Модель реализации концентрированного обучения литературе в средней профессиональной школе

Автор: Дунаенко Елена Вячеславовна

Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica

Рубрика: Педагогические науки

Статья в выпуске: 2, 2014 года.

Бесплатный доступ

В статье обоснован выбор модели реализации концентрированного обучения литературе в средней профессиональной школе как педагогической технологии, обеспечивающей формирование культурно-смысловой сферы личности. Автором описаны инвариантные и вариативные формы организации концентрированного обучения литературе. Приводятся некоторые экспериментальные данные, подтверждающие эффективность предложенной образовательной модели.

Педагогическая технология, концентрированное обучение, модели реализации концентрированного обучения, специфика гуманитарного знания, "погружение" в предмет, культурно-смысловая сфера личности, учебный блок инвариантной и вариативной структуры, активные формы обучения

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/14936343

IDR: 14936343

Текст научной статьи Модель реализации концентрированного обучения литературе в средней профессиональной школе

Концентрированное обучение – «технология организации обучения, при которой в течение короткого или длительного периода осуществляется концентрация энергии и рабочего времени учащихся при изучении одной или нескольких дисциплин» [1, с. 13]. Обеспечивая процессу познания целостность, концентрированное обучение «снимает» недостатки традиционной организации образования – расчлененность многопредметностью, порождающей формирование частных, несистемных знаний, дробление личности.

В научной литературе описаны три модели реализации концентрированного обучения, которые выделяются в зависимости от единицы укрупнения: учебный предмет, учебный день, учебная неделя – и отражают степень концентрации (высокую, низкую и среднюю соответственно) [2, с. 124–131]. Ее выбор зависит от специфики изучаемого материала.

Решая вопрос о выборе модели реализации концентрированного обучения дисциплине «Литература» в средней профессиональной школе, следует исходить из того, что спецификой гуманитарного знания, как знания о человеке, является необходимость добиваться не только усвоения определенного материала, но и достижения понимания его неповторимости, «вживания» в него. Это единственный способ познания другого человека [3] и требует «погружения» в предмет.

С другой стороны, подлинное гуманитарное знание не может быть просто усвоено, поскольку оно включает в себя знание о субъекте познания (о самом себе) [4]. Поэтому при обучении литературе, как и другим гуманитарным предметам, следует учитывать, что для творческого восприятия и усвоения учебного материала, развития умений и навыков применять приобретенные знания на практике, развития языковых и речевых компетенций, формирования личностной культурносмысловой сферы обучающихся необходим процесс «созревания», что требует не столько интенсивности, сколько времени.

В связи с этим реализация целей обучения литературе нам представляется более достижимой при концентрированном обучении, организованном по модели с низкой степенью концентрации содержания, рабочего времени и усилий преподавателей и студентов (одно учебное занятие в неделю).

Такая модель дает возможность студентам тщательно подготовиться к занятию (прочитать текст художественного произведения, критическую литературу о нем, выполнить устные и письменные задания), при этом у них не накладываются одно на другое впечатления от работы над разными литературными источниками.

При более сильной концентрации при изучении литературы тексты начитываются заблаговременно по заранее данным спискам, в результате занятия строятся не на непосредственных впечатлениях от прочитанного, а на «воспоминаниях» о них, к чему студенты часто уже равнодушны. При изучении же литературы в средней профессиональной школе очень важно, чтобы разговор о художественном произведении получился искренний, эмоциональный, живой. Такое занятие возможно осуществить, только когда читатель находится «во власти» стихии художественного слова и в его сознании существует ряд вопросов, ответы на которые он стремится найти, когда полученные в результате чтения впечатления не прерваны, не замещены другими. Именно это создает условия для проникновения в «глубинные смыслы» [5] произведения и, соответственно, достижения субъективной значимости изучаемого материала.

Модель с низкой степенью концентрации позволяет вернуться к прочитанному: что-то продумать, пересмотреть, переоценить, а может, и перечитать – в результате созданной преподавателем установки на дальнейшее общение с текстом по завершении его изучения. Прежде всего, такое общение с художественным текстом является фактором развития эстетического чувства, нравственного роста, способствует формированию языковой личности.

Эффективность данной модели в обучении дисциплине «Литература» в средней профессиональной школе была подтверждена в Центре начального и среднего профессионального образования Казанского государственного энергетического университета в 2012–2013 учебном году. Условия расписания в группе СТ-1–12 (четыре академических часа подряд в один день) позволили в качестве локального эксперимента проводить занятия с применением технологии концентрированного обучения по модели с низкой степенью концентрации.

Основная часть занятий (монографические темы по творчеству И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, М.А. Булгакова, например) проводилась в форме учебных блоков инвариантной структуры, включающих лекцию, самостоятельную работу, практическое занятие и зачет. На таких занятиях осуществлялось обучение укрупненной единице содержания (подмодулю обучения) – не растянутым на несколько уроков раздробленным сведениям, а целостному блоку учебной информации по теме, предназначенному для «погружения» в него.

Представленная структура блока заключает в себе строгую последовательность в изучении литературного произведения. На лекции выявлялись читательские впечатления студентов, создавалась установка на анализ художественного текста и определялась направленность его изучения. Во время самостоятельной работы и практического занятия читательские впечатления студентов корректировались, углублялось их понимание авторской позиции, своего читательского отношения к рассматриваемой ведущей нравственной идее, общечеловеческий смысл которой в условиях средней профессиональной школы рассматривался и с точки зрения его значимости в будущей профессиональной деятельности; развивался навык анализа художественного произведения. Заключение преподавателя в конце блока занятий создавало ощущение глубины и неисчерпаемости смысла произведения и установку на дальнейшее общение с текстом после завершения его изучения. Это достигалось своеобразным «размыканием» концепции, показом известной ее условности и возможности иных трактовок произведения, что является источником новых размышлений студентов, формирования у них вариативного (широкого, вероятностного) мышления.

Специфика обучения литературе требовала иногда изменения структуры форм организации обучения внутри блока учебных занятий. Это обусловлено тем, что практически треть программного материала курса в средней профессиональной школе изучается обзорно.

В существующей практике традиционно содержание обзорных тем дается как лекционный материал и выполняет лишь информативную задачу. Концентрированное обучение литературе позволило использовать активные формы (учебные блоки вариативной структуры), ведущие к глубокому усвоению изучаемой темы, – театрализованный семинар «Поэзия Серебряного века русской литературы», читательскую конференцию «Великая Отечественная война в художественной литературе», заседание дискуссионного клуба «Гуманистические идеи современной литературы».

Результаты обучения (исходного, промежуточного и итогового срезов) в экспериментальной группе СТ-1–12 (27 обучающихся) сравнивались с результатами обучения студентов группы СЭУ-1–12 (31 обучающийся), взятой в качестве контрольной. Нами определялся средний коэффициент усвоения материала по диагностической методике, предложенной Г.И. Ибрагимовым [6].

Средний коэффициент усвоения материала, полученный в первом семестре, рассматривался как исходный показатель. Во втором семестре в экспериментальной группе он увеличился на 14 %, в контрольной – только на 3 % (по результатам итогового среза).

В экспериментальной группе была отмечена возросшая активность студентов на занятиях. Так, 42 % обучающихся этой группы были «включены» в работу, инициативно проявляли себя в подготовке и проведении концентрированных занятий, тогда как в первом семестре группа проявляла себя вяло, практически все студенты (88 %) работали эпизодически. Активность студентов контрольной группы осталась без изменений.

Анкетирование, проведенное с целью выявления отношения студентов к концентрированному обучению, организованному по указанной модели, показало: 67 % обучающихся, участвовавших в эксперименте, предпочли его традиционному; 18 % не дали однозначного ответа (да-нет); только 15 % из опрошенных ответили, что их не устраивают занятия в форме учебных блоков.

Таким образом, анализ результатов проведенного локального эксперимента подтвердил эффективность модели реализации концентрированного обучения с низкой степенью концентрации содержания, рабочего времени и усилий преподавателей и студентов в гуманитарном образовании, целесообразность применения данной технологии в обучении литературе в средней профессиональной школе.

Ссылки:

  • 1.    Ибрагимов Г.И. Программа и методика экспериментальной работы по концентрированному обучению в средней профессиональной школе. Казань, 1997. 60 с.

  • 2.   Ибрагимов Г.И. Концентрированное обучение: теория, история, практика. Казань, 2010. 364 с.

  • 3.  Симонов П.В. О познавательной функции сопереживания // Вопросы философии. 1979. № 9. С. 137–142.

  • 4.    Зинченко В.П. Мир образования и/или образование мира // Мир образования. 1996. № 3. С. 7–15.

  • 5.    Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. 423 с.

  • 6.    Ибрагимов Г.И. Указ. соч. С. 30–34.

Статья научная