Национально-культурная идентичность как проблема современной культурологии

Бесплатный доступ

Статья посвящена рассмотрению феномена национально-культурной идентичности как проблемы современной культурологи. Делается вывод о необходимости поиска путей преодоления существующего сегодня в российском обществе духовного кризиса, что предполагает воссоздание тех духовных ценностей, которые составляют ядро культуры российского общества, определяют ее специфику, уникальность, идентичность.

Идентичность, самоопределение, рефлексия, духовный кризис, кризис идентичности, национальная культура

Короткий адрес: https://sciup.org/14489000

IDR: 14489000

Текст научной статьи Национально-культурная идентичность как проблема современной культурологии

Категория «идентичность» употребляется в значении «тождественность», «одинаковость». Это центральное качество личности, в котором проявляется неразрывная связь человека с окружающим его социальным и культурным миром. Основными симптомами кризиса идентичности являются: отчуждение личности от собственной истории, неспособность отождествить себя с базовыми жизненными ценностями, инверсия духовных идеалов и утрата смысла бытия; экспансия неспецифических для русской культуры ценностей – культа насилия, жестокости, наживы, гедонизма и индивидуализма; отсутствие национальной идеологии, фиксирующей в норме индивидуальную и общественную перспективу бытия.

Каждый человек отождествляет себя с определенным полом, профессией, национальностью, культурой, многообразными социальными ролями. Это происходит, как пра-

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ

4 (42) июль-август 2011 42-47

вило, на трех уровнях: культурном (отождествление себя с определенными ценностями – ценностная, духовная идентичность; ценности эти носят персонифицированный характер, у них есть носитель – кумир, референт, образец подражания и т.д.); социальная идентичность предполагает включенность в определенные социально-культурные институты (или ролевая, статусная идентичность); личностная, психологическая идентичность – это способность удерживать целостный образ своего «я» на разных жизненных этапах.

Невозможность отождествить себя в социальном плане (маргинальность) порождает внутриличностные конфликты, разрушает образ «я», стимулирует процессы негативной социальной идентичности – в форме наркомании, проституции, алкоголизма и т.д. Неудовлетворенность реальной идентичностью (социальным статусом, внешностью) стимулирует различные формы виртуальной идентично- сти (в сети Интернет), которая часто становится средством выражения подавленных в реальности тех или иных сторон личности. Кризис идентичности может быть обусловлен конфликтом ролевых установок, кризисом смыслообразующих жизненных ценностей.

В субъективном, личностном плане наблюдаемый кризис национально-культурной идентичности переживается как духовный вакуум, разрыв связей человека с социальным и культурным миром. Он сопровождается чувством тревоги, страха, ощущением исторической обреченности, «бездомности» и потерянности в мире. Утрата мировоззренческих оснований национальной идентичности стимулирует процесс социальной и государственной маргинализации – целые поколения, для которых вера в коммунистическую перспективу определяла их образ мыслей и бытия, лишены смысла жизни, оказались в положении «государственных маргиналов».

Наиболее тревожным симптомом кризиса идентичности является неспособность человека отождествить себя в национальногосударственном плане (официально санкционированная макроидентичность «россиянин» не востребуется национальным самосознанием). Более того, резкое увеличение количества сограждан, избирающих в качестве основания идентичности этническую принадлежность, чревато усилением межэтнической напряженности, а в перспективе – распадом российской государственности. Падает престиж службы в Вооруженных Силах страны: снижается привлекательность армии и растет нежелание молодых людей нести службу в Вооруженных силах России.

Эти проблемы усугубляются отсутствием единой системы и согласованности действий по координации работы государственных и негосударственных организаций, уменьшением общего числа детских и молодежных объединений, занимающихся патриотическим воспитанием; недостатком новых форм и методов патриотического воспитания детей, подростков и молодежи; слабой материально-технической базой. Усугубляет тенденцию отсут- ствие реальной помощи со стороны предприятий, предпринимательских структур, широкой общественности, представителей литературы и искусства. Поиск внебюджетных источников финансирования пока не дает положительных результатов. В обществе до сих пор не созданы условия для привлечения и эффективного использования сил и средств, с помощью которых можно было бы поднять уровень патриотического воспитания. Слабо реализуются и возможности культурно-досуговой сферы как средства патриотического воспитания, не востребован педагогический потенциал народной культуры.

Кризис идентичности в разном возрасте переживается по-разному. Для подростка, молодого человека кризис идентичности субъективно может и не восприниматься в таком качестве. И это вполне объяснимо – духовный кризис до определенной стадии протекает в неявной форме, он носит как бы отсроченный характер и не ощущается как кризис. Однако его последствия вполне ощутимы – он провоцирует весьма актуальные проблемы личностного самоопределения молодежи. Снижается уровень физической и психической культуры детей и молодежи, падают общие показатели здоровья общества, растет число девиантных форм поведения, деформирующих образ жизни в целом. Отмечается криминализация досуга, который превращается в зону формирования молодежных субкультур с асоциальной и противоправной ориентацией. Молодежь сегодня сталкивается с трудностями профессионального самоопределения в связи с коммерциализацией образования (недоступностью платного высшего образования широким слоям населения). Снижается образовательный уровень вследствие деформации мотивов получения образования (престиж, статус, диплом и т.п.), неадекватной профессиональной ориентации (в частности, смещения интереса в сферу обслуживания, посреднической деятельности и т.д.), поляризации доходов родителей.

Национально-культурная идентичность обретается посредством постепенного приоб- щения человека к миру культуры, причем каждому витку этого процесса соответствует своя форма и содержание культурной деятельности, которая актуализируется учетом особенностей личностного развития и требований общества. Следовательно, процесс инкультурации осуществляется в поле напряжения этих полюсов, его можно представить как противоречивое встречное движение внелич-ностных культурных смыслов и встречной активности личности. Важнейшим условием эффективности инкультурации является включение в коммуникативные пространства человека образцов для подражания, которые задают планку совершенства, помогают обрести личностную гармонию и понять свое предназначение, пробуждают в человеке энергию само-созидания и становятся точкой отсчета в определении смысла его жизни. Значимый образ «другого» становится условием саморазвития личности и реализации ее возможностей, определения жизненного призвания и выбора пути, на котором личность себя создает, объективируя в поступках, отношениях, творческой деятельности.

В связи с этим одной из важных культурно-политических задач (особенно в ситуации полиэтничности территории и наличия значительного числа мигрантов) является создание условий для обеспечения социально-культурной идентичности личности, в том числе и путем реализации потенциала народной культуры.

Национально-культурная идентичность проявляется как общность «картины мира», чувство принадлежности к единому историкокультурному базису. Потребность в принадлежности является одной из базовых в структуре личности. Зрелостью обладает та личность, которая характеризуется социокультурной тождественностью, то есть имеющая «твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя» (1, с. 213). В широком смысле понятие «идентификация» трактуется именно как «самоопределение», «самоотождествле-ние» личности с определенным социумом. С детства человек встраивается в систему отно- шений с другими людьми, и по мере того как он занимает в этих отношениях определенную позицию, он становится личностью, обретает свою социальную и персональную определенность в отношениях с другими. Процессы социально-культурной и этнической идентификации сопровождаются индивидуализацией социального в человеке, его автономизацией, стремлением сохранить уникальное в личности (3).

Национально-культурная идентичность проявляется в форме осознаваемой принадлежности человека к некой общности «мы». Эта общность формируется как результат взаимодополняющих и взаимозависимых процессов: с одной стороны, подражания, адаптации, сотрудничества, консолидации, с другой – противопоставления, разобщения, конфликта. Один и тот же элемент – язык, традиция, идея, ценность – служит одновременно и как способ солидарности, сплочения, и как фактор обособления данного сообщества от других, противопоставления им. Противопоставление и оппозиция являются источником энергии для консолидации общности, ее самосознания.

Важнейшей предпосылкой личностной самоидентичности выступает самоопределение (2), которое осуществляется в процессе самопознания как необходимого условия и предпосылки свободы и сознательного «выбора себя». Самоопределение не сводится к самопознанию или самопониманию, оно подразумевает управление собой, мотивирование собственной деятельности, саморегуляцию, самоорганизацию. Не случайно познание себя, своего «я», своих притязаний и возможностей для самоопределения и лучшей реализации своих сил – важнейшая задача образования и воспитания. На основе прошлого опыта индивид начинает соотносить представления о себе с идеальным «я», глазами других определяет нормативную стратегию, формирует совесть, которая обеспечивает нравственную стратегию самосовершенствования. Самопонимание помогает обнаружить творческий потенциал личности, выработать лич- ностные смыслы, обеспечить защиту от скрытой манипуляции в ситуации социокультурного кризиса.

Самопонимание рефлексивно, предполагает приобретенную сознанием «способность сосредоточиться на самом себе и овладеть самим собой как предметом, обладающим своей специфической устойчивостью и своим специфическим значением, – способность уже не просто познавать, а познавать самого себя, не просто знать, а знать, что знаешь» (4). Психологи, исследующие феномен рефлексии, отмечают ее большое значение для развития как отдельной личности, так и социальной общности: рефлексия приводит к целостному представлению, знанию о содержании, способах и средствах своей деятельности; позволяет критично отнестись к себе и своей деятельности в прошлом, настоящем и будущем; делает человека (социальную систему) субъектом своей активности. Рефлексия – это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлексирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления. Изначально рефлексия (от позднелат. reflexio – обращение назад): 1) размышление, самонаблюдение, самопознание; 2) в философии – форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов. В толковом словаре русского языка читаем также: «Рефлексия – (книжн.) размышление о своём внутреннем состоянии, самоанализ». В психологии рефлексия определяется как «процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний», как фундаментальная способность сознательного существа быть в отношении к собственному сознанию, мышлению, условиям и способам осуществления жизнедеятельности. Рефлексия в социальной психологии выступает в форме осознания действующим субъектом (лицом или общностью) того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидами или общностями. В понимании рефлексии можно выделить три процесса: обращение назад, самопознание субъектом своего внутреннего мира и осмысление индивидом социальной действительности. Рефлексия является источником новаций и развития. Рефлексия – это не просто осознание того, что есть в человеке, но и переделка самого человека, его индивидуального сознания, личности, способностей к познанию и деятельности. Рефлексирующий человек обращен к культуре, он способен на преобразующую деятельность, на саморазвитие. Рефлексия – это путь поиска в себе «духовного, сущностного», это путь к самому себе.

В идеологической, мировоззренческой плоскости кризис идентичности вызван прежде всего истощением культурных, духовных факторов национальной идентификации. Это связано с тотальным нигилизмом по отношению к историческому прошлому России, с утратой референтной роли отечественной гуманитарной культуры. Сегодня «классические» образы отечественной гуманитарной культуры перестали выполнять свою референтную роль (а, как известно, они представляют собой символически персонифицированное воплощение христианских ценностей нестяжатель-ства, страдания и любви). В этом смысле сегодняшний этап российской истории напоминает эпоху Реформации в странах Западной Европы.

Смена традиционных устоев жизни, открытость современного общества вызвали ряд негативных тенденций и проблем, характерных для молодежи: деформацию ценностных ориентаций за счет вытеснения индивидуализмом коллективных и общественных интересов, размывание исторического сознания и чувства гордости за величие своей Родины. В частности, до 40% подростков с трудом называет основные события Великой Отечественной войны, союзников и противников СССР.

О кризисе традиционного для русской культуры типа духовности свидетельствует динамика ценностных ориентаций, в частности существенно меняется отношение к про- фессии, труду, браку, семье, растет разочарование в демократических идеалах и ценностях, усиливается настроение безнадежности, неверия в возможность решения социально-политических вопросов. Значительно девальвирована ценность творческого труда как способа самореализации личности, формы социального призвания и важнейшего условия процветания общества. Исследование Российского Института искусствознания показали, что за последние годы произошли существенные изменения в системе ценностных ориентаций – на шкале ценностей заметна ориентация значительной части населения на материальное благополучие как главную цель жизни.

В отсутствие общепринятых идеалов, принципов и норм взрослеющий человек не в состоянии обрести собственную идентичность. Ценности индивидуализма, национализма, меркантилизма и гедонизма, которые активно пропагандировались в последние годы взамен коллективизма, интернационализма, атеизма, лишь усугубляют проблему духовно-нравственного, социального и профессионального самоопределения молодых людей. В результате молодой человек сталкивается с крайней противоречивостью оценок, суждений, норм и требований. Задача самоопределения в таких условиях становится весьма проблематичной. В связи с этим становление идентичности становится важнейшей задачей воспитания, в том числе и путем реализации педагогического потенциала народной культуры.

Кризис идентичности усиливается разрушением смыслообразующих (и в определенной степени консолидирующих) функций русского языка, а также отсутствием общенациональной идеологии, национальной идеи, консолидирующих общество ценностей, которые в норме определяют единое духовное пространство социума – общность МЫ. Сегодня общество не имеет национальной идеологии, которая могла бы объединить народ и власть, нет и самого уважения к власти.

Анализ характера и проблем сегодняш- ней социально-культурной ситуации показывает, что переживаемый российским обществом кризис не столько политический и экономический, сколько духовный, – это кризис российской духовности, кризис целостности и аутентичности национальной культуры. Внешней причиной усиления кризисных тенденций в культуре является экспансия западных ценностей, которые в контексте российской духовности становятся фактором культурной дезинтеграции. Известный философ и писатель А. Зиновьев называет этот процесс западнизацией, суть которого составляет стремление западной культуры включить весь мир в сферу своего влияния, сделать его подобным себе по социальному строю, экономике, политической системе, идеологии, психологии, культуре. В геополитическом плане современная идеология представляет собой фазу глобализации, то есть изменения человеческого сознания, перехода к новому типу мировоззрения.

На мировоззренческом уровне важнейшей предпосылкой преодоления духовного кризиса и восстановления культурной целостности является воссоздание в сегодняшней культурной жизни тех духовных ценностей, которые составляют ядро культуры российского общества, определяют ее специфику, уникальность, идентичность. В последнее время острота данной проблемы начинает осознаваться, о чем свидетельствуют попытки на академическом уровне понять ценностные доминанты, которые определяют самобытность отечественной культуры.

Выработку теоретико-методологической базы реализации идентификационных ресурсов отечественной культуры следует осуществлять, во-первых, в контексте психологической трактовки идентификации как инструмента и основы взаимопонимания в коммуникативных процессах; во-вторых, выстраивать с учетом закономерностей действия психокультурного механизма референтации как важнейшего условия самореализации личности.

Статья научная