Музыкально-компьютерные технологии и трансформация социокультурной парадигмы исполнительства на музыкальных инструментах (цифровой баян)

Автор: Горбунова Ирина Борисовна, Петрова Наталья Николаевна

Журнал: Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) @terra-humana

Рубрика: Языки культуры

Статья в выпуске: 3 (52), 2019 года.

Бесплатный доступ

Прослеживается трансформация социокультурной парадигмы баянного исполнительства как дихотомии традиционного и инновационного культуротворческих направлений. Авторы проводят диахронный анализ становления и развития исполнительства на электронном баяне в XX-XXI вв., анализируя психоакустическую трансформацию социокультурной перцепции музыкальной электронной окружающей среды, выявляют причины социальной деволюции электронного баянного исполнительства в XX в., проводится историко-культурный анализ процесса возрождения исполнительства на различных модификациях электронных гармоник в России. Исполнительство на цифровом баяне рассматривается как закономерный итог эволюции инструментального баянного комплекса и социализации инструментария в новых социально-экономических условиях цифрового общества. Раскрываются особенности становления исполнительства на цифровом баяне в современном высокотехнологичном процессе музыкального творчества, открывающем большие перспективы для актуальных форм культуротворческой и социокультурной деятельности современного музыканта. Музыкально-компьютерные технологии рассматриваются как неотъемлемая часть когнитивно-креативного компонента творчества современного музыканта цифровой эпохи.

Еще

Высокотехнологичная творческая среда, гармоника, межкультурная коммуникация, музыкальная культура, музыкально-компьютерные технологии, трансляция музыкальной культуры, цифровой баян, электронный баян, электронные музыкальные инструменты

Короткий адрес: https://sciup.org/140244711

IDR: 140244711

Список литературы Музыкально-компьютерные технологии и трансформация социокультурной парадигмы исполнительства на музыкальных инструментах (цифровой баян)

  • Алиева И.Г., Горбунова И.Б. Музыкальное творчество устной традиции: к проблеме сохранения нематериального культурного наследия // Мир науки, культуры, образования. - 2017, № 6 (67). - С. 314-318.
  • Алиева И.Г., Горбунова И.Б. О проекте создания интеллектуальной системы по каталогизации и анализу музыки народов мира // Общество: философия, история, культура. - 2016, № 9. - С. 105-108.
  • Алиева И.Г., Горбунова И.Б., Мезенцева С.В. Музыкально-компьютерные технологии как инструмент трансляции и сохранения музыкального фольклора (на примере Дальнего Востока России) // Проблемы музыкальной науки. - 2019, № 1 (34). - С. 140-149. - DOI: 10.17674/1997-0854.2019.1.140-149
  • Артамонов Ю.Л., Петрова Н.Н. Цифровой баян/аккордеон в современном учебном процессе // Электронные музыкальные инструменты. Теория и практика исполнительского мастерства: Сборник статей / Сост. И.Б. Горбунова, К.Б. Давлетова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. - С. 139-144.
  • Асафьев Б.В. О народной музыке / Сост. И. Земцовский, А. Кунанбаева. - Л.: Музыка, 1987. - 248 с.
  • Басурманов А.П. Справочник баяниста / Изд. 2, испр. и доп. - М.: Советский композитор, 1986. - 424 с.
  • Баян и баянисты: сборник статей. Вып.6 / Сост. Б.М. Егоров, С.М. Колобков. - М.: Советский композитор,1984. - 128 с.
  • Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Кибернетика и музыка: постановка проблемы // Общество: философия, история, культура. - 2016, № 12. -С. 138-143.
  • Белов Г.Г., Горбунова И.Б., Горельченко А.В. Музыкальный компьютер. Новый инструмент музыканта / Метод. пос. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. - 86 с.
  • Беляев А. Электронный баян // Советские мастера баянного искусства: грампл. - Мелодия, 1989, вып. 20.
  • Благодатов Г.И. Русская гармоника. - Л.: Музгиз, 1960. - 180 с.
  • Буданова Т.А. Современная баянная культура: трансформация образа инструмента в историко-культурном контексте // Русские народные музыкальные инструменты в современной культуре России: Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. Том 207 / Сост. Д.И. Варламов, Т.А. Буданова, В.И. Акулович. - СПб.: Первый ИПХ, 2015. - С. 81-89.
  • Бычков В.В. Академизация русских народных инструментов: синтез или самостоятельность, единство или размежевание, друзья или соперники? // Русские народные музыкальные инструменты в современной культуре России / Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. Том 207 / Сост. Д.И. Варламов, Т.А. Буданова, В.И. Акулович. - СПб.: Первый ИПХ, 2015. - С.90-108.
  • Варламов Д.И. Академизация народного искусства и образования исполнителей на народных инструментах // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2014, № 2. - С. 79-84.
  • Варламов Д.И. Метаморфозы музыкального инструментария: неофилософия народно-инструментального искусства XXI века Интернет-ресурс. Режим доступа: http://rulibs.com/ru_zar/sci_culture/varlamov/0/ (01.04.2019)
  • Горбунова И.Б. "Автоматические композиции" как предшественники применения кибернетики в музыке // Общество: философия, история, культура. - 2016, № 9. - С. 97-101.
  • Горбунова И.Б. Информационные и музыкально-компьютерные технологии в музыкальном образовании // Современное музыкальное образование - 2016: материалы XV Международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова / Под общ. ред. И.Б. Горбуновой. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. - С. 44-51.
  • Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и музыкальном образовании // Мир науки, культуры, образования. - 2017, № 2 (63). - С. 206-210.
  • Горбунова И.Б. Компьютерная студия звукозаписи как инструмент музыкального творчества и феномен музыкальной культуры // Общество: философия, история, культура. - 2017, № 2. - С. 87-92.
  • Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в системе профессионального музыкального образования: достижения и перспективы // Профессиональное музыкальное образование на современном этапе: традиции и новации. Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Министерство культуры Республики Беларусь, Белорусская государственная академия музыки. - Минск, 2018. - С. 92-101.
  • Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в структуре праздника и повседневности: подготовка педагога-музыканта // Праздник и повседневность: эвристический потенциал детства: сборник научных трудов. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. С. 395-402.
  • Горбунова И.Б. Музыкальные инструменты как синтезаторы музыкального звука // Музыкально-компьютерные технологии: сборник статей. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2018. - С. 130-138.
  • Горбунова И.Б. Цифровая творческая образовательная среда: музыкально-компьютерные технологии // Четвертая промышленная революция: реалии и современные вызовы. X Юбилейные Санкт-Петербургские социологические чтения. Сборник материалов Международной научной конференции. - СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2018. - С. 271-276.
  • Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2004, № 4 (9). - С. 123-138.
  • Горбунова И.Б. Электронные музыкальные инструменты: к проблеме становления исполнительского мастерства // Музыкально-компьютерные технологии. Сборник статей. - СПб., 2017. - С. 334-344.
  • Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Информационные технологии в музыке. Том 4 Музыка, математика, информатика / Уч. пос. для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050100 - Педагогическое образование. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. - 290 с.
  • Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Музыкальные синестезии: статистические методы исследования синестетических закономерностей музыки // Коммуникативные стратегии информационного общества. Труды IX Международной научно-теоретической конференции. - СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2017. - С. 283-288.
  • Горбунова И.Б., Заливадный М.С. О значении информационных технологий для современной экспериментальной эстетики (музыкально-теоретический аспект) // Субкультуры и коммуникативные стратегии информационного общества. Труды Международной научно-теоретической конференции, 19-22 ноября 2014 года. Отв. за выпуск О.Д. Шипунова. - СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2014. - С. 97-100.
  • Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Экспериментальная эстетика: логические, композиционные и педагогические проблемы современного этапа компьютерного музыкального творчества // Современное музыкальное образование - 2014: Материалы XIII Международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. 2014 / под общ. ред. И.Б. Горбуновой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. - С. 197-204.
  • Горбунова И.Б., Орлова Е.В. Цифровые технологии в теории и практике обучения музыкальному искусству и творчеству // Мир науки, культуры, образования. - 2018, № 2 (69). - С. 309-311.
  • Громадин В.В. Феномен музыки цифрового века: вопросы теории / Дис. … канд. иск. - М., 2010. - 300 с.
  • Егоров Б.М. К вопросу о систематизации баянных штрихов // Баян и баянисты. Вып. 6- М.: Музыка, 1984. - С. 104-128.
  • Имханицкий М.И. История баянного и аккордеонного искусства. - М.: Изд-во Рос. акад. музыки им. Гнесиных, 2006. - 520 с.
  • Имханицкий М.И. Краткий словарь ключевых терминов в концепции "Основные направления развития национального академического музыкально-исполнительского искусства" // Русские народные музыкальные инструменты в современной культуре России: труды СПб. государственного института культуры. Том 207 / Сост. Д.И. Варламов, Т.А. Буданова, В.И. Акулович. - СПб.: Первый ИПХ, 2015. - С. 31- 44.
  • Липс Ф. Искусство игры на баяне. - М.: Музыка, 1985. - 157 с.
  • Лосев А.Ф. На рубеже эпох. Работы 1910-х - начала 1920-х годов / Под общ. ред. А.А. Тахо-Годи и др. - М.: Прогресс-Традиция, 2015. - 1088 с.
  • Лосев А.Ф. Самое само. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://modernlib.net/books/losev_aleksey/samoe_samo/read/ (10.06.2019)
  • Максимов В.А. Баян. Основы исполнительства и педагогики. Психомоторная артикуляция на баяне / Пос. для учащихся и педагогов муз. школ, училищ и ВУЗов. - СПб.: Композитор, 2004. - 255 с.
  • Мациевский И.В. 100-летие баяна: парадоксы и антиномии // Баян: история, теория, практика, методика, творчество, психология исполнительства, педагогика, образование: сб. - СПб.; Челябинск, 2009. - С. 7-12.
  • Мациевский И.В. К проблеме определения понятия "народные музыкальные инструменты" // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. - 2015, т. 207 "Русские народные музыкальные инструменты в. современной культуре России". - С. 23-30.
  • Мациевский И.В. Народный музыкальный инструмент и методология его исследования (К насущным проблемам этноинструментоведения) // Актуальные проблемы современной фольклористики: сб. статей и материалов / Сост. В.Е. Гусев. - Л.: Музыка, 1980. - С. 153-159.
  • Мирек А.М. И звучит гармоника. - М.: Советский композитор,1979. - 176 с.
  • Мирек А.М. Справочник по гармоникам. - М.: Музыка, 1968. - 131 с.
  • Михайлов А. Кто был самым желанным гостем в советской компании? - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://informburo.kz/stati/kto-byl-samym-zhelannym-gostem-v-sovetskoy-kompanii.html (10.04.2019)
  • Мищенко Л.А. Баян как феномен музыкальной культуры в отражении социальной действительности // Наука. Искусство. Культура. - 2015, № 3(7). - С. 40-47.
  • Москвичёва С.А. Тамбовская гармонь как самобытный пласт традиционной музыкальной культуры // Автреф. дисс. … канд. Искусствовед. - Саратов, 2013.
  • Музыка на фронтах Великой Отечественной войны / Ред. Г.А. Пожидаев. - М.: Музыка, 1970. - 256 с.
  • Петрова Н.Н. Цифровой баян: новые возможности на основе старых традиций // Инновационные формы преподавания в ДШИ и ДМШ / Отв. ред.-сост. Е.В. Орлова, А.В. Чернышов, Л.Н. Шаймухаметова. - М.: Международный центр "Искусство и образование", 2013. - С. 53-55.
  • Портреты баянистов: сборник статей / Сост. М.И. Имханицкий, А.Н. Якупов. - М.: Издательство РАМ им. Гнесиных, 2000. - 300 с.
  • Сагитов Р.Р. Башкирские народные инструменты в сфере современного профессионального музыкального образования. От курая до компьютера // Мир науки, культуры, образования. - 2017, № 3(64). - С.189-192.
  • Соколова А.Н. Адыгская гармоника в контексте этнической музыкальной культуры. - Майкоп: Качество, 2004. - 272 с.
  • Ушенин В.В. Профессиональное аккордеонное исполнительство на современном этапе: перспективы развития // Сборник материалов науч.-практ. конференции "Баян, аккордеон, национальная гармоника в современной отечественной музыкальной культуре". - Ростов на Дону: Изд-во РГК им. С.В. Рахманинова, 2016. - С. 126-150.
  • Шаров О.М. Баян-аккордеон как музыкальный инструмент // Русские народные музыкальные инструменты в современной культуре России: Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. Том 207 / Cост. Д.И. Варламов, Т.А. Буданова, В.И. Акулович. - СПб.: Первый ИПХ, 2015. - С. 109-113.
  • Электронные музыкальные инструменты. Теория и практика исполнительского мастерства: Сборник статей / Сост. И.Б. Горбунова, К.Б. Давлетова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. - 212 с.
  • Электронный баян Анатолия Беляева // Смена, 1965, № 925. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://smena-online.ru/stories/elektronnyi-bayan-anatoliya-belyaeva (01.03.2019)
  • Charuhas T. The Accordion // The Golden Age of the Accordion / By R. Flynn, E. Davison, E. Chavez. San Antonio. - Texas, 1992.
  • Gervasoni P. L'Accordén, Instrument du XXéme Siencle. - Paris, 1986.
  • Gorbunova I.B. Electronic Musical Instruments: to the Problem of Formation of Performance Mastery // 16th International Conference on Literature, Languages, Humanities & Social Sciences (LLHSS-18). Int'l Conference Proceedings. - Budapest, 2018. - P. 15-19. - 10.17758/ URUAE4.UH10184023
  • DOI: 10.17758/URUAE4.UH10184023
  • Gorbunova I., Hiner H. Music Computer Technologies and Interactive Systems of Education in Digital Age School // Proceedings of the International Conference Communicative Strategies of Information Society (CSIS 2018). - 2019. - P. 124-128. -
  • DOI: 10.2991/csis-18.2019.25
  • Harrington H.S. Accordion // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. 2. Vol. 1. - Tauton, USA, 2001.
  • Häffner M. Harmonicas. - Trossingen, 1991.
  • Monichon P. L'accordeon. - Payot, Lausanne, Suisse, 1985.
  • Puchnowski W. Katalog pisemnych prac dyplomowych studentуw katedry akordeonistyki AMFC. - Warszawa, 1996.
  • Richter G. Akkordeon Handbuch fur Musiker und Instrumentenbauer. - Leipzig: VEB Fachbuchverlag, 1990.
Еще
Статья научная