Мультизадачность современного педагога: миф или реальность

Бесплатный доступ

Педагог XXI в. вынужден работать в условиях информационной перегрузки, переключаться с одного дела на другое оперативно и при этом оказывать качественную образовательную услугу в условиях дистанционного обучения. Список профессиональных компетенций молодого учителя пополняется новыми социальнопсихологическими характеристиками, среди которых умение работать в условиях многозадачности. В статье дается анализ данного феномена с точки зрения его актуальности в педагогической среде. Проведенное автором исследование показало, что ролевой репертуар современного педагога меняется: учитель становится не просто транслятором знаний, а проводником в информационном пространстве, комментатором, навигатором в образовательном контенте. Происходит трансформация привычных форм взаимодействия как с учениками, так и с их семьями в офлайн и в онлайн. К работе в режиме мультизадачности необходимо готовить будущих педагогов в стенах педагогического вуза.

Еще

Многозадачность, цифровое образование, информационные перегрузки, молодой педагог

Короткий адрес: https://sciup.org/148323432

IDR: 148323432   |   DOI: 10.18101/2307-3330-2021-3-48-52

Текст научной статьи Мультизадачность современного педагога: миф или реальность

Сидорова Т. В. Мультизадачность современного педагога: миф или реальность // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2021. № 3. С. 48‒52.

Школьное образование выходит на совершенно новый уровень, открывая для себя как плюсы, так и минусы дистанционного обучения. Многим учителям не просто справиться с такими стремительными переменами и принять новые реалии сферы образования. Как показывает практика и опросы школьных педагогов [6], успешным становится тот специалист, который умеет работать в режиме многозадачности. Действительно ли многозадачность помогает молодым педагогам быстрее адаптироваться к непростым условиям труда в современную эпоху цифровой реальности и неопределенности?

Специалисты Американской психологической ассоциации дали следующее определение многозадачности, которое считается на сегодняшний момент наиболее популярным: многозадачность (от англ. Multitasking) — «это тенденция к выполнению двух задач одновременно, быстрому переключению между не- сколькими задачами или выполнению двух и более задач в быстрой последовательности» [9].

Ученые изучают многозадачность уже около 25 лет. Большинство исследований демонстрирует, что так называемый мультитаскинг снижает эффективность и производительность. Это доказали ученые из Университета Стэнфорда и Университета Сассекса [10].

Социальный эксперимент «Инфомания», который провел психолог Гленн Уилсон из Института психиатрии Лондонского университета [2], показал, что у людей, которые пытаются выполнить интеллектуальную работу в режиме многозадачности, наблюдается заметный спад показателей IQ. По мнению доктора философских наук Е. В. Поликарповой, главный изъян использования режима многозадачности в образовательных целях заключается в том, что он не способствует формированию личностных знаний, тормозит развитие осмысляющего мышления, следовательно, препятствует актуализации творческого потенциала, духовному обогащению личности, невозможному без сформированной потребности в серьезном чтении, без глубокой вовлеченности в процесс познания [4].

Тем не менее многозадачность как качество личности становится неотъемлемым требованием успешного специалиста в любой сфере деятельности, ибо те информационные перегрузки, с которыми сталкивается человечество, не оставляет выбора. Более того, если обратиться к описаниям различных вакансий, то можно встретить требование «уметь действовать в условиях многозадачности», многие руководители считают это умение одним из ключевых для современного специалиста любой сферы.

Информационный взрыв [7], который кардинально изменил пространство нашей жизни, систему отношений и общения, трансформировал реальность, и сегодня все привычные слова мы используем с прилагательным «цифровая» — революция, эпоха, экономика, личность, образование и т. п. Трансформируются ли требования к современному педагогу? Ответ однозначный — да.

В связи с доступностью знаний, потерей их субъективной ценности роль педагога значительно меняется. Современный учитель не просто носитель и транслятор знаний, он выступает одновременно организатором и мотиватором обучения. Проведенное нами анкетирование, в котором приняли участие 300 педагогов с различным педагогическим стажем (от 1 года до 35 лет работы), выявило изменения в ролевом репертуаре современного педагога (результаты отражены в диаграмме).

Кроме того, учитель становится проводником в информационном пространстве, комментатором, навигатором в образовательном контенте, помогающим обучающимся ориентироваться в информационном потоке и систематизировать уже найденную ими информацию [8, с. 40]. Соответственно, и профессиональные компетенции педагога требуют модификации и трансформации.

От молодого школьного учителя ждут энергичности, образованности, легкой адаптации к изменениям, гибкости, а также глубоких знаний своего предмета и желания передать эти знания детям различными интерактивными способами, в том числе цифровыми. Молодого учителя, недавно закончившего вуз, ждет мно- го сложной, но в то же время интересной работы в школе, а главная его задача — найти подход к детям, заинтересовать, увлечь своим предметом и в конечном счете воспитать достойного гражданина и гармоничного человека.

Рис. 1. Роль педагога в отношении учеников

Найти общий язык со школьниками поколения Альфа молодым педагогам, относящимся к поколению Z или Y проще, так как между ними разница всего в 10‒15 лет. Психологические исследования различных особенностей развития современных школьников [1, 4] позволяют определить принципиальные особенности, характеризующие современных учеников, среди которых легкость восприятия информации, мобильность в освоении техники и различных технических приспособлений, прагматизм, отстраненность от проблем реального мира, недостаточный самоконтроль и др. Современные дети легко переключаются с одной задачи на другую и могут заниматься двумя делами одновременно, например, делать уроки и смотреть видеоролики в тик-токе.

Наблюдения за молодыми педагогами на педагогическом совете показали, что они одновременно делают несколько дел: слушают директора, проверяют тетради учеников и отвечают другу в мессенджерах. Эффективность данных действий еще предстоит изучить в экспериментальных исследованиях, однако сегодня нельзя не сказать о колоссальной нагрузке, с которой приходится иметь дело педагогу в цифровую эпоху. Он, как и любой человек, неизбежно сталкивается с информационной перегрузкой. Многие исследователи делают вывод, что многозадачность — это такая же способность, как писать, читать или общаться с людьми. Она настолько фундаментальна и естественна, что воспринимается как нечто само собой разумеющееся.

Феномен многозадачности относится к компьютерам, способным выполнять несколько разных операций одновременно. Однако на самом деле компьютеры лишь создают иллюзию многозадачности, а в действительности быстро переключаются между задачами. То же самое можно сказать и о людях, только компьютеры переключаются значительно быстрее, и их не мучает чувство вины от невыполненных задач.

Учитель часто чувствует себя загруженным делами, ведь у него практически не остается личного «своего» времени: классному руководителю в любое время могут написать родители учеников или позвонить директор поздно вечером, чтобы обсудить какое-либо мероприятие. С развитием информационнокоммуникационных технологий стираются временные и пространственные границы, учитель доступен практически круглосуточно [5].

Цифровизация образования и опосредованное общение — это не столько электронные социальные, образовательные ресурсы и информационнокоммуникационные технологии, сколько пути изменения привычных форм взаимодействия с семьями учеников как в офлайн, так и в онлайн [3]. В связи с этим быстрое переключение из онлайн-общения в офлайн, заполнение электронного и простого журнала одновременно, ведение дистанционных и «живых» занятий поочередно становятся реалиями современной школы, к которым надо готовить молодых педагогов в стенах педагогического вуза. Последствия работы в многозадачном режиме как для самого педагога, так и для образовательного процесса в целом покажут пролонгированные педагогические исследования.

Литературы

  • 1.    Авдулова Т. П. Психология подросткового возраста. Москва: Academia, 2015. 288 c. Текст: непосредственный.

  • 2.    Интервью Гленна Уилсона. URL: http://www.drglennwilson.com/links.html (дата обращения: 20.09.2021). Текст: электронный.

  • 3.    Петраш Е. А., Сидорова Т. В. Виртуальные формы взаимодействия педагога с родителями в современной образовательной организации // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 5, вып. 5. С. 604‒609. Текст: непосредственный.

  • 4.    Поликарпова Е. В. Цифровизация образования: миф многозадачности // Манускрипт. 2020. Т. 13, вып. 10. C. 197‒203. Текст: непосредственный.

  • 5.    Сидорова Т. В. Многозадачность как социально-психологическая характеристика современного учителя // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2020. Вып. 3. С. 60‒64. Текст: непосредственный.

  • 6.    Сильченкова С. В., Ермолаева Е. Б. Управление профессиональными ролями учителей в условиях многозадачности их деятельности // Актуальные проблемы теории и практики управления. Курск, 2019. С. 304‒307. Текст: непосредственный.

  • 7.    Шнейдер Л. Б. Вчера, сегодня, завтра: от «кликового» к клиповому и далее к чиповому мышлению // Цифровое общество в культурно-исторической парадигме. Москва, 2018. С. 198–203. Текст: непосредственный.

  • 8.    Яницкий М. С. Психологические аспекты цифрового образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 2. С. 38‒44. Текст: непосредственный.

  • 9.    Miller J., Mittelstädt V. Separating limits on preparation versus online processing in multitasking paradigms: evidence for resource models // Journal of experimental Psychology: Human Perception and Performance. 2017. Vol. 43, no. 1. P. 89‒102.

  • 10.    Nass C. Media multitaskers pay mental price, Stanford study shows. URL: https://news.stanford.edu/news/2009/august24/multitask-research-study-082409.html (date of the application: 20.09.2021).

Список литературы Мультизадачность современного педагога: миф или реальность

  • Авдулова Т. П. Психология подросткового возраста. Москва: Academia, 2015. 288 с. Текст: непосредственный.
  • Интервью Гленна Уилсона. URL: http://www.drglennwilson.com/links.html (дата обращения: 20.09.2021). Текст: электронный.
  • Петраш Е. А., Сидорова Т. В. Виртуальные формы взаимодействия педагога с родителями в современной образовательной организации // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 5, вып. 5. С. 604-609. Текст: непосредственный.
  • Поликарпова Е. В. Цифровизация образования: миф многозадачности // Манускрипт. 2020. Т. 13, вып. 10. C. 197-203. Текст: непосредственный.
  • Сидорова Т. В. Многозадачность как социально-психологическая характеристика современного учителя // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2020. Вып. 3. С. 60-64. Текст: непосредственный.
  • Сильченкова С. В., Ермолаева Е. Б. Управление профессиональными ролями учителей в условиях многозадачности их деятельности // Актуальные проблемы теории и практики управления. Курск, 2019. С. 304-307. Текст: непосредственный.
  • Шнейдер Л. Б. Вчера, сегодня, завтра: от "кликового" к клиповому и далее к чиповому мышлению // Цифровое общество в культурно-исторической парадигме. Москва, 2018. С. 198-203. Текст: непосредственный.
  • Яницкий М. С. Психологические аспекты цифрового образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 2. С. 38-44. Текст: непосредственный.
  • Miller J., Mittelstadt V. Separating limits on preparation versus online processing in multitasking paradigms: evidence for resource models // Journal of experimental Psychology: Human Perception and Performance. 2017. Vol. 43, no. 1. P. 89-102.
  • Nass C. Media multitaskers pay mental price, Stanford study shows. URL: https://news.stanford.edu/news/2009/august24/multitask-research-study-082409.html (date of the application: 20.09.2021).
Еще
Статья научная