Национализация церковных и дацанских земель в Бурят-Монголии в 1920-е годы

Бесплатный доступ

В статье говорится об отчуждении церковных, монастырских и дацанских земель, национализации религиозного имущества, упорядочении налогового обложения духовных лиц, борьбе с влиянием духовенства на местное население. Представлены постановления, декреты, декларации и законные акты о борьбе с религиозными объединениями, мероприятия местных органов власти против лам и дацанов. Рассматриваются категории духовенства, ограничение деятельности церковных объединений, антирелигиозная пропаганда правительства.

Религия, церковь, дацаны, ламы, земля, сенокосы, права, отчуждение, отделение, конституция, налогообложение, имущество

Короткий адрес: https://sciup.org/148315795

IDR: 148315795   |   DOI: 10.18101/2305-753X-2017-3-56-59

Текст научной статьи Национализация церковных и дацанских земель в Бурят-Монголии в 1920-е годы

Ужесточение борьбы с религией и коллективизация на селе были связаны друг с другом, поскольку советская власть считала, что духовенство намеренно тормозит социалистическое переустройство.

26 октября 1917 г. издан Декрет о земле, согласно которому принадлежавшие церкви земли провозглашаются народным достоянием. 2 ноября 1917 г., согласно Декларации прав народов России, отменяются любые религиозные привилегии и ограничения. По декрету СНК РСФСР от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», церковь была лишена прав юридического лица и собственности, а религия объявлялась частным делом граждан. В основном это касалось православной церкви, т. к. только она имела статус государственного института в Российской империи.

Декрет узаконил постановления и акты, которые принимались ранее. Православная церковь была лишена статуса государственного учреждения. В начале 1929 г. был разослан совершенно секретный циркуляр «О мерах по усилению антирелигиозной работы». Принятое 8 апреля 1929 г. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» запрещало религиозным объединениям заниматься благотворительностью, организовывать паломничество верующих к святым местам и т. п. Священнослужители были существенно ограничены в своей деятельности. Вне церковных стен деятельность духовенства ограничивалась посещением больных и умирающих, на все другое требовалось специальное разрешение местного Совета.

Инструкция НКВД от 1 октября 1929 г. «О правах и обязанностях религиозных объединений» относила служителей культа к категории лишенцев.

В 1930–1931 гг. вышел ряд секретных циркулярных писем и постановлений правительства и Наркомфина об упорядочении налогового обложения религиозных объединений и духовенства, о трудоустройстве лиц, снявших с себя сан. Для церковнослужителей было увеличено налоговое обложение. В случае неуплаты налогов их имущество конфисковывалось, а сами они выселялись в другие районы СССР.

Декрет СНК «Об отделении…» запретил религиозным обществам владеть собственностью, что означало национализацию их имущества и лишение прав юридического лица. Конституции РСФСР 1918 и 1925 гг. провозгласили свободу религиозной и антирелигиозной пропаганды, которая привела к расширению антирелигиозной пропаганды. При национализации имущества, принадлежащего церкви, отбирались не только земли, но и хозяйственный инвентарь. В Декрете о земле было записано, что «помещичьи земли, равно как все земли удельные, монастырские, церковные, со всем их живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями переходят в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных советов крестьянских депутатов, вплоть до Учредительного собрания».

Во включенном в Декрет Крестьянском наказе говорилось, что вся земля, включая монастырскую и церковную, «отчуждается безвозмездно, обращается во всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней». В положении о коммунах, принятом в декабре 1918 г. на Всероссийском съезде земельных отделов, комитетов бедноты и коммун, записано: «... при отводе земли коммунам на площади бывших частновладельческих, монастырских и церковных хозяйств коммунам передается в пользование и инвентарь этих хозяйств». Церковь лишилась земли, доходных домов, монастырских комплексов, социальных объектов при ней, денежных вкладов. Начались репрессии на священнослужителей.

Духовенство республики делилось, в основном, на три группы: самая многочисленная — ламство, далее — уставщики (начетчики), старообрядцы; православное священство.

23 мая 1925 г. вышло Постановление Правительства БМАССР об отчуждении земель дацанов, лам, церквей и монастырей. Духовные лица, по данному постановлению, были обязаны платить налог, должны быть лишены земельных участков, а также был ограничен возраст поступления в хувараки до 18 лет. Процесс отчуждения дацанских и монастырских земель продолжался несколько лет.

В республике влияние дацанов и лам на местное бурятское население было значительным, и советская власть начала активную политику по просвещению населения. В 1923 г. было опубликовано «Положение об управлении делами буддистов Сибири» [1]. По нему, духовные лица, т. е. ламы, не должны объединяться в трудовые коммуны и сельскохозяйственные артели. Так же они не имели право использовать земельные площади, нанимать рабочих. Особое внимание уделялось формированию негативного общественного мнения, направленного против лам и их объединений [2].

Всего дацаны обязаны были платить три вида налогов: 1) единый налог (для тех дацанов, которые ведут сельскохозяйственную деятельность); 2) подоходнопоимущественный налог (по совокупности доходов); 3) городской налог, поскольку дацаны можно признать поселками городского типа. От налогов могли быть освобождены хувараки (ученики лам), которым не исполнилось восемнадцать лет, ламы, не проживающие в дацане и имеющие отдельное хозяйство, уже отказавшиеся от духовного сана, и ламы-медики, не совершающие религиозные обряды. Последнее условие считалось наиболее важным: те, кто не отказа- лись от проведения буддистских обрядов и не покинули дацаны, лишались покосных паев. Духовным лицам, которые проживали в улусе и имели собственное хозяйство, выделялись покосные участки. В 1920-е гг. количество лам от всего мужского взрослого населения Бурятии было около 10%, больше всего их было в восточных районах республики. Несмотря на все принятые меры, оставались районы, в которых дацаны так и не были лишены своих земельных наделов.

В циркулярах ЦИК и СНК БМАССР, направленных на борьбу с религиозной пропагандой ламства и духовенства в 1924 году, признавалось, что в этой области пока еще нет больших результатов, и указывалось на необходимость организации широкой научно-просветительской и антирелигиозной пропаганды, численном сокращении количества лам, создании для них невыгодных экономических условий [3].

Местные органы, претворяя в жизнь постановления правительства республики о лишении дацанов земли, сенокосов и др., разжигали и поддерживали неприязнь населения против лам, используя земельный интерес. Кроме того, без земли, и не имея других доходов, лама будет вынужден уйти из дацана в светское состояние и заняться личным трудом.

Чтобы ускорить данный процесс, следовало усилить агитационную работу с местным населением, проводить общие собрания, на которых должны передавать дацанские земли нуждающимся. Те же, кто добровольно откажется от духовного сана, получат право пользования общественной землей.

Что касается монастырских и церковных земель, их участки могли оставаться в их пользовании при условии, что размеры не превышали площади, которую они могли обработать своим личным трудом. Если имелся излишек, то он переходил в пользование земельного общества по постановлению аймачного (уездного) Земотдела [4].

Таким образом, начиная с 1917 г. после издания Декрета о земле начинается борьба с религией. Постановления, принятые в начале 1920-гг., были призваны вытеснить религию из всех сфер общественной жизни. Религиозным объединениям запрещалось организовывать молитвенные собрания, лечебную помощь, открывать читальни. Первоначально упор был сделан на антирелигиозную пропаганду, которая в дальнейшем переросла в более серьезные антирелигиозные мероприятия: изъятие церковного имущества (земли, инвентаря, денежных вкладов, социальных объектов, принадлежащих церкви и т. д.), увеличение налогообложения, аресты священнослужителей, закрытие церквей и дацанов. В 1929 г. были внесены изменения в Конституцию РСФСР, которые исключили свободу религии.

Список литературы Национализация церковных и дацанских земель в Бурят-Монголии в 1920-е годы

  • Государственный архив РБ. Ф. 489, оп. 1, д. 115, л. 66.
  • Государственный архив Иркутской области (ГАИО) Ф. 46, оп. 1, д. 41, л. 15. 58
Статья научная