Начало греческого университетского богословия в сочинениях Николая Дамаласа (1842-1892)
Автор: Поляков Э.А.
Журнал: Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии @theology-spbda
Рубрика: Теоретическая теология
Статья в выпуске: 1 (21), 2024 года.
Бесплатный доступ
В статье рассказывается о богословских сочинениях одного из первых преподавателей богословского факультета Афинского университета Николая Дамаласа (1842-1892). Рассматривается прежде всего его труд «О началах научных и церковных православного богословия», который стал среди университетских профессоров первой попыткой создания обзора православного догматического учения, преимущественно в контексте полемики с инославными. Используются также и другие его работы, посвященные различным богословским вопросам. Рассматривается его отношение к старокатоликам и англиканам, с которыми Православная Церковь в то время вела активные переговоры о возможности объединения. Данное отношение было резко полемическим и не признающим наличие благодати в инославных конфессиях. В то же время отмечается и определенное воздействие на его богословские взгляды протестантизма и рационализма, особенно во время его обучения в западных университетах. Приводятся и критические замечания, которые ряд его современники, прежде всего Х. Андруцос, делали в отношении его богословских взглядов. В целом, Н. Дамалас на определенном этапе сыграл свою роль в развитии в Афинском университете преподавания догматического и сравнительного богословия. Однако в дальнейшем его богословские сочинения были вытеснены более значительными пособиями по данным предметам и уже не переиздавались.
Николай дамалас, христос андруцос, панайотис трембелас, догматическое богословие, сравнительное богословие, современное православное богословие, богословский факультет афинского университета
Короткий адрес: https://sciup.org/140305455
IDR: 140305455 | DOI: 10.47132/2541-9587_2024_1_121
Список литературы Начало греческого университетского богословия в сочинениях Николая Дамаласа (1842-1892)
- Антоний (Подоровский), иером. Вопрос о научном статусе теологии в новогреческой мысли: Дамалас, Романидис, Фанургакис // Научные труды Самарской духовной семинарии. Вып. IX. Вып. X. 2021. С. 30–53.
- Ανδρούτσος Χ. Δογματική της Ορθοδόξου Ανατολικής Εκκλησίας. Αθήνα: Τυπογραφείο του «Κράτους», 1907. ιστ’, 462 σ.
- Ανδρούτσος Χ. Δοκίμιον συμβολικής εξ απόψεως ορθοδόξου. Αθήνα: Τυπογραφείο Διονυσίου Γ. Ευστρατίου, 1901. 358 σ.
- Απάνθισμα βιογραφικόν των από της συστάσεως του Ελληνικού Πανεπιστημίου εκλιπόντων τον βίον καθηγητών αυτού: 1837–1916. Αθήνα: Τύποις «Ερμού» Αλεξ. Ι. Βιτσικουνάκη, 1916. 208 σ.
- Δαμαλάς Ν. Έκθεσις προς την Ιεράν Σύνοδον περί των εν Βόννη πεπραγμένων και κρίσις περί αυτών. Αθήνα: [χ. o.], [1876]. 40 σ.
- Δαμαλάς Ν. Λόγος περί του ιδιαζόντος χαρακτήρος και της αποστολής της Ελληνικής Εκκλησίας αναγνωσθείς τη 26 Νοεμβρίου 1878 εν τω Εθνικώ Πανεπιστήμιω. Αθήνα: Τυπογραφείο «Λαού», 1878. 22 σ.
- Δαμαλάς Ν. Ορθόδοξος Κατήχησις. Αθήνα: Τυπογραφείο της Φιλοκαλίας, 1877. ιε΄, 165 σ.
- Δαμαλάς Ν. Περί αρχών επιστημονικών τε και εκκλησιαστικών της ορθοδόξου θεολογίας. Λειψία: Τύποις Όθωνος Βιγάνδου, 1865. 204 σ.
- Δαμαλάς Ν. Περί αρχών της φιλοσοφίας και της σχέσεως ταύτης προς την Θεολογίαν. Αθήνα: Τυπογραφείο των Καταστημάτων Ανέστη Κωνσταντινίδου, 1889. 42 σ.
- Δαμαλάς Ν. Περί της σχέσεως της αγγλικής εκκλησίας προς την ορθόδοξον. Λονδίνο: Τύποις Clayton & Co., 1867. 76 σ.
- Μεταλληνός Γ., πρωτ. Το πρόβλημα των σχέσεων Ελληνικής και Γερμανικής Θεολογίας τον ΙΘ’ αίώνα // Επιστημονική Επετηρίς της Θεολογικής Σχολής του Πανεπιστημίου Αθηνών. Τόμος KH’. Αθήνα, 1989. Σ. 483–494.
- Μπαλάνος Δ. O Aρχιεπίσκοπος Σύρου, Τήνου και Μήλου Aλέξανδρος Λυκούργος (1827–1875) // θεολογία. Τόμος A’. 1923. Σ. 41–67, 180–201.
- Ραφαηλίδης Α. Του υπό Ν. Δαμαλά «Περί αρχών» βιβλίου επίκρισις. Αθήνα: Τυπογραφείο Γ. Καρυοφύλλη, 1868. 26 σ.
- Τρεμπέλας Π. Δογματική της Ορθοδόξου Καθολικής Εκκλησίας. Τόμος 1. Αθήνα: Αδελφότης Θεολόγων «Η Ζωή», 1959. 568 σ.
- Τρεμπέλας Π. Δογματική της Ορθοδόξου Καθολικής Εκκλησίας. Τόμος 2. Αθήνα: Αδελφότης Θεολόγων «Η Ζωή», 1959. 422 σ.