Мировоззренческая функция конституции: роль и значение

Автор: Теплова Дарья Олеговна

Журнал: Евразийская адвокатура @eurasian-advocacy

Рубрика: Актуальные проблемы юридической науки и практики

Статья в выпуске: 5 (36), 2018 года.

Бесплатный доступ

Цель: Исследование мировоззренческой функции конституции. Методология: В исследовании использовались историко-правовой и формально-юридический методы. Результаты: Конституция и отраслевое законодательство в мировоззренческом плане являются не столь совершенными, как того требует жизнь, сама объективная реальность. Каково значение мировоззренческой функции конституции как основного закона страны? Какие задачи она выполняет в процессе? Эти и другие вопросы имеют огромное значение для развития государства и его законодательства. Недооценка этой важной характеристики конституции может привести к серьезным последствиям для государства и общества. Важнейшими задачами мировоззренческой функции являются консолидирующая, мотивационная, сакрализирующая, целеполагающая, аксиологическая, специальная, доктринальная, позиционирующая, повествовательно-назидательная, воспитательная, идеологическая, юридическая. Автор определяет и формулирует свою позицию по поводу мировоззренческой функции конституции как важнейшей величины, воздействующей на общественное сознание и общественные отношения. Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает определенной научной ценностью, поскольку в ней на основе исследования ранее опубликованных работ сделаны оригинальные авторские обобщения по избранной проблематике.

Еще

Конституция, право, функции конституции, мировоззренческая функция конституции, действующее законодательство

Короткий адрес: https://sciup.org/140237882

IDR: 140237882

Текст научной статьи Мировоззренческая функция конституции: роль и значение

Как известно, конституция как основной закон страны закрепляет не только конституционный строй государства, но и господствующую идеологию и мировоззрение общества. Согласно ч. 2 ст. 13 Конституции РФ «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Более того, в ст. 14 Конституции закреплено, что Российская Федерация является светским государством. Данный идеологический запрет некоторые считают не совсем правильным в силу природы самого государства, необходимости формирования государственной политики и консолидации общества в государство [8, с. 11–20; 5]. Конституция в формальном смысле есть акт-документ и источник права, содержащий нормы права, а в материальном смысле – система общественных отношений, сложившихся в обществе и детерминированных исторической эпохой, определенной идеологией и мировоззрением [3, с. 2707–2712]. Однако конституция в большей степени детерминирована мировоззрением общества, чем самой идеологией, ввиду её фундаментального характера, пронизывающего все аспекты объективной реальности. Именно мировоззрение становится не только характером жизнедеятельности общества, но и фактором жизнеспособности общества и государства, требующим адекватного отражения в праве [11, с. 17].

Наряду с такими функциями, как программная, идеологическая, культурологическая, учредительная, аксиологическая, целеполагающая, интеграционная и др., она имеет и мировоззренческую функцию [2]. Иногда её отождествляют с идеологической функцией, хотя, безусловно, они имеют различный характер требований и направленность [7]. Если идеология хоть как-то представлена в действующей конституции государства, то мировоззрение общества частично нашло выражение только лишь в преамбуле документа и нескольких статьях самого текста. Мировоззренческое значение преамбулы заключается в том, что она определяет высшие ценности для законодателя и всех правоприменителей, налагает на государство и общество обязанность жить на основе установленных в ней базовых духовно-нравственных принципов.

Функции конституции – это, по сути, направления предметной области воздействия этого акта страны на общество и все стороны его жизни. Каждая функция конституции отвечает за собственный участок «работы», правового регулирования. Безусловно, мировоззренческая функция в силу её всеобщности воздействует на все стороны общественной жизни. Более того, именно эта функция определяет ценностно-ментальную ориентацию общества в процессе его государственного строительства. От того, какие ценности являются господствующими, зависит во многом жизнеспособность общества и государства, и конституция (право) здесь выполняет решающее телеологическое ориентирование. Мировоззренческая функция не поглощает и не нивелирует иные правовые функции конституции – учредительную, программно-целевую, регулятивную, идеологическую и др. Она, наоборот, предопределяет их в целом, т. е. включает в свое содержание. Наличие ясно сформулированных мировоззренческих идей в конституции обуславливает полноценность общества и государства, его способность видеть стратегию своего существования, но, к сожалению, на сегодняшний день является одной из проблем неадекватного взаимовлияния конституционализма, конституционного правотворчества и тех ценностей, которые обуславливают строительство жизнеспособного государства [10]. Основной закон страны был принят в драматический период истории нашего государства и, будучи рожденным в условиях смены общественного строя (тоталитарно-авторитарного на авторитарно-демократический), ознаменовал собой движение России в новую эволюционно-историческую перспективу, закрепил новые целевые ориентиры, утвердил новые идеи, принципы и ценности, ставшие правовым выражением понимания объективных процессов.

Мировоззрение конституции включает в себя систему идей и ценностей, воплощенных в кон- ституции и отражающих системный взгляд на мир, его устройство и закономерности. В отличие от мировоззрения конституционная идеология (функция) выражена в большей мере в Основном законе страны и наиболее наглядно проявляется в его категориально-понятийном аппарате, правовых нормах и прослеживается в правовых позициях судей Конституционного Суда РФ. Мировоззренческая же функция – это в большей степени сама душа и дух конституции, которые определяют её букву, т. е. формально-правовое, текстуальное её выражение.

Как отмечает О.С. Смородина, ссылаясь на В.Е. Чиркина, «Конституция – это «продукт определенной ступени развития общества и обусловленного этим в конечном счете сознания людей» [12, с. 50], «это уникальный по своей природе акт, не только закрепляющий сложившиеся на момент ее принятия общественные отношения, но и становящийся основой для их последующего развития» [9, с. 5]. «Конституция нормативно провозглашает и закрепляет не просто имеющееся «на деле», а должное состояние государственности, она является не зеркальным отражением реальности, действительности, а образцом для нее» [4, с. 71; 9, с. 5].

Потому среди важнейших функций, формирующих системность и ценностную ориентацию общества в мире, как нам представляется, главную роль призвана играть именно духовно-нравственная, или мировоззренческая, функция конституции.

Она присуща всем конституциям, там, где она имеет место быть, ее значение весьма существенно. Наиболее емко она выражена в тех странах, где право основано на религиозных ценностях и представлениях. Это же, конечно, не означает совершенства таких государств и конституций по сравнению со светскими. Однако это показывает ту роль, которую выполняет мировоззренческая функция конституции в таких государствах. Например, в Конституции Египта 2014 г. в преамбуле весьма эпически повествуется история образования Египта: «Это наша Конституция. Египет – это дар Нила и дар египтян человечеству. Одаренная уникальным местоположением и историей, арабская нация Египта является сердцем всего мира. Это точка пересечения цивилизаций и культур и пересечение морского транспорта и коммуникаций. Это оконечность Африки в Средиземноморье и устье самой великой реки: Нил. Это Египет, бессмертная родина египтян и послание мира и любви всем народам. В начале истории наступил рассвет человеческого сознания и озарил сердца наших великих предков, объединяя их благие намерения для построения первого центрального государства, которое регулировало и организовывало жизнь египтян на берегах Нила. Именно здесь они создали самые невероятные чудеса цивилизации, именно здесь их сердца обращались к небесам до того, как мир узнал три богооткровенные религии. Египет – это колыбель религий и знамя процветания богооткровенных религий. На его земле росли храмы, возник свет Господа, и послание спустилось на горе Синай. На его земле египтяне встретили Девственницу Марию и ее ребенка и принесли в жертву тысячи мучеников в защиту Церкви Иисуса…». Пожалуй, это один из немногих примеров, где мировоззренческая функция выражена в столь явной форме в конституции государства и закреплена юридически.

Что же касается России, то настоящая Конституция, как и сама её реализация, пока не стали основой нашей жизни. И тем не менее, мировоззренческая функция в ней тоже присутствует и выполняет существенную задачу духовно-нравственной скрепы общества и государства. Мировоззренческие начала закреплены не только в преамбуле Конституции, но и в ст. 2, 3, 9, 12–15, 17, 18, 20–22, 26–30, в которых закрепляется следующее: ценность человека и его прав и свобод в государстве; единственным источником власти является народ; земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях; наличие самостоятельного от государства местного самоуправления; идеологическое, политическое и партийное многообразие; светскость государства; конституция является высшей правовой ценностью общества; неотчуждаемость и принадлежность от рождения прав и свобод человека; охрана государством достоинства личности; право на жизнь; право на свободу и личную неприкосновенность; право на неприкосновенность частной жизни; право на пользование родным языком; право на свободу мысли и слова; право на свободу совести, свободу вероисповедания и т. д. Впоследствии мировоззренческая функция конституции отражается в директивных правовых актах – посланиях, стратегиях, доктринах, концепциях, планах, прогнозах и текущем отраслевом законодательстве, что обеспечивает не только логико-смысловую и правовую преемственность этих ценностей, но и ценностно-мировоззренческую.

В самой в преамбуле Конституции провозглашено: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации».

Представляется, что эта часть Конституции в наиболее концентрированной форме отражает мировоззренческую функцию, как-то: указывает место российского государства в мире – часть мирового сообщества; ориентирует деятельность государства на достижение благополучия и процветания народов России; закрепляет уважение к историческому прошлому страны; закрепляет идею патриотизма, веры в добро и справедливость в отношениях между людьми. Тем не менее, этого явно недостаточно для понимания основ мироощущения просвещенного общества в современных условиях и вызовах времени.

По нашему мнению, Конституция, как и её предшествующая часть (преамбула), должны содержать научно-выверенные мировоззренческие ориентиры, способствующие интеграции нации перед лицом опасности, угроз и рисков современного мира. Основной закон страны должен иметь чётко сформулированные цели, отвечать реалиям современной жизни, политике и эволюционному развитию общества в стратегической перспективе. Безусловно, что 200 лет назад, когда писали первую конституцию в мире, представления о конституционализме и о праве в целом находились в стадии становления. Однако в XXI веке требуется более совершенное методологическое (мировоззренческое) и технико-юридическое оформление такого рода документов [11, с. 18].

Как справедливо отмечает О.С. Смородина, «представляется, что конституционные идеи должны соответствовать следующим принципам: функциональной целесообразности и объективного целеполагания правовой реальности и всем процессам, происходящим в обществе и государстве; определенной временной и содержательной последовательности самих идей, наделенных адаптационными свойствами и способностями прогнозирования правовых состояний» [9, с. 7], что обуславливает в целом жизнеспособность самой Конституции. Далее она пишет: «Особую ценность представляют научно обоснованные, подкрепленные широкой теоретической базой конституционные идеи, оформленные в виде политико-правового учения. Такой подход свидетельствует о глубине и высокой степени разработанности идей, в комплексе представляющих собой определенную целостную концепцию. Наибольшим успехом будут пользоваться те из них, которые способны охватить фундаментальные основы конституционного строя» [9, с. 7].

В практике толкования при применении Конституции мировоззренческая функция становится ещё более актуальной и стратегически необходимой, её недооценка в правовом регулировании может повлиять на ход истории и судьбу государства. С другой стороны, не стоит забывать и о негативных сторонах традиции незыблемости конституции и статичности её функций. Государства эволюционируют, сама жизнь не стоит на месте, и конституции как итог общественного развития на определенном этапе отражают не только ход этих изменений, но и достигнутый уровень развития, его ценности. С течением времени конституции устаревают и требуют переосмысления и переработки на самом высоком доктринальном уровне, в том числе на уровне мировоззрения.

В своих решениях Конституционный Суд не раз отмечал, что та же самая преамбула есть неотъемлемая составная часть Конституции: «… она является не просто набором бесполезных политико-правовых деклараций или исторической справкой, а имеет юридическую силу; составляет своеобразный договор между народом, воля которого освящена Конституцией, и государством, выступающим от имени народа; государственные органы власти и все другие субъекты связаны сакральным смыслом преамбулы в неменьшей мере, чем иными положениями Конституции; последующие положения Конституции, особенно основы конституционного строя, должны интерпретироваться и толковаться с учетом значения преамбулы, ибо именно в ней содержатся универсальные социально-политические, нравственные и юридические начала права и справедливости в стране» [1, с. 54–59; 6, с. 22–26].

Как в преамбуле, так и в Конституции должны найти свое отражение объективные закономерности самой реальности, так как они имеют решающее значение для выживания общества и государства в изменяющихся условиях. Историко-правовой анализ современного отечественного законодательства свидетельствует о том, что на период становления конституционализма кон- ституции были в большей степени политическими, т. е. декларативными документами. Однако в настоящий момент законодатели и правоприменители в различных странах, в том числе и России, начинают осознавать, что мировоззренческая функция конституции является важнейшей основой правильного понимания духа и буквы основного закона и всего законодательства страны.

Это обстоятельство заставляет совершенствовать представления для объяснения природы и политико-правового значения функциональных характеристик конституции. Даже наш блицанализ показал, какое разнообразие в объеме, в структуре, в стилях, в задачах и смыслах имеет мировоззренческая функция Конституции, и как важно иметь научно обоснованную духовную основу обществу для утверждения идеологии конституции государства. Мировоззрение конституций есть универсальный элемент конституционно-правовой доктрины и законодательства, вне зависимости от того, каким является то или иное государство – правовым или неправовым, светским или религиозным, республиканским или монархическим и т. д.

К сожалению, в отечественной конституционно-правовой и общетеоретической доктрине сложилось весьма консервативное и неоправданное представление о том, что мировоззренческая функция нормативного правового акта имеет всего лишь вторичное, иногда неважное значение. Упускается из виду то провозглашающее, духовное и культурное содержание и потенциал, которые имеет Конституция как вершина системы законодательства любого государства.

Таким образом, мировоззренческая функция Конституции выполняет такие важные задачи, как: консолидирующая (объединяет общество), мотивационная (убеждения), сакрализирующая (конкретный прием его обозначения), целеполагающая (какие цели ставит данная конституция), аксиологическая (какие из ценностей получают особо значимый характер в обществе и почему), специальная (уникальные особенности страны, цели, задачи, иные обстоятельства), доктринальная (научно-мировоззренческая), позиционирующая (определяет место государства в мире), повествовательно-назидательная (объяснение сложившейся ситуации, при которой конституируется государство), воспитательная (положения, направленные на привитие уважения к Конституции), идеологическая (как понимать действующую Конституцию), юридическая (какие последствия несет принятая Конституция для государства и граждан, а также для законодателя, какие идеалы она вносит в конституцию и законодательство и какое юридическое значение имеет для правоприменителя).

Список литературы Мировоззренческая функция конституции: роль и значение

  • Гиззатуллин Р.Х. Экологическая функция государства и Конституция России//Правовое государство: теория и практика. 2012. № 3 (29). С. 54-59.
  • Каратеева М.Н. Гарантирующая функция государства: дис.. канд. юрид. наук. М., 2005.
  • Левакин И.В. Идеология Конституции Российской Федерации//Актуальные проблемы российского права. 2014. № 12. С. 2707-2712.
  • Мамут Л.С. Конституция и реальность//Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 1999. № 2. С. 71.
  • Миронов О.О. Функции конституции//Вестник СГАП. 2012. № 1. С. 47-52.
  • Пашенцев Д.А. Преамбула в структуре конституции: нормы права или политические декларации?//Вестник академии права и управления. 2013. № 33. С. 22-26.
  • Петрова А.В. Основные функции Конституции Российской Федерации: вопросы теории: дис. … канд. юрид. наук. М., 2004.
  • Рахимов Р.А., Хабибулин А.Г. Государственная идеология: к вопросу о правомерности категории//Государство и право. 1999. № 3. С. 11-20.
  • Смородина О.С. Проблемы содержания конституционных идей современной России. Теории государства и права и конституционное право//Вестник Челябинского государственного университета. 2011. Вып. 27. С. 5-9.
  • Невинская Е.В. Системообразующая функция Конституции Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2008.
  • Федорченко А.А. 20-летие Конституции Российской Федерации: догматичность или же оправданный прагматизм?//Ученые труды РААН. 2013. № 4 (31). С. 17-21.
  • Чиркин В.Е. Современная модель Конституции: прежние и новые приоритеты//Правоведение. 2003. № 2. С. 50.
Еще
Статья научная