Музыкальные инструменты из дерева раннего железного века (Алтай)

Бесплатный доступ

Музыка, как вид аудио (звукового) искусства, судя по археологическим источникам, появилась в верхнем палеолите, об этом свидетельствуют находки духовых инструментов - дудочек и свирелей, изготовленных из кости и рога. Щипковые музыкальные инструменты появились позже - в раннем железном веке. Они изготавливались из дерева, поэтому очень редки по причине плохой сохранности органического материала. В этом заключается их уникальность и ценность. Их изучение и функциональная атрибуция начались в середине прошлого века. Технология изготовления деревянных музыкальных предметов эпохи раннего железного века впервые рассматривалась в специальных статьях в самом начале текущего тысячелетия. В настоящей статье представлены результаты сравнительно-типологического и технико-технологического анализов деревянных музыкальных инструментов трех исторических эпох: скифской, гунно-сарматской и древнетюркской. Подробно рассматриваются и восстанавливаются (реконструируются) приемы и способы изготовления щипковых музыкальных инструментов типа арф в кочевых культурах раннего железного века в Горном Алтае. На основании результатов комплексного технико-технологического анализа делается вывод о продолжительности времени бытования деревянных щипковых музыкальных инструментов «лютня» и особенностях их изготовления. Наиболее близкие аналоги деревянных щипковых музыкальных инструментов Древнего Алтая по морфологии и технологии изготовления являются древнеегипетские лютни. Современные китайские лютни представляют собой усовершенствованные временем и современными технологиями аналоги этих музыкальных инструментов. Сравнительно-типологический анализ с самыми древними инструментами Древнего Египта показывает, что за столь продолжительное время основные элементы технологии изготовления их звуковых резонаторов и грифов не претерпели существенных изменений. Однако, в разных культурах в зависимости от качества материала и культурных предпочтений, изменялись и совершенствовались форма резонатора и гриф, количество и качество струн, расположение и способы их натяжения на деке и грифе.

Еще

Алтай, ранний железный век, музыкальные инструменты из дерева, технология изготовления, конструктивные особенности

Короткий адрес: https://sciup.org/145146459

IDR: 145146459   |   DOI: 10.17746/2658-6193.2022.28.0638-0646

Список литературы Музыкальные инструменты из дерева раннего железного века (Алтай)

  • Лбова Л.В., Волков П.В., Кожевникова Д.В. Свидетельства древнейших музыкальных традиций в археологии Сибири (начальная стадия верхнего палеолита) // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Сер.: История, филология. – 2010. – Т. 9, вып. 5: Археология и этнография. – С. 124–131.
  • Лбова Л.В., Кожевникова Д.В., Волков П.В. Музыкальные инструменты ранней стадии верхнего палеолита в контексте знакового поведения (материалы Забайкалья) // Тр. III (XIX) Всерос. археолог. съезда. – Т.I. – СПб.; М.; Великий Новгород, 2011. – С. 63–64.
  • Лбова Л.В., Кожевникова Д.В. Формы знакового поведения в палеолите: музыкальная деятельность и фоноинструменты. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. ун-та, 2016. – 180 с.
  • Мыльников В.П., Ульзийбаяр С. Деревянные погребальные ложа закрытого типа гуннского времени в Монголии: по материалам могильника Салхитын Ам // Гуманитарные науки в Сибири. – 2017. – Т. 24. – № 2. – С. 37–41.
  • Руденко С.И. Второй Пазырыкский курган. – Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1948. – 73 с.
  • Руденко С.И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1953. – 402 с.
  • Руденко С.И. Культура населения Центрального Алтая в скифское время. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1960. – 359 с.
  • Тишкин А.А., Мыльников В.П. Деревообработка на Алтае во II в. до н.э. – V в. н.э. (по материалам памятников Яломан-II и Бош-Туу-I). – Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2016. – 192 с.
  • Bolus M., Conard N.J. What Can We Say about the Spatial-Temporal Distribution of Early Aurignacian innovations // Eurasian Prehistory. – 2009. – № 5. – P. 19–29.
  • Conard N., Malina M., Münzel S. New Flutes Document the Earliest Musical Tradition in Southwestern Germany // Nature, 2009. № 460 (7256). – P. 737–740.
  • D’Errico F., Henshilwood C., Lawson G., Vanhaeren M., Tillier A.-M., Soressi M., Bresson F., Maureille B., Nowell A., Lakarra J., Backwell L., Julien M. Archaeological Evidence for the Emergence of Language, Symbolism and Music – an Alternative Multidisciplinary Perspective // J. of World Prehistory. – 2003. – № 17. – P. 1–70.
  • Perrot G., Chipiez. Histoire de l`art dans l`antiquite: Chardee et Assyrie. Tome II. – Paris: Librairie Hachette et C-ie, 1884. – 452 gravures, 825 p.
  • Tsagaan Törbat, Dunbüree Batsükh, Jan Bemmann, Thomas O. Höllmann, Peter Zieme. A Rock Tomb of the Ancient Turkic Period in the Zhargalant Khairkhan Mountains, Khovd aimag, with the oldest preserved Horsehead Fiddle in Mongolia – A preliminary Report // Current archaeological research in Mongolia Papers from the First International Conference on «Archaeological Research in Mongolia» held in Ulaanbaatar, August 19th–23rd, 2007. – Ed. Jan Bemmann, Hermann Parzinger, Ernst Pohl, Damdinsuren Tseveendorzh. – Vor- und Fruhgeschichtliche Archaologie Rheinische Friedrich-Wilhelms-Univ. – Bonn, 2009. – S. 365–384.
Еще
Статья научная