Начало дифференциации в азербайджанском литературно-художественном сознании: XVIII век

Бесплатный доступ

В статье анализируется литературно-художественное сознание Азербайджана XVIII века. В ней на основе уподобления творчества Видади и Вагифа диалогу вербальной и визуальной культур, показан переход от пространственного сознания к временному сознанию.

Литературное сознание, пространство, время, видади, вагиф, поэзия

Короткий адрес: https://sciup.org/14489060

IDR: 14489060

Текст научной статьи Начало дифференциации в азербайджанском литературно-художественном сознании: XVIII век

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ

5 (43) сентябрь-октябрь 2011 92-96

По нашему убеждению, литературное сознание с точки зрения предмета продемонстрировало нам две формы восприятия: а) пространственное сознание; б) временное сознание. Художественно-литературно-научная деятельность до XVIII века больше была направлена на исследование, осознание и управление пространством. Таким образом, активное мышление этого периода рассматривало пространство с разных позиций, и в этот момент каждая форма познания (математика, геометрия, астрономия, медицина, литература и др.) имела собственный способ деятельности. В этом типе познания не было места времени, время таяло в пространстве. С точки зрения нашей темы время сливалось с литературной формой и композициями. Эту форму мышления можем назвать мышлением гёзел-леме и джинас.

Думается, что роль выдающегося представителя азербайджанской литературы Молла Вели Видади в истории развития азербайджанского литературно-эстетического мышления по сей день не получила заслуженной оценки.

Итак, мы исследуем важную историкоэстетическую миссию Видади в аспекте развития истории литературы Азербайджана.

«В своих суждениях мы, подтверждая, отрицаем, отрицая, подтверждаем: отрицание одного предмета подтверждает существование другого и наоборот. Подтверждая одно, отрицаем другое» (4, с. 49).

Молла Вели Видади – первый азербайджанский поэт, оставивший традиционное литературно-эстетическое пространство – литературный рай. Рай – пространство отсутствия потребностей.

Другое его название – вселенная Ньютона. До Видади форма литературного сознания определялась больше познаваемым, сформированным пространством. Господствовала модель идентификации. Культура пространства была культурой видения.

Знакомое пространство было эдемом, где неизвестен страх. «Человек – враг неизвестного ему» (Пророк Мухаммед).

В целом, восточная классическая литература была подчинена знакомым измерениям известного пространства. Здесь все вопросы имели ответ. Сознание зашло в тупик. Местом расположения того пространства сознания была точка. Все было видно из этой точки.

Во время перехода на временное сознание точка уступала свое место плоскости.

Статья научная