“Моцарт и Сальери” А. С. Пушкина в свете теорий личности XX века

Автор: Хализев В.Е.

Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro

Статья в выпуске: т.7, 2005 года.

Бесплатный доступ

В статье автор подводит к мысли, что пушкинская трагедия “Моцарт и Сальери” является свидетельством отдалённости Пушкина на рубеже 1820—1830-х от байроновской поэтизации гордыни и своеволия. Смысловой строй пушкинской трагедии соответствует духу христианства, согласуется с его велениями и заповедями, глубинно родственен тем теориям XX столетия, которые разумели личностное сущестование как свободно-ответственную вовлеченность человека в бытие, сопряженную не только с заботами, печалями, состраданием и переживанием собственной греховности, но также с радостью и веселостью духа. Тем самым обнаруживается созвучие между западноевропейской и русской философии XX века и русской классической литературой XIX столетия.

Еще

А. с. пушкин,

Короткий адрес: https://sciup.org/14749176

IDR: 14749176

Список литературы “Моцарт и Сальери” А. С. Пушкина в свете теорий личности XX века

  • Мейер А. А. (А. Ветров). Во что сегодня верит Германия? Пг., 1916. С. 29.
  • Бахтин М. М. Работы 1920-х годов. Киев, 1994. С. 23.
  • Мунье Э. Персонализм//Мунье Э. Манифест персонализма. М., 1999. С. 494, 495, 503, 506.
  • Пришвин М. М. Дневники. 1918-1919. М., 1994. С. 231.
  • Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983. С. 177-178.
  • Кант Я. Сочинения: В 6 т. Т. 5. М., 1966. С. 354, 355.
  • Вяземский П. А. Старая записная книжка. Л., 1929. С. 204.
  • Бердяев Н. А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995. С. 5, 13.
  • Пришвин М. М. Дневники. 1920-1922. М, 1995. С. 190.
  • Платонов А. П. Записные книжки: Материалы к биографии. М., 2000. С. 271.
  • Золотарев А. А. Вера и знание//Континент. Т. 82. М., 1994. С. 227.
  • Мейер А. А. Философские сочинения. Paris, 1982.
  • Моцарт и Сальери”, трагедия Пушкина. Движение во времени: Антология трактовок и концепций от Белинского до наших дней. М., 1997. С. 110.
  • Цветаева М. Поэты с историей и поэты без истории//Цветаева М. Сочинения: В 2 т. Т. 2: Проза. М., 1980. С. 431.
  • Столяров Мих. Могила Пушкина//Россия (Новая Россия). 1924. № 2. С. 157.
  • Ухтомский А. А. Интуиция совести. СПб., 1996. С. 437-438.
  • Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М., 1957. С. 306-307.
  • Мандельштам О. Э. О природе слова//Мандельштам О. Э. Сочинения: В 2 т. Т. 2. М., 1990. С. 187.
  • Гаспаров М. Л. Избранные статьи. М., 1995. С. 231-232.
  • Мартьянова С. А. Речевое поведение героев трагедии А. С. Пушкина “Моцарт и Сальери”//Мартьянова С. А. Образ человека в литературе: От типа к индивидуальности и личности. Владимир, 1997. С. 72-73.
  • Пушкин А. С. Собрание сочинений: В 10 т. Т. VII: Драматические произведения. М., 1935. С. 538-542.
  • Вакенродер В.-Г. Фантазии об искусстве. М., 1977. С. 33-37.
  • Об искусстве и художниках: Размышления отшельника, любителя изящного, собранные Л. Гиком. М., 1826.
  • Golstein Vl. Puškun’s “Mozart and Salieri” as a parable of salvation//Russian Literature. XXIX. (1991). P. 155-176.
  • Жирмунский В. М. Байрон и Пушкин. Пушкин и западные литературы. Л., 1978. С. 45.
  • Пушкин в воспоминаниях современников: В 2 т. Т. 2. М., 1974. С. 235.
Еще
Статья научная