Мотив благовествования в творчестве Н. С. Гумилева
Автор: Завельская Дарья Александровна
Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro
Статья в выпуске: 4 т.15, 2017 года.
Бесплатный доступ
Исторически мотив Благовествования (радостной вести о спасении человечества) присутствовал в различных жанрах христианской литературы. Сегодня в литературоведении актуальным становится изучение не только текстовых параллелей с Евангелием, но и модели мира, воплощенной в художественном тексте. Предмет данного исследования - мотив Благовествования и художественные средства его воплощения в корпусе произведений Н. С. Гумилева. При анализе творческого наследия Гумилева (поэмы «Блудный сын», поэтической драмы «Гондла», стихотворений «Канцона вторая» и «Городок») учитывается полемика между представителями русского модернизма. Освоив школу символистской поэтики, Гумилев в своих произведениях воплощает иную концепцию земного бытия - не противопоставленного духовности. «Поэтическая проповедь» Гумилева о просветленном земном бытии проанализирована в контексте его полемики с философией Ф. Ницше. В статье показано, что мотив Благовествования уже с 1911 г. становится одним из ключевых в творчестве Гумилева, влияет на выбор сюжетов и образов, объединяет произведения разных жанров, воплощает в их эстетике христианскую картину мира, ценности и этику. В поэтике произведений прослеживается концептуальный смысл вновь обретенного Эдема как элемента картины мира.
Н. с. гумилев, "гондла", "блудный сын", благовествование, поэтическая проповедь, жанр, образ, сюжет, мотив, христианская картина мира
Короткий адрес: https://sciup.org/14749042
IDR: 14749042 | DOI: 10.15393/j9.art.2017.4561
Список литературы Мотив благовествования в творчестве Н. С. Гумилева
- Воробьева Н. Ю. Надменная Лера и печальная Лаик в поэме Н. Гумилева «Гондла»//Русская речь. -2010. -№ 1. -С. 25-27.
- Есаулов И. А. Евангельский текст в русской культуре и современная наука//Проблемы исторической поэтики. -Петрозаводск; СПб.: Алетейя, 2011. -Вып. 9. -С. 5-23 . -URL: http://poetica.pro/files/redaktor_pdf/1429962763.pdf (30.07.2017).
- Завельская Д. А. Мотив культурной памяти и идиллический дискурс у Бунина, Гумилева и Ивана Савина//Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: литературоведение, журналистика. -2017. -№ 1. -С. 17-27.
- Захаров В. Н. «Вечное Евангелие» в художественных хронотопах русской словесности//Проблемы исторической поэтики. -Петрозаводск; СПб.: Алетейя, 2011. -Вып. 9. -С. 24-37 . -URL: http://poetica.pro/files/redaktor_pdf/1429962964.pdf (30.07.2017).
- Зобнин Ю. В. Николай Гумилев. -М.: Вече, 2013. -480 с.
- Кихней Л. Г., Меркель Е. В. Аксиология повседневных вещей в поэтике акмеизма//Вестник Томского государственного университета. Филология. -2015. -№ 1 (33). -С. 129-136.
- Куликова Е. Ю. «Дальние небеса» Николая Гумилева: Поэзия. Проза. Переводы. -Новосибирск: Изд-во «Свиньин и сыновья», 2015. -272 с.
- Куликова Е. Ю. Тезаурус смерти в лирике Николая Гумилева//Вестник Удмуртского университета. -2016. -Т. 26. -Вып. 6. -С. 94-102.
- Милкова Е. Крещение Ирландии и Ирландская Церковь V-IX веков//Альфа и Омега. -1995. -№ 7 . -URL: http://aliom.orthodoxy.ru/arch/007/007-milk.htm (30.07.2017).
- Ницше Ф. Антихристианин. Опыт критики христианства. -СПб.: Изд. М. В. Пирожкова, 1907. -94 с.
- Пороль О. А. Библейский мотив пути в лирике акмеистов//Вестник Оренбургского государственного университета. -2012. -№ 11 (147). -С. 29-32.
- Степанов Е. Е. Поэт на войне. Николай Гумилев, 1914-1918. -М.: Прогресс-Плеяда, 2014. -847 с.
- Степун Ф. А. Сочинения. -М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2000. -1000 с.
- Филатов А. В. Содержание понятия «адамизм» и состав адамического мифа Н. С. Гумилева//Stephanos. -2017. -№ 3 (23). -С. 117-125.
- Шубинский В. Зодчий. Жизнь Николая Гумилева. -М.: АСТ: CORVUS, 2015. -736 с.