Модель медиаобразования в старших классах средних школ Российской Федерации. Риски, возможности, перспективы

Автор: Германцев Станислав Георгиевич

Журнал: Медиа. Информация. Коммуникация @mic-iej

Рубрика: Теория медиа и медиаобразования

Статья в выпуске: 3 т.36, 2021 года.

Бесплатный доступ

В данной статье рассматривается возможность введения предмета «медиаобразование» в старших классах средних школ Российской федерации, используя внутренние ресурсы школы, а также имеющиеся кадры.

Восприятие, информация, медиаобразование, интернет, постправда, критическое мышление

Короткий адрес: https://sciup.org/147235970

IDR: 147235970

Текст научной статьи Модель медиаобразования в старших классах средних школ Российской Федерации. Риски, возможности, перспективы

Современное общество пронизано информацией разной степени достоверности и качества. Постправда стала залогом успеха, хайповости, популярности. Раскрывая феномен «постправды», составители Оксфордского словаря отдельно отметили связанное с этим явлением искажение действительности, возникающее в результате подмены объективных фактов на «фейковые новости», вызывающие у граждан (в отличие от «сухих» фактов) ажиотажный интерес, лихорадочное возбуждение или панику. [1]

То есть при потреблении «постправды» человек неосознанно отключает критическое мышление и начинает воспринимать информацию чувствами и эмоциями. Однако человек, не способный совладать со своими эмоциями, в конечном итоге не сможет стать профессионалом в своём деле, грамотным и квалифицированным специалистом, не сможет оценить результаты своего и чужого труда, выявить причину ошибок и устранить их.

Критическое мышление - это краеугольный камень Soft Skills, навыков, которые должны быть усвоены и развиты современным социально успешным человеком. В России они оформлены в «Система 4К»: Критическое мышление - Креативность - Коммуникация -Координация (сотрудничество), без которого невозможно развитие личности человека как в интеллектуальном, так и в профессиональном плане. Без него вся системе не функциональна.

ЮНЕСКО понимает медийно-информационную грамотность как совокупность знаний, навыков, установок, компетенций и практик, которые позволяют обеспечить эффективный доступ, анализ, критическую оценку, интерпретацию, использование, создание и распространение информации и медийных продуктов с использованием всех необходимых средств и инструментов на творческой, законной и этичной основе. [2]

Понимание критического мышления в системе МИГ

Кто такой критически мыслящий человек? В чём его характерные особенности, приметы? В чём заключаются его «интеллектуальные компетенции»? «Умеющий критически мыслить человек должен уметь распознавать и, по возможности, преодолевать собственные когнитивные искажения. Это очень непростая задача, так как склонность к определенным видам предвзятости «вшита» в наш познавательный аппарат, и на разных эволюционных этапах становления головного мозга человека эти предвзятости давали свои преимущества». [3]

Из этого определения видно, что критическая мысль - это особым образом сформированная психологическая часть человека. И особенно интересна та часть психики, которая отвечает за восприятие в целом и различного рода эффекты восприятия (эффект стереотипизации, эффект проекции, галоэффект и другие). Работа с эффектами восприятия, их фильтрация - базовое условие воспитание критически мыслящей личности.

Именно на формирование критического мышления в новой цифровой реальности и нацелен предмет «медиа-информационная грамотность».

Нужна ли медиаинформационная грамотность в школе?

Повсеместное введение в старших классах общеобразовательных школ предмета «медиа-информационная грамотность», столь насущного в наш цифровой век, упирается в проблему кадрового обеспечения. На сегодняшний день вузы РФ не выпускают специалистов в достаточном количестве, чтобы даже обеспечить потребность в этой специальности во всех высших учебных заведениях страны, не говоря уже про школы.

Как справедливо заметила Е.С. Романичева: «Если же предмет «Медийноинформационная грамотность» будет введен в учебный план школы, то кто его будет ввести? И зачем? Не получится ли так, как сегодня случилось с информатикой: когда все учатся основам программирования, но при этом не становятся «продвинутыми» пользователями компьютера. То есть навыки поиска релевантных источников, их оценки и этика работы с ними у учащихся массово не формируются, потому что они не востребованы при изучении практически ни одного из школьных предметов». [3]

Действительно, если оценить востребованность навыков программирования после окончания школы с навыками поиска релевантных источников в интернете программирование проигрывает, так как им занимаются только в рамках профессиональных компетенций, а поиск качественной информации – необходимое условие современной жизни.

Ученики старших классов находятся в жёсткой психологической атмосфере, связанной с подготовкой к ЕГЭ и вводить новый предмет в образовательный план – не представляется возможным.

Однако необходимость подобного предмета в школах есть, и с каждым годом она будет возрастать. Налицо традиционный конфликт «наличие желания и отсутствие возможностей их удовлетворить».

Решение проблемы

Один из способов разрешения данного конфликта мне видится в том, что сама структура МИГ содержит в себе два компонента: информационно-технологический и психологический. То есть теоретически возможен вариант, когда компоненты МИГ преподают два человека, каждый из которых является специалистом в своей области. Речь идёт, прежде всего, об учителях информатики и школьном психологе.

Один из вариантов – занятия по МИГ проводятся 1-2 раза в месяц. 2 урока подряд. Первый урок проводит школьный педагог-психолог – теория МИГ (стереотипы восприятия, критическое мышление), второй проводит учитель информатики – практическое закрепление, даются навыки поиска информации и проверка её достоверности.

Для более подробного анализа ситуации можно прибегнуть к обычному SWOT-анализу данной концепции. Хотя данный вид анализа и страдает обобщённостью и не учитывает динамики процесса, однако, он может обрисовать ситуацию в общих чертах.

Табл. 1. SWOT-анализ концепции

Strengths (сильные стороны)

Возможность использовать для преподавания нового предмета имеющиеся педагогические кадры.

Не надо вкладывать в массовые образования специалистов-педагогов в сфере «медиаобразование»

Weaknesses (слабые стороны)

На курсах переподготовки можно дать лишь основы медиаграмотности, но не полный спектр этой дисциплины.

Opportunities (возможности)

Возможность в течение минимум 5 лет ввести медиаобразование в большей части школ РФ.

Threats (угрозы)

Ограниченное количество наставников на курсы переподготовки.

Ускоренная массовая переподготовка педагогов может повлиять на её качество.

Не все педагоги, пришедшие на повышение квалификации, будут способны усвоить и транслировать полученную информацию.

Заключение

Конечно, идея, отражённая в статье, не является панацеей для решения проблемы отсутствия кадров в школах в сфере медиаобразования. И, разумеется, возможны различные подходы введения элементов МИГ в образовательный процесс.

Список литературы Модель медиаобразования в старших классах средних школ Российской Федерации. Риски, возможности, перспективы

  • "Постправда" как социальное явление и политическая технология [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://interaffairs.ru/jauthor/material/2388 (дата обращения 25.05.2021).
  • Раздел "Медийно-информационная грамотность" на портале ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://en.unesco.org/themes/media-and-information-literacy.
  • Черный, Ю.Ю. Медийно-информационная грамотность в цифровом мире: как научить учителей. Сборник статей / Ю.Ю. Черный, Т.А. Мурована. - Москва: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2021. - 81 c.
Статья научная