Мотив света в сборнике С.А. Нестеровой "Утренний свет"
Бесплатный доступ
Материалом изучения в настоящей статье стал лирико-публицистический сборник современного писателя Бурятии С.А. Нестеровой «Утренний свет». Цель исследования - выявление формально-смысловых доминант мотива света в лирике, представленной в данной книге. В системе мотивов сборника мотив света является одним из ведущих, организующих структурное и семантическое единство книги. Исследуется символическое содержание мотива, формируемое религиознонравственными представлениями, которые связаны с обращением поэта к христианству (главным образом, к православию) и буддизму, а также общекультурным контекстом, обусловленным традициями русской лирики. В заключении делается вывод о том, что изучение мотива света позволяет говорить не только о стилевых особенностях лирики С.А. Нестеровой, но и о специфике художественного мировоззрения поэта.
С.а. нестерова, современная поэзия бурятии, "утренний свет", мотив света, образ
Короткий адрес: https://sciup.org/148316468
IDR: 148316468
Текст научной статьи Мотив света в сборнике С.А. Нестеровой "Утренний свет"
Автор стихов, прозы и публицистики, С. А. Нестерова является сегодня одним из активных писателей Бурятии, внесшим заметный вклад в развитие современного литературного процесса региона. Отличительная черта творчества С. Нестеровой – гражданственность; основными мотивами поэтессы становятся любовь к своей малой родине, боль за судьбы современного человека и общества. Стихотворения сборника «Утренний свет», вышедшего в издательстве «Ника» в 2016 г., разноплановые (о чем говорит сам автор в послесловии): какие-то из них более, какие-то менее удачны в композиционнострофическом плане; в некоторых из них риторичность и публицистичность преобладают над образностью изображения.
Мотивная структура сборника представлена, главным образом, публицистическими, философскими и лирическими мотивами, которые, переплетаясь, формируют авторское отношение к реальности и создают образ внутреннего мира лирической героини. По нашему мнению, лучшие стихи книги представляют собой своеобразный цикл, произведения которого объединены мотивом света.
Лексема «свет» является неотъемлемой составляющей духовного содержания не только литературы, но и культуры в целом. В русскую культуру прочно вошли такие понятия, как «духовный свет», «светлый» в значении «чистый», «внутренний свет». Немаловажной является православная семан- 49
тика понятия «свет» как «благой силы», что подтверждается многочисленными цитатами из Библии: «Бог есть свет» (Ин. 8:12); «Я есть свет мира» (Ин. 8:12); Царство небесное есть пришествие Царства света (Откр. 21:24; 22:5); «Свете Тихий» – имя Христа, а одноименное песнопение является кульминацией в чине вечерни и т. д. Рассмотрим, каким образом перечисленные и иные значения лексемы «свет» реализуются в мотиве света в новой книге С. Нестеровой.
Лирика С. А. Нестеровой – яркая иллюстрация того, как поэтический язык проявляет себя в качестве «важнейшего языка духовной культуры» [2, с. 9]. Формами поэтического дискурса у Нестеровой являются переживания лирической героини, поэтическое воплощение идей о мире (природном и социальном) и человеке, а также художественное осмысление этикоэстетических приоритетов автора. Во вступительном эссе «Свой путь» появляется ряд «свет, смысл, путь» [1, с. 4]. Перечисленные лексемы становятся в пространстве сборника синонимами. Автора интересует человек и его духовная природа, свет тварный и Нетварный, свет-мир.
Мотив света как смысла, конечной цели жизненного пути, имеет очевидную религиозную семантику. Неслучайно в стихотворениях «библейского ряда» возникает «анти-мотив» тьмы как символа безверия, бездуховности, смерти. Так, в стихотворении «Собираемся жить, в светлый день свято веря…» свет напрямую ассоциируется с жизнью по закону не просто нравственному, но по закону Божьему («надо думать о Боге»). Тогда тьма смерти, возникающая на закате человеческой жизни, будет побеждена светом веры: «Собираемся жить, но багаж за спиною. // Ветер листья-года гонит, воя, как зверь. Тяжела жизнь в миру, но не надо покоя: // Свет дороже, чем тьма. Только этому верь!» [1, с. 6]. Стихотворение Нестеровой заставляет вспомнить библейское: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (Ин. 1:5).
В другом стихотворении, «Живу всегда в предчувствии тепла!..», только откровение о Боге Единосущем дает лирической героине надежду на тепло, любовь, свет: «Бог один, и Он – один на всех!». Стихотворение «В страшный век мы живем…» передает духовную атмосферу пошлости, бессмысленности и пустоты жизни современного человека: «В страшный век мы живем. В смутном времени – // Бьет судьба сапогом, да по темени» [1, c. 11]. Стихотворение написано в жанре молитвы, поскольку содержит прямые обращения к Богородице: «Защити и спаси <…> Пресвятая Мать!». В своей молитве лирическая героиня надеется на то, что «жизнь наладится» и люди смогут «рассмеяться светло» [1, с. 11].
Религиозность поэзии С. Нестеровой определяется не только христианским контекстом. К примеру, в стихотворении «Земля, она пред Небом, как ладонь…» возникают буддийские мотивы о связи всего сущего: «Мы связаны навек одно судьбой – // Судьба Земли и Неба, Человека» [1, с. 9]. И связь эта есть смысл жизни, потому что без нее жизнь превращается в «ночь без света» – время неопределенности, мрачной стихии, самой смерти. Мотив ночи становится показателем душевного состояния лирической героини, символизирующим ее угнетенность. Она не может спокойно смотреть на мир вокруг, когда на земле «обнажены ручьи и раны. // Ее терзают войны и огонь, // И унижают подлость и обманы» [1, c. 9].
В стихотворении-песне «На земле Д. Д. Этигэлова» изображается гармоничный мир, освященный и освещенный Словом Учителя: «Святого Этигэ-лова посланье – // Учение и свет нам на века» [1, с. 31]. В стихотворении возникает образ земли, «где обитают неба духи». Здесь мотив света обретает семантику звена, соединяющего уровни мироздания – горний и дольний миры.
В контексте идей буддизма у С. Нестеровой могут быть рассмотрены образы одухотворенного природного мира, также созданные посредством мотива света. Так, в стихотворении «С Новым годом!» возникают образы белого снега и светящегося хрустального льда, дающие лирической героине «тайную надежду» на грядущее счастье [1, с. 14]. Природа родного края «наполняет светом» (стихотворение «Хочу пожелать всем удачи…»). А в стихотворении «Музыка леса» переплетены мотивы света, музыки и божественной гармонии: «И светится на деревах // Янтарное золото – смолка»; «В гармонии неба, земли – // Таежных красавиц явленье. // Как будто на сцене зари // Поют они благословенье» [1, с. 48].
Мотиву божественного, смысложизненного света у Нестеровой созвучен мотив света внутреннего. Образ человеческой души как источника света (огня) возникает в стихотворениях «О зависти и подлости все знают…» («В душе бы сохранить исток огня» [1, с. 15]), «О неистовая Татьяна…» («Ты горишь, как огонь костра» [1, с. 19], «Утренний свет» («Свет, что из сердца шел»). Мотив внутреннего света души у Нестеровой противопоставлен сквозной для ее лирики идее недостатка духовного света в современном мире, царящей в нем тьмы бездуховности. Наиболее остро переживания поэта за своих современников передаются в стихотворениях «Какой урон мы допустили?» («предали духовный свет» [1, с. 44]), «Байкал» («бездушье, бездумье, развал» [1, с. 26]), «Зачем я все знаю» («Я чувствую горечь несчастья. Непролитых слез – океан!» [1, с. 43]).
Однако следует отметить, что основной задачей С. А. Нестеровой в сборнике «Утренний свет» является выражение уже не столько гражданской позиции (что, как мы отмечали выше, характеризует ее поэзию в целом), сколько человеческое самоопределение лирической героини. На второй план отходит лирика с жанровыми признаками публицистики, краткостью образов-описаний и антитетичностью ситуативных сравнений. В стихотворениях сборника «Утренний свет» превалируют мотивы саморефлексии, исповеди (одно из них носит одноименное название), поэтесса обращается к жанровой форме послания («Немыкину Н. К.», «В. Липатову», «Родная улица моя», «Посвящается ЛМО “Лира”»).
Погружение лирической героини в материальное, социально-бытовое, оказывается выходом в пространство духовное, переходом от тьмы к свету. В ее душу проникает мудрость, и жизнь оказывается невозможной без творчества. В одном из лучших стихотворений сборника «Выбираю дорогу, зовущую в небо…» возникают образы музы-мечты и творческого вдохновенья. Формула «Жить светло» становится жизненным кредо лирической героини и самой поэтессы, имя которой – Светлана: «А мечта – это муза, любовь, вдох- 51
новенье // Помогать будет вам выбрать правильный путь. О спасибо, судьба, за твое откровенье: // “Мы живем только раз, ты про то не забудь”» [1, с. 29].
Заключительное стихотворение сборника «Утренний свет», помещенное на обложке, также посвящено теме спасительной силы творчества. Когда «в чувствах раскол» и «свет, что из сердца шел», исчез, надежду лирической героине дает ее поэзия: «Время летит… Как в бездну // Падают дни мои. // Знаю, что я исчезну, // Оставлю свои стихи!». В этом стихотворении мотив света передает ощущение внутренней гармонии. Мир мечты лирической героини воплощается в ее стихах, поэтому каждое из них само становится источником света: «И в них душа моя живет, сокрыта // От взглядов и суждений свысока. // Стихи спасают от беды и быта, // И взор мой обращают в облака» [1, с. 32]. Как заключает автор в своем послесловии «Дорога к свету», «стихи <…> призывают к гармонии, свету» [1, с. 60].
Сделав тему творчества одной из лейтмотивных в своей книге, С. Нестерова обращается к поэзии своих предшественников. Стихотворения «Подражание Пастернаку» и «Памяти Н. Рубцова» объединены сквозным мотивом света и посвящены программным для обоих поэтов строкам. Так, в стихотворении «Подражание Пастернаку» центральным является образ свечи как символа хрупкого счастья, перекликающийся с одноименным образом из стихотворения Б. Пастернака «Зимняя ночь». А в стихотворении «Памяти Н. Рубцова» цитируется рубцовская строка «В горнице моей светло», созвучная настроению сборника Нестеровой.
Итак, можно заключить, что в книге С. Нестеровой «Утренний свет» мотив света выполняет смыслообразующую функцию. Антитетичный мотив тьмы (ночи) изображает внешнюю реальность, социум, жизнь современника, потерявшего смысл. Мотив света связан с миром надежды, мечты и духовных идеалов, сегодня утраченных, но не исчезнувших полностью. Взаимодействие мотивов света и тьмы, их противопоставленность и объединение, создают сложный образ лирической героини и современной реальности.
Список литературы Мотив света в сборнике С.А. Нестеровой "Утренний свет"
- Нестерова С. А. Утренний свет: стихи, статьи. - Улан-Удэ: НИКА, 2016. - 64 с.
- Шапир М. И. Universumversus: Язык - стих - смысл в русской поэзии XVIII-XX веков. - М.: Языки русской культуры, 2000. - Кн. 1. - 536 с.