Начало Первой мировой войны и участие в ней военного духовенства
Автор: Котков Вячеслав Михайлович, Сорокотяга Игорь Алексеевич
Журнал: Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) @terra-humana
Рубрика: История и современность
Статья в выпуске: 2 (59), 2021 года.
Бесплатный доступ
В статье на основе материалов Российского государственного исторического архива (г. Санкт-Петербург), материалов периодической печати авторы показывают, как разворачивались события Первой мировой войны в самом начале 1914 года и участие в них военного и духовного руководства страны.
Армия, боевые действия, военное и морское духовенство, оборона, первая мировая война
Короткий адрес: https://sciup.org/140255643
IDR: 140255643
Текст научной статьи Начало Первой мировой войны и участие в ней военного духовенства
Котков В.М., Сорокотяга И.А. Начало Первой мировой войны и участие в ней военного духовенства // Общество. Среда. Развитие. – 2021. ¹ 2. – С. 14–18.
Общество. Среда. Развитие № 2’2021
В последние годы интерес отечественных исследователей к истории Первой мировой войны значительно возрос. В немалой степени этому способствовал отмеченный несколько лет назад ее 100-летний юбилей. Однако более существенной причиной, на наш взгляд, стали коренные перемены в международной жизни: изменение соотношения политического и военного могущества ведущих мировых игроков, выход Британии из ЕС (и, соответственно, необходимость для нее выстраивания новой системы отношений с другими странами), возвращение России как самостоятельной единицы на мировую политическую арену, усиление противоречий между Польшей и Германией, США и Китаем, Сирийская война (в которой по сути уже воюет почти десяток стран). На этом фоне логичным является обращение к предыдущему опыту мировых войн. А поскольку любая война нуждается в оправдывающей ее идеологии, то изучение роли идеологов и духовных предводителей приобретает особую актуальность.
Первая мировая война стала событием огромного значения в истории ХХ века. По своим масштабам и последствиям она не имела себе равных во всей предыдущей истории человечества. Война втянула в свою орбиту 38 государств с населением свыше 1,5 млрд человек, что составляло в тот период три четверти населения земного шара. Общее число мобилизованных достигало 73,5 млн человек. Военные действия развернулись на обширных сухопутных и морских театрах, велись с помощью новейших средств вооруженной борьбы. Десять миллионов убитых – больше, чем погибло во всех европейских войнах за предыдущую тысячу лет, более двадцати миллионов раненых – таков ее кровавый итог.
Русский фронт, простиравшийся от берегов Балтики до Черного моря, был в числе главных фронтов войны 1914–1918 гг. Во всех кампаниях войны русская армия вела активные боевые действия, не раз спасала от разгрома армии союзников, заплатив за это немалую цену.
В воззвании Всероссийского Общества памяти воинов русской армии, павших в войну с Германией, Австрией и Турцией в 1914 и 1915 гг. отмечалось:
«Вот уже второй год Великой Освободительной Европейской войны, войны за славу, честь и могущество нашей Великой Родины, войны за освобождение порабощенных австро-германцами и турками наших братьев, войны за общее благо, культуру и цивилизацию. Льется ручьем кровь нашего доблестного воинства, льется как жертва, угодная Всемогущему, Всевидящему Богу. Много тысяч наших отцов, братьев и сыновей приняли мученический венец, исполнив великую заповедь любви к ближнему, положив живот свой за други своя. Они перешли в лучший мир с венцом бессмертия. Но бессмертные там они, отдавшие все, что могли за наше общее счастье, за высшие идеалы человечества, не могут не быть достойно увековечены здесь на земле, не могут не найти вещественного осуществления нашей вечной благодарности, вечной памяти о них, о их славных подвигах» [5, с. 37–38].
Как отмечает Е.Д. Борщукова «...в годы Первой мировой войны, начавшейся в ав-

Первые дни войны. Мобилизация в Санкт-Петербурге. Богослужение. 1914 год
густе 1914 года, Церковь должна была всячески содействовать властям в деле укрепления морально-нравственных устоев (прежде всего – в армии), делая также все возможное и в организации иных форм поддержки» [1, с. 67]. В этой связи выглядит логичным, что Св. Синод обратился с посланием к чадам Русской Православной церкви.
«Святейший Правительствующий Всероссийский Синод чадам Православной Российской церкви.
Всемогущему Богу, в неисповедимых судьбах Его, угодно было ниспослать отечеству нашему новую годину тяжкого испытания.
Верный заветам Христа спасителя о братской любви и жизни в мире со всеми народами земными, народ русский в тече- ние своей многовековой истории неизменно стремился к мирному прохождению своего жизненного пути. Но вместе с тем народ русский всегда считал своею священною обязанностью защищать слабых и угнетенных меньших братий, родных по вере и по племени, памятуя слово Господа: «Больше сея любве никто же имать, да кто душу свою положит за други своя».
Ныне Россия нежданно вовлечена в брань с врагами. Предстоит защищать не только братий наших по вере, но и постоять за славу нашего Царя, за честь и величие Родины.
Воины русские. Грядите с Богом на поле брани. Да увенчает Господь оружие ваше победою. Явите врагам нашим воинскую доблесть, искони присущую русскому воину. Грядите с глубокою верою в то свя-

Священник на передовой
Общество
тое дело, которому служите. Вера – оружие непобедимое. Бодро идите в бой: знайте, что святая церковь Христова непрестанно будет молиться ко Господу, да сохранит Он вас невредимыми под кровом своим и да дарует венец вечного царствия тем, коим суждено будет пасть в славном бою.
Братие и сестры о Христе. Мужайтеся, будьте тверды в вере, будьте все едино. В великий час, наставший для нашей Роди-
Общество. Среда. Развитие № 2’2021
ны, станьте, как один человек, с готовностью принести все жертвы, какие потребует от вас защита веры и Родины. Возгрейте пламень любви, на поле брани сущих.
Архипастыри и пастыри церкви русской. В наступившее тяжелое время испытания ободряйте паству вашу, укрепляйте ее в вере православной, охраняйте от всяких соблазнов, направляйте жизнь ее по заповедям Божиим, поддерживайте в народе любовь к церкви, Царю и Родине. Сугубо творите молитвы, моления, прошения за вся человеки, в бедах войны сущие.
Все же мы вместе едиными усты и единым сердцем будем непрестанно молиться Господу разумов, да ниспошлет Он силу и премудрость Самодержавному Царю Нашему, да укрепит Он воинов наших в непоколебимом мужестве.
Будем молиться ко Господу Милосердия, да подаст единоверным братиям нашим дух веры, терпения и благоразумия для перенесения новой тяжелой годины испытания, их обышедшего и да избавит их от скорбей и угнетения.
Будем молиться Творцу и Подателю всяческих, Царю царствующих и Господу господствующих, да дарует Он нам и союзникам нашим победу над врагами, да прекратит Он своею всемогущею силою начавшуюся великую брань и распрю народов, да вразумит врагов наших и всех ненавидящих нас, да ниспошлет земле нашей скорый мир и благоденствие, во еже возмощи нам благодарным сердцем, во умилении, непрестанно славити Пресвятое имя Его ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Смиренный Сергий, архиепископ Финляндский и Выборгский.
Смиренный Никон, архиепископ бывший Вологодский и Тотемский.
Смиренный Серафим, архиепископ Иркутский и Верхоленский.
Смиренный Владимир, архиепископ Донский и Новочеркасский» [4, с. 536–537].
Главой Военного духовенства накануне Первой мировой войны и до 1917 года был протопресвитер армии и флота Г.И. Ша- вельский. Журнал «Вестник военного и морского духовенства» отмечает: «В воскресенье, 20 июля в 3 ч. 30 мин. дня Его высокопреподобие о. Протопресвитер Г.И. Шавельский и помощник его, протоиерей И.В. Морев присутствовали на Высочайшем выходе и торжественном молебне в Зимнем Дворце по случаю объявления войны с Германией» [4, с. 578].
К началу XX в. роль военного духовенства в русской армии значительно возрастает. Одной из главных причин этому стало, как ни странно, поражение в русско-японской войне. Буквально накануне Первой мировой войны (1–10 июля 1914 г.) в Петербурге прошел первый Всероссийский съезд военного и морского духовенства, на котором были обсуждены поправки в «Положения об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств», которые должны были улучшить взаимодействие Церкви и армии.
Делегатами съезда были высказаны следующие положения: 1) чтобы в обозе пехотной воинской части имелась особая двуколка для церковных предметов и личных вещей священника, которая должна пребывать в его непосредственном распоряжении; 2) чтобы церковнику на войне во время дальних передвижений священников для исполнения духовных треб было предоставлено право на разрешение пользоваться верховой лошадью из обоза части; 3) чтобы произошло необходимое упорядочение перечня церковных предметов на случай военного похода; 4) чтобы все священники строевых частей были в обязательном порядке ознакомлены с приемами перевозки раненых [7].
Большая часть предложений участников съезда была учтена и легла в основу проекта нового «Положения об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств». Кроме того, на основании книжки Протопресвитера Г. Шавель-ского «Служение священника на войне» была разработана «Памятка для служащих на войне священников», которая давала полную возможность всякому новичку – полковому, госпитальному, этапному, санитарно-поездному священнику – обстоятельно ознакомиться со всеми своими обязанностями, со всеми особенностями священнического служения военного времени [9, с. 370].
В мирное время ведомство протопресвитера военного и морского духовенства состояло приблизительно из 730 священников, 150 диаконов и нескольких десятков псаломщиков. С началом военных дей- ствий число священников с каждым днем возрастало. В 1916 г. число военных и морских священников доходило до 5 тысяч человек. Формировались новые полки, госпиталя, запасные батальоны, санитарные поезда и иные военные учреждения, к которым назначались священники [9, с. 366].
Протопресвитер Г. Шавельский подчеркивал, что военный священник, постоянно призывающий верующих к самоотверженному исполнению своих обязанностей, должен и сам проявлять самоотвержение и храбрость. «Только тогда его слово будет действенным и служение плодотворным. Иначе ему вправе будут сказать: «Врачу, исцелися сам» (Лк. 4, 23)» [9, с. 370]. Помимо нравственных наставлений и воодушевления, Протопресвитер убеждал священников фиксировать проявления воинской доблести, записывать их и собирать в единую «Хрестоматию для чтения и нравственного воспитания нашего солдата и офицера». В частности, он подготовил обращение к духовенству, чтобы побудить священников докладывать о всех имевших место славных поступках.
«Духовенству воинских частей действующих армий и госпиталей
Бесчестно врагами нашими начатая и безбожно ими ведомая война вызвала в сердце народном святую ревность о попранной правде, возбудив до высшей степени всегда присущие нашему народу чувства любви к Царю и Родине, готовность за Них и за Веру послужить даже до смерти.
Уже первые, беспримерные в истории по упорству и кровопролитию, наши бои со врагом дали длинный ряд подвижников, мучеников – наших воинов, показавших поразительные примеры самоотвержения, доблести, неутомимости.
Увековечение таких подвигов наших воинов через беспристрастное описание их, составляя долг благодарной им Родины, в тоже время послужило-бы драгоценным материалом для воспитания в будущих поколениях доблестного духа, бесстрашного, самоотверженного служения там, где надо постоять за Веру, Царя и Отечество, а всему миру показало бы величие души русского человека.
В частности, собрание воедино рассказов о подвигах дало бы драгоценную хрестоматию для чтения и нравственного воспитания нашего солдата и офицера.
Каждый из полковых и госпитальных священников не только услышит о подвигах, совершенных в его части, но может быть и очевидцем этих подвигов и с точностью, документально, по свежим следам, на основании показаний очевидцев, может запечатлеть каждый подвиг.
Усердно прошу всех полковых, госпитальных и прочих, находящихся в действующей армии, священников без замедления сообщать мне о всех подвигах, совершенных в обслуживаемых ими частях как отдельными лицами: офицерами, врачами, нижними чинами, так и целыми этими частями, описывая каждый подвиг возможно подробно, с указанием времени, места, лиц, (О литературной обработке прошу не заботиться; важно лишь, чтобы факты были сообщены и сообщены верно) а также о всем, что может свидетельствовать о доблести наших войск.
Желательно, чтобы каждое описание было скреплено подписями двух-трех офицеров, которые удостоверили бы, что описание подвига сделано точно, без прикрас. Благочинные обязаны сообщать о подви- гах священников.
Верю, что духовенство серьезно взглянет на это чрезвычайное дело и приложит усилия к исполнению моей просьбы, причем довожу до сведения, что мое настоящее распоряжение делается с ведома и одобрения Его Императорского Высочества Верховного Главнокомандующего.
Протопресвитер Г. Шавельский.
Секретарь Протопресвитера Е. Маха-роблидзе» [8, с. 755].
Военное и морское духовенство Российской Империи XIX – начала XX веков представляло собой особую группу священно- и церковнослужителей с собственным управлением и подчинялись военному и морскому ведомствам, которые определяли штаты, размер жалованья духовенству. Как отмечает С.Н. Емельянов, отбор кандидатов на вакантные места в военно-духовном ведомстве производился только из среды духовенства с высоким уровнем образования, проверялись нравственные качества претендента. Поскольку на военное духовенство были распространены многие права и привилегии, существовавшие в отношении офицерского корпуса, то служба духовного лица в армии стала почетной и престижной. В подтверждение он приводит данные за 1909 г.: в фонде протопресвитера армии и флота сохранилось около 600 ходатайств от различных высокопоставленных лиц с просьбами, оставленными без удовлетворения, помочь определить их протеже на должности военных священников [6].
Военное духовенство, кроме прямых священнических обязанностей, имело осо-
Общество
бые инструкции, связанные со спецификой военной службы, а во время войны в отдельных случаях, по необходимости исполняло обязанности медперсонала или офицеров.
Военное духовенство армии и флота приняло активное участие в Первой мировой войне и честно выполнило свой служебный и гражданский долг перед Родиной, совершив большое количество ярких подвигов.
И. Боярский приводит следующие данные о награждении пастырей за отличие в боях: Всего награждено 639 священнослужителей, из них: 4 – орденами св. Георгия Победоносца 4-й степени; 1 – панагией на Георгиевской ленте; 100 – золотыми наперстными крестами на Георгиевской ленте; 2 – орденами св. Анны 1-й степени с мечами; 170 – орденами св. Анны 2-й степени с мечами; 193 – орденами св. Анны 3-й степени с мечами и 150 – орденами св. Владимира 4-й степени с мечами. Кроме того, пожалованы мечами к уже имеющимся орденам 20 священнослужителей [2].
Перечень награжденных священников, а также описание их подвигов свидетельствуют, что военное духовенство не просто словами вдохновляло на ратный подвиг свою паству, но зачастую священнослужители шли в бой рядом с солдатами, а иногда и впереди них, увлекая собственным примером и самоотверженностью. Военное духовенство являлось важнейшей составляющей государственной и церковной структуры.
Список литературы Начало Первой мировой войны и участие в ней военного духовенства
- Борщукова Е.Д. Патриотическая деятельность православной церкви в годы первой мировой войны // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2014, вып. 172. - С. 67-73.
- Боярский И. Cлужение военного духовенства в годы Первой Мировой Войны. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://zaistinu.ucoz.ru/news/2009-04-21-629.
- Буренин В.Н. Патриотическая роль Русской Православной церкви в период Первой мировой войны // Война и повседневная жизнь населения России XVII-XX вв. (к столетию начала Первой мировой войны): материалы Международной научной конференции, 2014. - СПб.: Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, 2014. - С. 386-391.
- Вестник военного и морского духовенства. - 1914, № 15-16.
- Вестник военного и морского духовенства. - 1916, № 2.
- Емельянов C.Н. Новые вызовы и задачи: военное духовенство в годы Первой мировой и Гражданской войн // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2015. Т. 4. - С. 50-60. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-vyzovy-i-zadachi-voennoe-duhovenstvo-v-gody-pervoy-mirovoy-i-grazhdanskoy-voyn (20.02.2021)
- Котков В.М. Первый Всероссийский съезд представителей военного и морского духовенства в документах российского государственного исторического архива // Вестник архивиста = Herald Of An Archivist. - 2011, 09 февраля. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.vestarchive.ru/issledovaniia/1330-pervyi-vserossiiskii-sezd-predstavitelei-voennogo-i-morskogo-dyhovenstva-v-dokymentah-rossiiskogo-.html
- РГИА. Ф. 806. Оп. 5. Д. 9252. Л. 12, 13; Текст обращения был опубликован в журнале "Разведчик". - 1914, 4 ноября, № 1253.
- Шавельский Г., протопресвитер. В школе и на службе: Воспоминания / Г.И. Шавельский; Вступит. статья А.А. Кострюкова. - М.; Брюссель: Conference Sainte Trinity du Patriarcate de Moscou ASBL, 2016. - 815 с., [9]: [8] л.