Мотивационные особенности группового преступного поведения несовершеннолетних в Российской Федерации
Автор: Лифанова Марина Владиславовна
Журнал: Вестник Института права Башкирского государственного университета @vestnik-ip
Рубрика: Уголовное право и криминология, уголовно-исполнительное право
Статья в выпуске: 4 (8), 2020 года.
Бесплатный доступ
В статье рассмотрены вопросы мотивации группового преступного поведения несовершеннолетних. Отмечается, что мотивы преступного поведения лиц, не достигших восемнадцатилетия, определяются как возрастными особенностями подростков, так и воздействием на них со стороны социальной среды, и в первую очередь соучастников. На основе проведенного исследования сформулированы выводы о мотивационных особенностях группового преступного поведения несовершеннолетних.
Групповая преступность несовершеннолетних, мотив преступления, мотивация преступного поведения, борьба с преступностью, криминология
Короткий адрес: https://sciup.org/142232164
IDR: 142232164
Текст научной статьи Мотивационные особенности группового преступного поведения несовершеннолетних в Российской Федерации
Преступность несовершеннолетних заслуженно считается одной из центральных криминологических проблем, а ее предупреждение – важней‐ шей задачей современного российского государства и общества.
Эффективная борьба с преступностью несовершеннолетних возможна на основе тщательного изучения всех аспектов этого негативного социально‐ правового явления. Российские криминологи абсолютно справедливо исхо‐ дят из того, что преступность несовершеннолетних имеет особенности, отли‐ чающие ее от других видов преступности. Эти особенности касаются структу‐ ры преступности несовершеннолетних, ее состояния и динамики, детерми‐ нант, обусловливающих ее существование, но наиболее явные отличия свя‐ заны с особенностями личности несовершеннолетних преступников и их мо‐ тивационным комплексом [ 1, с. 85-86 ] . Соответственно, одним из важнейших аспектов предупредительной работы среди несовершеннолетних явля‐ ется изучение мотивации их преступного поведения.
Термин «мотивация» используется российской криминологией для изучения механизма преступного поведения. Вместе с тем понимание этого термина разными авторами различается.
В современной российской криминологии мотивацию рассматривают в двух направлениях. Отдельные авторы полагают, что мотивация есть взаимо‐ связанная система всех мотивов, обусловивших конкретное преступное пове‐ дение [ 2 ] . Так, Ф.С. Сафуанов и Е.В. Васкэ отмечают, что «психологической мотивацией противоправного поведения несовершеннолетних мы считаем со‐ вокупность мотивов как динамичного образования, формирующегося, изме‐ няющегося и реализуемого в преступной деятельности под воздействием как внешних (средовых), так и внутренних (личностных) факторов» [ 3, с. 126 ] .
Другие ученые склонны рассматривать мотивацию как процесс фор‐ мирования мотива преступления, «его развития и оформления с последую‐ щей реализацией в фактических преступных действиях» [4, с. 175]. В частности, этого мнения придерживаются А.И. Агаев и Х.Д. Абдулкадирова [5].
По нашему мнению, понятие мотивации преступного поведения сле‐ дует рассматривать как определенный этап (стадию) формирования меха‐ низма преступного поведения. Если исходить из того, что преступное пове‐ дение – это процесс, имеющий определенные временные рамки, то моти‐ вация – одна из его первых стадий, которая состоит в осознании потребно‐ стей и возникновении на этой основе соответствующих побуждений.
Мы вполне согласны с тем, что «мотивация преступного поведения яв‐ ляется одним из приоритетных направлений изучения как преступности в целом, так и отдельных ее категорий» [ 4, с. 174 ] . Выявление подлинной мотивации позволит выявить причины преступности несовершеннолетних и ус‐ ловия, ей способствующие. Бесспорно, изучение мотивации преступного по‐ ведения как одного из основополагающих элементов его психологического механизма должно лежать в основе профилактической работы среди несо‐ вершеннолетних.
Современная преступность несовершеннолетних носит преимущест‐ венно групповой характер, что накладывает определенные особенности на формирование преступной мотивации.
По данным МВД РФ, в 2019 г. было зарегистрировано 41 548 преступ‐ лений, совершенных несовершеннолетними или с их соучастием. Удельный вес таких преступлений в структуре преступности составил 3,9 %. Каждое четвертое преступление являлось тяжким или особо тяжким. За январь – сентябрь 2020 г. было зарегистрировано 27 227 преступлений, совершенных несовершеннолетними или с их соучастием. Удельный вес таких преступле‐ ний в структуре преступности составил 3,4 %.
Мотивационные особенности группового преступного поведения не‐ совершеннолетних определяются двумя факторами. С одной стороны, это несовершеннолетний возраст преступника, определяющий незавершен‐ ность формирования его личности, а следовательно, и ее интеллектуальные и волевые особенности. Несовершеннолетние, как правило, характеризуют‐ ся небольшим багажом знаний, отсутствием жизненного опыта, склонностью к переоценке собственных возможностей, определенным недоверием к взрослым и их мнению, стремлением к самореализации и самоутвержде‐ нию. При этом важнейшими психологическими характеристиками их лично‐ сти являются агрессивность и тревожность. Если агрессия определяется как открытая неприязнь, враждебность, то тревожность рассматривается как склонность к излишним переживаниям по относительно незначительным поводам. Одной из составляющих тревожности является страх. В свою оче‐ редь, тревожность обусловливает у несовершеннолетних напряженность, повышенную нервозность, раздражительность, беспокойство, желание уйти от реальных проблем.
С другой стороны, на формирование мотивации существенное влияние оказывает групповой характер преступного поведения несовершеннолетних. Именно этот фактор делает процесс формирования мотивации у подростков весьма специфичным, поскольку на него оказывают влияние соучастники и другие члены групп антисоциальной направленности.
Конкретные мотивы преступлений несовершеннолетних весьма разно‐ образны и могут варьироваться от «детской» мотивации до вполне «взрослых» мотивов, таких как корысть, стремление к обогащению, месть, ревность, личная неприязнь.
Результаты обобщения следственной и судебной практики (нами были изучены уголовные дела о групповых преступлениях несовершеннолетних, рассмотренных судами Уфы, и приговоры по ним) свидетельствуют, что доминирует корыстная мотивация в ее самых разнообразных проявлениях. Подростки совершают преступления, чтобы раздобыть средства на покупку спиртного, наркотиков, одежды, продуктов, модных гаджетов, либо материальные ценности становятся объектом их преступлений. В том или ином варианте материальная заинтересованность была выявлена нами в девяти из десяти групповых преступлений несовершеннолетних.
Поскольку многие групповые преступления несовершеннолетних носят досуговый характер, весьма распространены ситуативные мотивы, такие как хулиганские побуждения, внезапно возникшие мотивы мести или личной неприязни. Указанные мотивы нередко сочетаются с мотивацией материальной заинтересованности. Их появлению и реализации способствует алкогольное опьянение.
Достаточно типичны для групповых преступлений несовершеннолетних мотивы преступного поведения, обусловленные внутригрупповыми взаимоотношениями. Это подражательная мотивация - 20 %, групповая солидарность -34 %, стремление самоутвердиться в глазах соучастников и других членов неформальной молодежной группы -12 % от общего количества изученных нами уголовных дел о групповых преступлениях несовершеннолетних.
«Детская» мотивация, например, в виде озорства, желания получить острые ощущения, игровая мотивация, не может быть рассмотрена как типичная для современных несовершеннолетних преступников. Такие мотивы, конечно, встречаются в судебной практике, но они носят эпизодический характер и не распространены.
Завершая анализ мотивационных особенностей группового преступно‐ го поведения несовершеннолетних, сформулируем некоторые выводы.
Современная преступность несовершеннолетних в Российской Федера‐ ции имеет в своей основе мотивацию, которая существенно не отличается от мотивации взрослых преступников. Для несовершеннолетних, совершающих преступления, как и для взрослых, ведущими мотивами преступной деятельности являются корыстные побуждения и мотивы межличностного общения.
Вместе с тем мотивация несовершеннолетних обладает определенной спецификой. В частности, она отличается большим многообразием и имеет «больший по сравнению со взрослыми "веер" мотивов» [1, с. 89], начиная от возрастного озорства и любопытства и заканчивая стремлением обеспечить себе постоянный преступный доход.
Многие мотивы групповых преступлений несовершеннолетних носят явно выраженный ситуативный характер. Такие преступления отличаются импульсивностью, в процессе их совершения большую роль играют поведенческие стереотипы подростков, их готовность к определенным действиям, нарушающим требования закона. Такие преступления могут быть обусловлены напряженной стрессовой или излишне эмоциональной обстанов‐ кой, неустойчивостью эмоциональной сферы несовершеннолетнего, отсутствием у него навыков адекватного реагирования на конфликтную ситуацию либо привычностью противоправного поведения, состоянием опьянения, наличием у подростка психических аномалий.
Отметим, что мотивация группового преступного поведения несовершеннолетних зависит от социально-демографических аспектов, в частности от половозрастных характеристик участников преступной группы. Мотивы трансформируются по мере взросления несовершеннолетних. Особую роль в этом процессе играет появление у подростков криминального опыта и криминаль‐ ных навыков. В этой связи преступная мотивация 14-15-летних подростков и 16-17-летних юношей и девушек несколько отличается. На различия в мотивационной сфере оказывают влияние пол несовершеннолетних, социальное и материальное положение их семей, уровень образования и культуры.
В заключение отметим, что решение проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних невозможно без многостороннего, глубокого изучения мотивации их преступного поведения. Знание особенностей преступной мотивации, в том числе применительно к групповым преступлениям несовершеннолетних, позволяет эффективно и правильно решать значительный спектр уголовно-правовых, процессуальных и криминалистических задач. В частности, позволяет «осуществить дифференцированный подход к избранию мер пресечения, наказания или принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетнего правонарушите‐ ля как субъекта реабилитации» [3, с. 135], дает возможность спрогнозировать отношение несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого к предъявленному обвинению и определить приемы, способы и методы пре‐ одоления противодействия расследованию.
Список литературы Мотивационные особенности группового преступного поведения несовершеннолетних в Российской Федерации
- Свечников Н.И., Князькина А.Ю. Преступность несовершеннолетних: личность преступника, причины, профилактика // Вестник Пензенск. гос. ун-та. 2020. № 3 (31). С. 85-95.
- Карпова О.В. Характеристика мотивации повторного преступного поведения женщин и факторов, влияющих на ее формирование // Известия Иркутск. гос. экономич. акад. 2015. № 2. С. 21.
- Сафуанов Ф.С., Васкэ Е.В. Психологический анализ мотивации преступных действий несовершеннолетних правонарушителей при совершении групповых и индивидуальных деликтов // Прикладная юридическая психология. 2010. № 2. С. 123-135.
- EDN: MQGBNV
- Круть О.В. Мотивация, мотив и цель преступления: соотношение понятий // Вестник Ин-та экономич. исследований. 2017. № 3 (7). С. 172-177.
- Агаев А.И., Абдулкадирова Х.Д. К вопросу о соотношении мотива и мотивации преступлений // The Scientific Heritage. 2020. № 44-5 (44). С. 29-32.
- EDN: QHQAJN