Мотив жизни-смерти в произведениях В. М. Шукшина
Автор: Берзкина Е. П.
Журнал: Вестник Бурятского государственного университета. Филология @vestnik-bsu-philology
Рубрика: Литературоведение
Статья в выпуске: 2, 2020 года.
Бесплатный доступ
В статье автор обращается к рассмотрению мотива жизни-смерти в ряде рассказов В. М. Шукшина. Его герои - простые люди, крестьяне, труженики задумываются о смерти в моменты столкновения с ней, именно тогда и происходит их приобщение к вечности, к смыслу бытия. Благодаря мотиву жизни-смерти в рассказах актуализируется идея нравственной силы народа, его единства и сопереживания чужому горю. Жизнь и смерть не противопоставляются друг другу, а являются силами, уравновешивающими мировой порядок. Шукшинский рассказчик показывает и онтологическое восприятие смерти на фоне красоты природного мира («Горе»), и архетипический сюжет свадьбы-похорон с речной переправой («Осенью»), и мудрое постижение законов мироздания («Как помирал старик», «Земляки»). Данный мотив выявляет позицию автора, заключающуюся в утверждении правды жизни.
В. м. шукшин, мотив, тема жизни-смерти, архетипический сюжет, философское осмысление мира и человека
Короткий адрес: https://sciup.org/148316613
IDR: 148316613
Список литературы Мотив жизни-смерти в произведениях В. М. Шукшина
- Аннинский Л. А. Путь Василия Шукшина // Аннинский Л. А. Тридцатые - семидесятые. Литературно-критические статьи. М., 1978. С. 228-268.
- Куляпин А. И. "Окно" и "дверь" в системе символов В. М. Шукшина // Культура и текст. 1997. № 2. С. 98-101.
- Сигов В. К. Русская идея М. В. Шукшина. Концепция народного характера и национальной судьбы в прозе. М.: Интеллект-Центр, 1999. 302 с.
- Черносвитов Е. В. Пройти по краю: В. Шукшин: мысли о жизни, смерти и бессмертии. М.: Современник, 1989. 237 с.
- Шукшин В. М. Брат мой. Рассказы, повести. М.: Современник, 1975. 447 с.
- Шукшин В. М. Рассказы / сост. Л. Федосеевна-Шукшина. М.: Московский рабочий, 1980. 256 с.
- Шукшин В. М. Полн. собр. рассказов в одном томе. Современная отечественная проза. М.: Эксмо, 2012. 428 с.