Мученица в кругу семьи: "Страсти свв. Перпетуи, Фелицитаты и их сомучеников" и римские семейные ценности

Автор: Лебедев Павел Николаевич

Журнал: Новый исторический вестник @nivestnik

Рубрика: Европа в прошлом

Статья в выпуске: 1 (75), 2023 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются отношения между христианской мученицей начала III в. Вибией Перпетуей и членами ее семьи, принадлежавшей, судя по всему, к провинциальной знати Карфагена. На протяжении истории главной героини «Страстей свв. Перпетуи, Фелицитаты и их сомучеников» от ареста до вынесения смертельного приговора разворачивается драматичный конфликт между молодой римлянкой и ее отцом, на котором обычно концентрируют внимание большинство исследователей, изучающих этот памятник в контексте социальной истории Римской империи рубежа II-III вв. В этом конфликте видят нарушение традиционной для римской фамилии структуры власти, так как отец семейства в попытках спасти дочь теряет над собой контроль, называет ее «госпожой» и униженно молит, а также обнаруживает в итоге беспомощное отчаяние перед лицом непреклонности и твердости в вере дочери-христианки. При этом в исследовательской литературе обычно не учитываются происходившие в римском обществе существенные перемены, связанные с ростом независимости и общим улучшением положения женщин в знатных семьях, на фоне которых поведение Перпетуи не выглядит столь выбивающимся из социокультурного контекста своей эпохи, как это может показаться на первый взгляд, если брать за образец римские семейные ценности времен Республики. Более того, анализ остающихся в тени центрального конфликта между отцом и дочерью отношений Перпетуи с другими членами семьи позволяет увидеть не столько нарушение римских семейных норм, сколько сохранение прочных внутрисемейных связей. В тюремных записях героини находят отражение и ее христианская, и семейная идентичность, противоречие между которыми обнажается лишь в конкретной ситуации, сложившейся из-за репрессивных действий со стороны римской власти. Выбор Перпетуи в пользу христианской веры и религиозное переосмысление ряда традиционных семейных образов, судя по всему, не означали для нее радикального разрыва с прошлым и не требовали отказа от всех прежних социальных связей.

Еще

Римская империя, римское общество, семья, семейные ценности, раннее христианство, мученичество, конфликт, идентичность, перпетуя, фелицитата

Короткий адрес: https://sciup.org/149142756

IDR: 149142756   |   DOI: 10.54770/20729286_2023_1_75

Список литературы Мученица в кругу семьи: "Страсти свв. Перпетуи, Фелицитаты и их сомучеников" и римские семейные ценности

  • MacDonaldM.Y. Early Christian Women and Pagan Opinion: The Power of the Hysterical. Woman. Cambridge: Cambridge University Press, 1996. P. 249—258; Волчков А.С. Пророчица, девственница, блудница. Женщина и женское в раннем христианстве // Адам и Ева. Альманах гендерной истории. 2007. № 14. С. 121—144.
  • Heffernan T.J. The Passion of Perpetua and Felicity. Oxford; New York: Oxford University Press, 2012. P. 60-99; Bremmer J. Maidens, Magic and Martyrs in Early Christianity: Collected Essays I. Tübingen: Mohr Siebeck, 2017. P. 349-386; Лебедев П.Н. «Страсти свв. Перпетуи, Фелицитаты и их сомучеников» как источник по истории раннего христианства // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. 2022. № 2. С. 32-47.
  • Ameling W. Femina Liberaliter Instituta - Some Thoughts on a Martyr's Liberal Education // Perpetua's Passions. Multidisciplinary Approaches to the Passio Perpetuae et Felicitatis / Ed. by J. N. Bremmer and M. Formisano. Oxford; New York: Oxford University Press, 2012. P. 82-84; Heffernan T.J. The Passion of Perpetua and Felicity. Oxford; New York: Oxford University Press, 2012. P. 24; Bremmer J. Maidens, Magic and Martyrs in Early Christianity: Collected Essays I. Tübingen: Mohr Siebeck, 2017. P. 357.
  • Schöllgen G. Ecclesia sordida? Zur Frage der sozialen Schichtung frühchristlicher Gemeinden am Beispiel Karthagos zur Zeit Tertullians Münster: Aschendorff, 1984. S. 201; Cooper K. A Father, a Daughter, and a Procurator: Authority and Resistance in the Prison Memoir of Perpetua of Carthage // Gender and History. 2011. Vol. 23. P. 694.
  • Vössing K. Schule und Bildung im Nordafrika der römischen Kaiserzeit. Bruxelles: Latomus, 1997. S. 477.
  • Barnes T.D. Tertullian: A Historical and Literary Study. Oxford: Clarendon Press, 1971. P. 146-147.
  • Tabbernee W. Perpetua, Montanism, and Christian Ministry in Carthage C. 203 C.E. // Perspectives in Religious Studies. 2005. Vol. 32. No. 4. P. 424-427; Heffernan T.J. The Legacy of Misidentification: Why the Martyrs in the Passio Sanctarum Perpetuae et Felicitatis were not from Thuburbo Minus // Journal of Early Christian History. 2016. Vol. 6. No. 3. P. 126-151.
  • Heffernan T.J. The Passion of Perpetua and Felicity. Oxford; New York: Oxford University Press, 2012. P. 148, 246; Rebillard E. Christians and Their Many Identities in Late Antiquity, North Africa, 200-450 CE. Ithaca (NY); London: Cornell University Press, 2012. P. 10-11, 100; Kitzler P. From "Passio Perpetuae" to "Acta Perpetuae": Recontextualizing a Martyr Story in the Literature of the Early Church. Berlin; Boston: De Gruyter, 2015. P. 15-16.
  • Сергеева Е.В. Конфликт идентичностей в «Мученичестве свв. Перпетуи и Фелицитаты» // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2013. № 17 (118). С. 48.
  • Rhee H. Early Christian Literature: Christ and Culture in the Second and Third Centuries. New York: Routledge, 2005. P. 149.
  • Henten, J.W., van. The Passio Perpetuae and Jewish Martyrdom: The Motif of Motherly Love // Perpetua's Passions: Multidisciplinary Approaches to the Passio Perpetuae et Felicitatis / Ed. by J.N. Bremmer and M. Formisano. Oxford: Oxford University Press, 2012. P. 132.
  • Heffernan T.J. The Passion of Perpetua and Felicity. Oxford; New York: Oxford University Press, 2012. P. 29, 37.
  • Muehlberger E. Perpetual Adjustment: The Passion of Perpetua and Felicity and the Entailments of Authenticity // Journal of Early Christian Studies. 2022. Vol. 30. No. 3. P. 328-329.
  • Salisbury J.E. Perpetua's Passion: The Death and Memory of a Young Roman Woman. New York: Routledge, 1997. P. 102, 105; Rhee H. Early Christian Literature: Christ and Culture in the Second and Third Centuries. New York: Routledge, 2005. P. 152; Сергеева Е.В. Конфликт идентичностей в «Мученичестве свв. Перпетуи и Фелицитаты» // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2013. № 17 (118). С.44-47.
  • Amat J. Commentaire // Passion de Perpétue et de Félicité suivi des Actes / Ed. par J. Amat. Paris: Les éditions du Cerf, 1996. P. 209; Heffernan T.J. The Passion of Perpetua and Felicity. Oxford; New York: Oxford University Press, 2012. P. 191; Сергеева Е.В. Конфликт идентичностей в «Мученичестве свв. Перпетуи и Фелицитаты» // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2013. № 17 (118). С. 42-43; Gold B.K. Perpetua: Athlete of God. Oxford: Oxford University Press, 2018. P. 110.
  • Шмаина-Великанова А.И. Материнство и мученичество. Размышление о «Мученичестве свв. Перпетуи, Фелицитаты и с ними скончавшихся» и XIX оде Соломона // Миф. Ритуал. Литература / Под ред. Ю.В. Ивановой, С.Н. Давидоглу. Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2023. С. 328-346.
  • Plut. Cat. Mai. 20.3; Tac. Germ. 20; Iuv. Sat. 6.9, 592-597; Soran. Gyn. 2.18; Aul. Gell. Noct. Att. 12.1.4-7. Centlivres Challet C.-E. Roman Breastfeeding: Control and Affect // Arethusa. 2017. Vol. 50. No. 3. P. 369-370.
  • GarnseyP., Saller R. The Roman Empire: Economy, Society and Culture. Berkeley; Los Angeles (CA): University of California Press, 1987. P. 130.
  • Heffernan T.J. The Passion of Perpetua and Felicity. Oxford; New York: Oxford University Press, 2012. P. 27, 147, 165.
  • Amat J. Commentaire // Passion de Perpétue et de Félicité suivi des Actes / Ed. par J. Amat. Paris: Les éditions du Cerf, 1996. P. 30-31; Shaw B. The Passion of Perpetua // Studies in Ancient Greek and Roman Society / Ed. by R. Osborne. Cambridge: Cambridge University Press, 2004. P. 304-305; Butler R. The New Prophecy and "New Visions": Evidence of Montanism in The Passion of Perpetua and Felicitas. Washington (DC): Catholic University of America Press, 2006. P. 162.
  • Osiek C. Perpetua's Husband // Journal of Early Christian Studies. 2002. Vol. 10. No. 2. P. 287-290; Kraemer R.S. Her Share of the Blessings: Women's Religions among Pagans, Jews and Christians in the Greco-Roman World. New York: Oxford University Press, 1992. P. 161.
  • Cooper K. A Father, a Daughter, and a Procurator: Authority and Resistance in the Prison Memoir of Perpetua of Carthage // Gender and History. 2011. Vol. 23. P. 688-690.
  • Mennen I. Power and Status in the Roman Empire, AD 193-284. Leiden; Boston: Brill, 2011. P. 109-112.
  • KajantoI. On the Peculiarities ofWomen's Nomenclature // L'Onomastique latine / Ed. par N. Duval, D. Briquel, M. Hamiaux. Paris: CNRS, 1977. P. 157; Kajava M. Roman Female Praenomina: Studies in the Nomenclature of Roman Women. Rome: Institutum Romanum Finlandiae, 1994. P. 109; Nuorluoto T. Roman Female Cognomina: Studies in the Nomenclature of Roman Women. Ph.D. thesis. Uppsala: Uppsala University, 2021. P. 12-13.
  • Gardner J.F. Women in Roman Law and Society. Bloomington; Indianapolis (IN): Indiana University Press, 1986. P. 264-265; Winter B.W. Roman Wives, Roman Widows: The Appearance of New Women and the Pauline Communities. Grand Rapids (MI): W.B. Eerdmans, 2003. P. 37-38, 57-58 et pass.; BoatwrightM.T. The Imperial Eomen of Rome: Power, Gender, Context. Oxford; New York: Oxford University Press, 2021. P. 282-288.
  • Смирин В.М. Патриархальные представления и их роль в общественном сознании римлян // Культура Древнего Рима. Т. 2 / Под ред. Е.С. Голубцовой. Москва: Наука, 1985. С. 28-30; Evans Grubbs J. Parent-Child Conflict in the Roman Family: The Evidence of the Code of Justinian // The Roman Family in the Empire. Rome, Italy, and Beyond / Ed. by M. George. Oxford: Oxford University Press, 2005. P. 127-128.
  • Сергеенко М.Е. Жизнь древнего Рима. Санкт-Петербург: Летний Сад; Нева, 2000. С. 197.
  • Лебедев П.Н. Был ли союз Купидона и Психеи matrimonium iustum: представления римлян о браке в «Метаморфозах» Апулея // Аристей. Вестник классической филологии и античной истории. 2014. № 10. С. 159-180.
Еще
Статья научная