Модернизация классики в драматургии 1920-х годов ("Товарищ Хлестаков" Дм. Смолина)

Бесплатный доступ

Модернизация классики - одна из ведущих тенденций художественного процесса 1920-х гг. Как форма диалога с предшественниками она была подготовлена символистскими интерпретациями творчества Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского. Наследие Н.В.Гоголя было прочитано символистами как исполненное «прообразующих» смыслов, как пророчество о судьбе России. В книге «Гоголь и черт» (1906) Д.С.Мережковский вывел Хлестакова на сцену современной действительности: в театре, журналистике, «на страницах всемирной истории» пишет бессмертный гоголевский персонаж свои «водевильчики» [1]. Н.Бердяев в статье «Духи русской революции» (1918), размышляя об укорененности гоголевских героев в современной, теперь уже постреволюционной, действительности, видит в них выразителей глубинных проявлений русской души, ее демонических сторон. Вслед за Мережковским, Бердяев утверждает: «…творчество Гоголя есть художественное откровение зла как начала метафизического и внутреннего, а не зла общественного и внешнего… И сейчас после всех реформ и революций Россия полна мертвыми душами и ревизорами…» [2]. По мнению философа, «бессмертные образы Хлестакова, Петра Верховенского и Смердякова на каждом шагу встречаются в революционной России … они подобрались к самым вершинам власти» [2, с. 56]. Вывод. Пьеса Дм. Смолина, задуманная как переложение гоголевского текста, перерастает свой жанр. А отдельные реплики персонажей, ситуации, художественные приемы предвосхищают блистательные сатирические произведения 1920-х гг.

Еще

Наследие н.в.гоголя как текст, прочитанный символистами, пьеса дм.смолина как переложение гоголевского текста, художественные приемы произведения, предвосхищение сатиры 1920-х гг.

Короткий адрес: https://sciup.org/148102460

IDR: 148102460

Список литературы Модернизация классики в драматургии 1920-х годов ("Товарищ Хлестаков" Дм. Смолина)

  • Мережковский Д.С. Гоголь и черт//Мережковский Д.С. В тихом омуте: статьи и исследования разных лет. М., "Советский писатель", 1991. С. 222.
  • Бердяев Н.А. Духи русской революции//Из глубины. Сборник статей о русской революции С.А.Аскольдова, Николая Бердяева, Сергея Булгакова, Вячеслава Иванова, A.С.Изгоева, и др.. 1990. М., Изд-во Московского университета, СП Ост Вест Корпорейшен, 1990. С. 58.
  • Колганова А.А. Послесловие//Новое лит. обозрение. 1994. №7. С. 37.
  • Смолин Дм. Товарищ Хлестаков. (Невероятное происшествие в Ресефесере)//Новое лит. обозрение. 1994. №7. С. 5.
  • Прозоров В.В. «Ревизор» Гоголя, комедия в пяти действиях. Саратов, Изд. центр «Добродея»,1996. С. 15.
  • Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 7 томах, том IV. М., Изд-во, Художественная лит-ра, 1977. С. 385.
Статья научная