Мотив духовной жертвы в романистике Ч. Айтматова (компаративный аспект)

Автор: Сардарбек Кызы Нурайым

Журнал: Бюллетень науки и практики @bulletennauki

Рубрика: Филологические науки

Статья в выпуске: 5 т.8, 2022 года.

Бесплатный доступ

Автор статьи, опираясь на компаративную методологию, рассматривает особенности идейно-художественного воплощения мотива духовной жертвы в поэтике финалов романов Ч. Айтматова «И дольше века длится день», «Плаха», «Тавро Кассандры», «Когда падают горы». Мотив духовной жертвы у писателя связывается прежде всего с синтезом героического и гуманистического пафоса, обуславливая, в частности, специфику сюжетного построения финалов произведений писателя. Результаты исследования показывают, что мотив духовной жертвы, получив становление в повестях Ч. Айтматова, с наибольшей нравственно-философской глубиной и художественной выразительностью воплощается в романном творчестве писателя.

Еще

Мотив, духовный, жертва, компаративная методология, пафос

Короткий адрес: https://sciup.org/14124411

IDR: 14124411   |   DOI: 10.33619/2414-2948/78/95

Список литературы Мотив духовной жертвы в романистике Ч. Айтматова (компаративный аспект)

  • Сардарбек кызы Н. Сюжет и система образов в романе Ч. Айтматова «Когда падают горы (Вечная невеста)» // Вопросы литературы и искусства. 2007. С. 86-90.
  • Мануйлов В. А. Лермонтовская энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. 784 с.
  • Захаркин А. Мотив // Словарь литературоведческих. М.: Просвещение, 1974. С. 226–227.
  • Апресян Р. Г., Гусейнов А. А. Духовность // Этика: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001. С. 131.
  • Крутиков Д. А. Этико-эстетические воззрения Ч. Айтматова (По материалам внехудожественных жанров писателя) // Айтматов окуулары – 2015: Материалы Международной научно-практической конференции. Бишкек: Турар, 2015. С. 258–265.
  • Хализев В. Б. Теория литературы. М.: Высш. шк., 2002. 437 с.
  • Хализев В. Е. Ценностные ориентации русской классики. М.: Гнозис, 2005. 432 с.
  • Гачев Г. Чингиз Айтматов: В свете мировой культуры. Фрунзе, 1989. 486 с.
  • Акматалиев А. Чингиз Айтматов: Человек и Вселенная. Бишкек: Илим, 2013. 576 с.
  • Укубаева Л. Художественное мастерство Чингиза Айтматова. Б.: Турар, 2019. 252 с.
  • Айтматов Ч. Т. Буранный полустанок: И дольше века длится день. М., 1981. 303 с.
  • Васильева Ю. О. Мотив судьбы в поздней прозе ЧТ Айтматова //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Филология. Журналистика. 2015. Т. 15. №2. С. 94-99.
  • Шамурзина Р. С. Закономерности жанрового развития современной прозы (XX–XXI вв.): Сборник научных статей. Бишкек, 2015. 200 с.
  • Смирнова А. И. Онтологическая поэтика Чингиза Айтматова // Филология и культура. 2014. №1 (35). С. 208-214.
  • Абдыраманова А. Сравнительно-типологический подход к трактовке библейского сюжета в романах М. Булгакова и Ч. Айтматова // Alatoo Academic Studies. 2016. №1. С. 329–336.
  • Укубаева Л. Чингиз Айтматов: эстетика и национальная основа. Бишкек, 2017. 292 с.
  • Демидов А. Б. Любовь // Феномены человеческого бытия. Минск, 1999.
  • Мискина М. С. Мотив жертвоприношения в романе Ч. Айтматова «Тавро кассандры» // Вестник Томского государственного университета. 2003. №277. С. 152-159.
  • Маковицкий Д. П. У Толстого, 1904-1910: "Яснополянские записки" Д.П. Маковицкого: В 4 кн. М.: Наука, 1979. 512 с.
  • Айтматов Ч. Когда падают горы: (Вечная невеста): роман, повесть, новелла. СПб.: Азбука-классика, 2007. 480 с.
Еще
Статья научная