуру, уметь быстро перестраиваться под интересы потребителя и иметь собственную кормовую базу. Так считает директор рыбоводного хозяйства «Павловскрыбхоз» Павловского района Воронежской области Михаил Назарьев. По его мнению, производство рыбы в регионе в короткие сроки можно увеличить на 20 процентов. Однако для этого надо ограничить маржу посредников и обеспечить прямой доступ свежей рыбы на рынки и в торговые сети.

Короткий адрес: https://sciup.org/170177893

IDR: 170177893

Текст статьи Михаил Назарьев: «Свои корма снижают себестоимость производства рыбы»

Журналист «Фермера» оказался в «Павловскрыбхозе» в самый захватывающий момент: бригада рыбаков вела отлов пока еще редких для прудовых хозяйств рыб – судака и веслоноса. Мужчины в водонепроницаемых костюмах выбирали их из сетей и складывали в увесистые корзины, рыбу других видов возвращали обратно в водоем.

По словам главного рыбовода Сергея Каруна, объемы производства судака и веслоноса, по сравнению с традиционными карпом, толстолобиком и белым амуром относительно невелики. Но они уверенно растут вслед за покупательским спросом.

– Веслонос – представитель семейства осетровых, – поясняет Сергей Каруна. – Родом он из Америки. Выращивать его в первый год нам очень непросто. Малек устремляется на поверхность водоема, где становится легкой добычей птиц. Чтобы сохранить ценное поголовье, приходится прикрывать пруды сеткой. Немало хлопот доставляет эта рыба, зато для рыбных гурманов она – самое то, и цену за нее они готовы давать хорошую.

Затраты себя оправдывают

Можно сказать, что «Павловскрыб-хоз» – предприятие уникальное. Когда в 90-е годы начались рыночные реформы, многие рыбоводные хозяйства накрыла волна банкротств. Однако павловцы не только выстояли, но и смогли нарастить объемы производства. Найти правильное управленческое решение помогли предпринимательская смекалка, глубокое знание рыбоводства, умение улавливать настроения потребителей.

– В то время зимой продавали только мороженую рыбу, товарного вида у нее не было, качество не удовлетворяло потребителей, – вспоминает Михаил Дмитриевич. – Мы оценили ситуацию и решили выйти на рынок с живой рыбой.

Шаг по тем временам был рискованным, поскольку тянул за собой финансовые затраты. В условиях всеобщего падения экономики и дикой инфляции на вложения в производство мало кто мог отважиться. Но ждать с моря погоды – не для павловских рыбоводов. В короткие сроки были построены зимовальные пруды и вся необходимая инфраструктура. Реализа- ция проекта позволила передерживать живую рыбу до холодов и продавать ее в зимние месяцы. Затраты полностью оправдали себя.

– Когда мы привезли первые партии свежей продукции в Воронеж, покупательский ажиотаж превзошел все наши ожидания. Люди выстраивались в длинные очереди, – вспоминает Михаил Назарьев. – Живая прудовая рыба зимой оказалась востребованной и обеспечила хозяйству экономическую устойчивость в те трудные годы.

Потом по этому же пути пошли и другие рыбоводные хозяйства, в том числе и в соседних регионах.

Впрочем, рынок не стоит на месте, и вскоре потребителей перестал устраивать старый стандарт, когда карп, например, весил от 450 до 600 г. Востребованными стали экземпляры по 1,5 и даже 2,5 кг. Чтобы удовлетворить и эти запросы, решено было перейти с двухлетнего на трехлетний оборот выращивания рыбы. Надо отметить, что такой подход по силам далеко не каждому хозяйству: дополнительная передержка рыбы может привести к росту ее себестоимости. Удержать прибыльность в «Павлов-скрыбхозе» смогли за счет использования собственного рыбопосадочного материала, кормовой базы и грамотного содержания прудового хозяйства. Часть затрат восполнила и более высокая цена на крупную рыбу.

– При наших производственных объемах выгодно иметь собственный рыбопосадочный материал, – комментирует Михаил Назарьев. – К тому же, исключается риск занести в пруды инфекцию через покупных мальков.

Кстати, работа в инкубационном цехе у рыбоводов считается едва ли не высшим пилотажем. Главный рыбовод Сергей Каруна не без гордости показывает этот самый сложный участок большого рыбного хозяйства: «Здесь у нас полный цикл получения молоди. Самые тонкие операции – забор икры у самок, и молок у самцов. Затем проводится искусственное оплодотворение. Вылупившиеся из икры личинки содержатся в специальных лотках. А когда подрастут, мы переводим их в выростные пруды».

Часть посадочного материала идет на продажу другим рыбхозам и является дополнительным источником прибыли.                               Ill

НАША СПРАВКА

ЗАО «Павловскрыбхоз» имеет 204 га нагульных и 30 га выростных прудов. Имеются зимовальные, маточные, мальковые пруды. В год производится 300320 тонн товарной рыбы и 60 тонн рыбопосадочного посадочного материала, из них 20 тонн идет на реализацию.

– Когда мы привезли первые партии свежей продукции в Воронеж, покупательский ажиотаж превзошел все наши ожидания. Люди выстраивались в длинные очереди, – вспоминает Михаил Назарьев. – Живая прудовая рыба зимой оказалась востребованной и обеспечила хозяйству экономическую устойчивость в те трудные годы.

ТЕМА НОМЕРА

Ставка на качество – одно из главных условий успешного развития прудовых рыбоводных хозяйств. Вкусная и полезная продукция – эта та ниша, которая позволяет им отстроиться от зарубежных поставщиков рыбы. За границей ее, как правило, растят на искусственных кормах и химических добавках.

Не карпом единым

Зачем рыбоводам нужны зерноуборочные комбайны, пропашные тракторы, бороны и сеялки? Таким вопросом невольно задаешься, попадая на мехдвор рыбхоза. Как оказалось, мощная сельхозтехника важная часть производственной цепочки.

– Покупные комбикорма значительно повышают себестоимость прудовой рыбы. Чтобы удешевить производство и выходить на рынок с конкурентоспособной ценой, решили организовать собственное растениеводство, – поясняет директор «Павловскрыбхоза». – Стали приобретать землю в собственность, брать в аренду. Площадь пашни нарастили до 1700 га. Закупили технику. В результате, затраты на производство рыбы снизились на 15-20 процентов. Можно говорить и о диверсификации производства. В этом году, например, отпускная цена на рыбу со 120 рублей за килограмм снизилась до 105, но выручили зерновые.

По совам Михаила Назарьева, особой сложности приготовление кормов для рыбы не представляет. Оно научно обосновано еще с советских времен. В ход идут пшеница, горох, ячмень. Лишь иногда приходится закупать гранулированные корма, чтобы приготовить лекарственную смесь для профилактики рыбных заболеваний.

Вообще, зерновое производство давно уже вышло за рамки только лишь комовой базы и составляет более половины экономики хозяйства.

– За счет продукции земледелия всегда можно выжить, если с рыбой что-то пойдет не так, – утверждает директор рыбхоза. – А еще у нас есть подсобное хозяйство, занимаемся овцеводством. В ближайших планах – развитие мясного скотоводства.

Чтобы было вкусно

Ставка на качество – одно из главных условий успешного развития прудовых рыбоводных хозяйств. В рыночной нише вкусной и полезной продукции они могут успешно конкурировать с зарубежными поставщиками рыбы. За границей ее, как правило, выращивают на искусственных кормах с применением химических добавок.

– Даже до введения продовольственных антисанкций мы не замечали давления импорта на нашу рыночную нишу. Потребитель, который распробовал качественную продукцию, будет покупать ее еще и еще, – отмечает Михаил Назарьев.

Однако расслабляться не стоит: современный рынок требует, чтобы продукция отличалась еще и высокими вкусовыми качествами.

– Кормим без всяких добавок и примесей, натуральными кормами. А еще применяется химическая аэрация водо-

Журнал «ФЕРМЕР. Черноземье» Декабрь 2017 – Январь 2018 года

ема с помощью негашеной извести, – включается в разговор главный рыбовод Сергей Каруна. – Отсюда отменный вкус, жирность, отсутствие постороннего запаха тины.

Монополизм и посредники

Хозяйство производит 300-320 тонн живой рыбы в год. А могло бы выдавать «на-гора» и все 400. На 25 процентов больше! Нарастить производство мешает пресловутый сбытовой фактор.

– На рынок давят посредники, – говорит директор рыбхоза Михаил Наза-рьев. – В Воронеже наценка у них составляет 100%, а в Москве все 150.

Вообще, тема сбыта – самая больная в любом бизнесе. Поэтому о ней зашел отдельный разговор.

- Михаил Дмитриевич, сами продавать не пробовали?

– До 2000 года торговлю вели самостоятельно. Были машины, свои продавцы. Но всю прибыль съедала логистика. Продадим, бывало за день килограммов 100, но разве такие объемы могут устроить? Пришлось от этой затеи отказаться. Да, в Москве и в Воронеже были попытки местной власти организовать ярмарки выходного дня, предоставить сельхозни-кам торговые места. Но оказалось, что там или стоимость аренды очень высокая, или объемы продаж низкие. Выйти на торговые сети тоже проблематично. Монополизм и посредничество в торговле – большая проблема для нас. А декларируемая властью политика, о том, чтобы пустить производителя напрямую на рынок, срабатывает не до конца. Ярмарками мы пользуемся лишь для того, чтобы покрыть небольшие текущие расходы. Погоды они не делают.

– А как должно быть?

– Покупатель должен знать, что в определенном месте постоянно реализуется качественная продукция от сель-

хозпроизводителя по доступной цене. И мы, при приемлемых условиях торговли, могли бы ее обеспечить, снизив стоимость рыбы на 15-20 %.

– Организация переработки может укрепить экономику хозяйства?

– Регулярно в мыслях возвращаюсь к этому вопросу. Рынок меняется, и надо искать новые пути развития. Но с другой стороны, зачем живую рыбу с ее качеством и неоспоримым конкурентным преимуществом, загонять в консервы? Думаю, пока это нецелесообразно. Тем более, что наши технологии и без консервов позволяют практически круглый год поставлять потребителю живую рыбу.

Пока развитие производства идет другим путем. В прудах формируется рыбная поликультура, где каждый вид занимает в биоценозе свою пищевую нишу. Помимо традиционных видов рыб: карпа, толстолобика и белого амура, хозяйство осваивает разведение судака, веслоноса и сома европейского. К примеру, то, что не съедает карп, доедает тот же толстолобик или веслонос. За счет этого экономнее расходуются корма, рациональнее используются площади водоемов, а потребитель получает широкий ассортимент продукции

Работаем с огоньком

Между тем, рыбаки завершали свою работу и уже начали сворачивать сети.

– Нас тут 16 человек. Всегда работаем с огоньком, на позитиве, – говорит рыбовод нагульной бригады Юрий Старков. – Каждый в нашем коллективе готов друг другу помочь, подменить напарника, вот и спорится у нас дело. А вообще, я люблю рыбалку. Особенно нравится посидеть зимой с удочкой у лунки. Можно сказать, что это мое увлечение стало продолжением основной работы.

Тем временем один из рыбаков выпустил в воду застрявшего в сетях карпа. Рыба махнула хвостом и ушла в глубину пруда. Чтобы сгодиться на уху, ей еще расти и расти надо.

Владимир Ельников f

ЗАПЧАСТИ В РОЗНИЦУ И ОПТОМ

Эти и другие товары Вы можете заказать на сайте , а также по телефону *7(8442) 60-16-87 или по электронной почте infogtecros:

Lumen 48WS

Скидка

Птпшпхумй

СВЕТОДИОДНЫЕ Ф, НО СЕЛЬХОЗТЕХНИН установки

* Вибростойкость «Устойчивость к экстремальным температурам

«Долговечность е Низкое энергопотребление

« Яркость

• Универсальность

Преимущества светодиодных ев»

4 Водонепроницаемость «Простота

Основной рабочий свет

Боковое освещение юлнительное освещение

Статья