Музыкальное образование в условиях глобализации культуры (на примере Республики Дагестан)

Автор: Ханларова Заира Муратовна

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: Культура

Статья в выпуске: 8, 2017 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается российская система музыкального образования в контексте глобализационных процессов современной культуры. Отмечается, что в условиях Республики Дагестан глобализационные вызовы усугубляются влиянием культуры арабо-мусульманского мира. В этом контексте актуальна роль университетов в формировании культурной среды региона, в частности учреждений образования, транслирующих универсальные ценности. Обозначена роль музыкального образования, реализуемого в системе «школа - училище - вуз», в культурном пространстве Дагестана. Выявлены актуальные проблемы и конкретизированы условия функционирования музыкального образования при взаимодействии глобального пространства с культурными традициями региона. Отмечено, что в современных условиях значительная роль в поддержании престижа музыкального образования принадлежит компетентно разработанной стратегии региональной культурной политики, государственным программам, направленным на включение региональной культуры в общеевропейский культурный контекст.

Еще

Глобализация, культурная политика, стратегия культурной политики, музыкальная культура, болонское соглашение, музыкальное образование, музыкальное просвещение, республика дагестан

Короткий адрес: https://sciup.org/14941366

IDR: 14941366   |   DOI: 10.24158/fik.2017.8.41

Текст научной статьи Музыкальное образование в условиях глобализации культуры (на примере Республики Дагестан)

Глобализация означает всеобщий характер большинства значимых для человечества процессов. Современный мир представляет собой единую систему экономических, политических, социальных и культурных взаимодействий. Основой глобализации и универсализации общества является информатизация, выражающая современный уровень технического развития. Эволюция информационных компьютерных технологий трансформирует привычные способы социальной коммуникации, способствуя их расширению и ускорению. Это приводит к интеграции человечества в единую экономическую, политическую и социокультурную целостность [1, с. 117].

Исследователи отмечают, что для процесса глобализации характерны: интернационализация, выражающаяся во взаимозависимости; либерализация, т. е. устранение торговых барьеров, мобильность инвестиций и развитие интеграционных процессов; вестернизация – распространение западных ценностей и технологий по всему миру; детерриторизация, т. е. уменьшение значимости государственных границ [2, с. 12].

В новом столетии на европейском уровне широко признана определяющая роль художественного образования в подготовке молодых людей для жизни и развития их творческого потенциала, что создает необходимые условия для европейского сотрудничества в этой сфере [3]. Специальные исследования состояния художественного образования в европейских странах отмечают его относительно низкий статус в общей структуре образования: программы художественного образования существуют только в виде самостоятельных учебных дисциплин или как интегрированные курсы [4].

Динамизирующим фактором реформационных процессов в последние годы стало подписание Россией Болонского соглашения, согласно которому наша страна принимает на себя обязательства по реформированию – осуществлению преобразований с целью вхождения государства в европейское и мировое образовательное пространство. Структуре современного многоуровневого образования в области культуры и искусства уделяют внимание российские и зарубежные исследователи, отмечающие положительные результаты и проблемные вопросы Болонского соглашения [5].

Если для многих вузов преобразования, связанные с канонами европейской системы образования, оказались стимулом к прогрессивному развитию, то в художественно-образовательной системе болонские рекомендации вызвали обоснованную настороженность. Профессиональная планка российского художественного образования всегда была нацелена на непрерывное пятилетнее обучение, причем после предшествующего четырехлетнего обучения в среднем специальном учебном заведении. На сегодняшний день сложилась многоуровневая («трехзвенная») система подготовки этих специалистов. Первое звено – музыкальная школа, художественная школа, школа искусств. Этому уровню соответствует начальный этап профессиональной социализации, первичная селекция будущих абитуриентов в ссузы и вузы искусств. Второе звено – училище (колледж) искусств. Это еще три или четыре года обучения, ежедневные занятия, формирующие будущий профессионализм. Третье звено – консерватория, вуз. В условиях двухуровневого высшего профессионального образования эта система включает магистратуру как очередной этап высшего образования.

В современную эпоху, когда мир находится в состоянии ценностного разлома, важно выбрать такое движение общественного развития (в том числе в образовательной области), которое будет направлено от идеалов потребления и массовой культуры к системе ценностей, провозглашающих первенство духовной и интеллектуальной сфер. В утверждении этих ценностей видится важнейшая миссия современного российского музыкального образования, проходящего очередной этап своего развития в условиях глобализации.

Музыкальное просвещение и образование – формы сложного человеческого общения, где одна сторона, ведущая, представлена композитором и исполнителем или педагогом, а другая – слушателями. Л.П. Шиповская предлагает рассматривать музыкальную культуру в трех аспектах: как деятельность в процессе создания и исполнения музыки; как процесс производства (индустрия массовой музыки и звукозаписи); как состояние и развитие музыкального общественного сознания, проявляющееся в востребованности тех или иных видов музыки и раскрывающееся в разнообразии форм и видов воспроизводства и потребления музыки [6, с. 8].

В Дагестане популяризация художественного, в частности музыкального, образования отражена в законодательных документах, регулирующих деятельность учреждений культуры, в Концепции региональной культурной политики. В республике действует межведомственная программа «Одаренные дети» в рамках федеральной программы «Дети России» и государственной программы Республики Дагестан «Реализация государственной культурной политики Российской Федерации в Республике Дагестан на период 2017–2025 годов». Важное направление программы – поддержка одаренных детей, которая выражается в премиях и стипендиях Министерства культуры РД, грантах президента РД, в создании условий для профессионального роста молодежи. Привлечению в сферу музыкального образования и созданию мотивации для продолжения музыкального образования на уровне училища и вуза способствуют конкурсно-фестивальные проекты «Юные звезды Махачкалы», Региональный музыкальный фестиваль юных исполнителей, телевизионные конкурсы вокальных исполнителей.

В государственной программе Республики Дагестан «Реализация государственной культурной политики Российской Федерации в Республике Дагестан на период 2017–2025 годов» названа одна из ключевых проблем развития культуры республики: «устаревание кадрового состава сферы культуры и искусства в целом, их неспособность работать по-новому, внедрять инновационные методы в организации культурной среды и культурного досуга» [7, с. 17]. В числе приоритетов и целей программы названы «реализация единой культурной политики как системообразующего фактора развития страны и региона, обеспечение преемственности и развития культурного потенциала народов Дагестана, интеграции Республики Дагестан в общекультурное пространство Российской Федерации» [8, с. 19].

Современное состояние музыкального образования в Республике Дагестан не может трактоваться в отрыве от объективных общественно-исторических закономерностей, которые выявляют себя в виде определенных тенденций, детерминированных условиями места и времени. Новые социально-экономические условия вызвали необходимость расширения комплекса образовательных услуг, реализуемых факультетом музыки Даггоспедуниверситета, в частности фор- мирования образовательных программ, позволяющих выпускникам преподавать в системе общего и дополнительного образования: были разработаны и внедрены в учебный процесс факультета программы подготовки бакалавров «Музыка и мировая художественная культура», «Музыка и дополнительное образование (в области вокального исполнительства)». С 2014 г. ведется образовательная программа подготовки магистров «Музыкальное образование».

В 2016 г. факультет музыки реорганизован в Институт культуры и искусства, входящий в структуру ДГПУ. В рамках направления подготовки «Педагогическое образование», кроме вышеназванных, осуществляются программы подготовки бакалавров по профилям «Музыка и дополнительное образование (в области хореографии)», «Музыкальное образование». В перспективе реестр образовательных программ расширится за счет новых для института направлений подготовки «Инструментальное исполнительство», «Дирижирование академическим хором», «Социально-культурная деятельность», что обеспечит воспроизводство музыкантов-исполнителей, сформирует квалифицированный преподавательский состав для учреждений культуры и искусств республики. Введение названных образовательных программ позволит осуществлять в республике непрерывное музыкальное образование в рамках трех этапов: школа – училище – вуз, а также, благодаря многоуровневой подготовке, обеспечит включение регионального образовательного поля в общеевропейский контекст.

Таким образом, региональные особенности музыкального образования не могут трактоваться в отрыве от трансформационных процессов в культуре, смены доминант в многоуровневой структуре идентичности, в целом – от объективных общественно-исторических закономерностей и определенных тенденций, связанных со спецификой развития общества [9]. Адекватная оценка этих закономерностей позволит диагностировать состояние музыкальной культуры и музыкального образования, сделать обоснованные предположения о дальнейшем развитии событий в художественно-образовательном пространстве региона, формировать и адаптировать культурную среду к актуальным вызовам современности.

Ссылки:

  • 1.    Кирсанов В.П. Глобализация в контексте альтернатив исторического развития // Царскосельские чтения. 2011. Т. 3, № 15. С. 117–122.

  • 2.    Садикова Р.И. Глобализация и ее влияние на культуру // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2014. № 3 (30). С. 11–13.

  • 3.    Arts and Cultural Education at School in Europe [Электронный ресурс]. Brussels, 2009. URL: http://eacea.ec.europa.eu/ED-UCATION/EURYDICE/documents/thematic_reports/113EN.pdf (дата обращения: 20.06.2017).

  • 4.    Бородай А.Д. Художественное образование в современной России: опыт структурного анализа // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 2. С. 24–29.

  • 5.    Кузнецова Т.В. Вузы культуры и искусств в процессе интеграции уровней и форм художественного образования // Культура и образование. 2014. № 1 (12). С. 3–9 ; Lupton M., Bruce C.S. Craft, Process and Art: Teaching and Learning Music Composition in Higher Education // British Journal of Music Education. 2010. Vol. 27, no. 3. P. 271–287 ; Melo A.L.S., Branco M.L. Pathways of Pedagogical and Didactic Renewal within the Bologna Process: The Contribution of Gestalt Pedagogy and Education Through Art // Mediterranean Journal of Educational Research. 2013. Iss. 14a. P. 240–245.

  • 6.    Шиповская Л.П. Музыка и общество: социологический аспект (развитие и состояние музыкального общественного сознания) // Сервис PLUS. 2013. № 1. С. 3–9.

  • 7.    Реализация государственной культурной политики Российской Федерации в Республике Дагестан на период 2017– 2025 годов [Электронный ресурс] : гос. прогр. Республики Дагестан. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Docu- (дата обращения: 30.06.2017).

  • 8.    Там же. С. 19.

  • 9.    Ханларова З.М., Абдулаева М.Ш. Региональные особенности музыкального образования в условиях социокультурных трансформаций // Молодой ученый. 2016. № 24. С. 536–540.

Список литературы Музыкальное образование в условиях глобализации культуры (на примере Республики Дагестан)

  • Кирсанов В.П. Глобализация в контексте альтернатив исторического развития//Царскосельские чтения. 2011. Т. 3, № 15. С. 117-122.
  • Садикова Р.И. Глобализация и ее влияние на культуру//Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2014. № 3 (30). С. 11-13.
  • Arts and Cultural Education at School in Europe . Brussels, 2009. URL: http://eacea.ec.europa.eu/EDUCATION/EURYDICE/documents/thematic_reports/113EN.pdf (дата обращения: 20.06.2017).
  • Бородай А.Д. Художественное образование в современной России: опыт структурного анализа//Знание. Понимание. Умение. 2013. № 2. С. 24-29.
  • Кузнецова Т.В. Вузы культуры и искусств в процессе интеграции уровней и форм художественного образования//Культура и образование. 2014. № 1 (12). С. 3-9.
  • Lupton M., Bruce C.S. Craft, Process and Art: Teaching and Learning Music Composition in Higher Education // British Journal of Music Education. 2010. Vol. 27, no. 3. P. 271-287 ; Melo A.L.S., Branco M.L. Pathways of Pedagogical and Didactic Renewal within the Bologna Process: The Contribution of Gestalt Pedagogy and Education Through Art // Mediterranean Journal of Educational Research. 2013. Iss. 14a. P. 240-245.
  • Шиповская Л.П. Музыка и общество: социологический аспект (развитие и состояние музыкального общественного сознания)//Сервис PLUS. 2013. № 1. С. 3-9.
  • Реализация государственной культурной политики Российской Федерации в Республике Дагестан на период 2017-2025 годов : гос. прогр. Республики Дагестан. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0500201706280011?index=0&rangeSize=1 (дата обращения: 30.06.2017).
  • Ханларова З.М., Абдулаева М.Ш. Региональные особенности музыкального образования в условиях социокультурных трансформаций//Молодой ученый. 2016. № 24. С. 536-540.
Еще
Статья научная