«Надеюсь на успешное осуществление вашего пути в науке»: неопубликованное письмо В. Н. Топорова Д. И. Макарову
Автор: Макаров Д.И.
Журнал: Русско-Византийский вестник @russian-byzantine-herald
Рубрика: Византиноведение
Статья в выпуске: 2 (17), 2024 года.
Бесплатный доступ
В. Н. Топоров (1928-2005) в своем труде «Святость и святые в русской духовной культуре» (1995-1998) оставил немало ценных наблюдений, замечаний и соображений о природе святости, не противоречащих данным и паламитской традиции. Ученый считал, что св. Сергий Радонежский знал о богословии св. Григория Паламы. В этом контексте публикуется письмо Топорова начинающему византинисту-паламоведу Д. И. Макарову от 2001 г., представляющее интерес для оценки состояния российской гуманитарной среды в конце ХХ - начале XXI вв.
В. н. топоров, святость, паламизм, признаки святости, русская гуманитарная наука на рубеже хх-xxi вв
Короткий адрес: https://sciup.org/140306164
IDR: 140306164 | DOI: 10.47132/2588-0276_2024_2_113
Текст научной статьи «Надеюсь на успешное осуществление вашего пути в науке»: неопубликованное письмо В. Н. Топорова Д. И. Макарову
RUSSIAN-BYZANTINE HERALD
Scientific JournalSaint Petersburg Theological Academy Russian Orthodox Church
No.2 (17)
Dmitry I. Makarov
«I Hope for a Successful Implementation of Your Path in Science»: An Unpublished Letter by Vladimir N. Toporov to Dmitry I. Makarov

UDC 271.2-58:80(092)+82-6
EDN RSIRBY
Владимир Николаевич Топоров (5.07.1928–5.12.2005) был не только великим ученым, но и чутким человеком, а также внимательным корреспондентом, откликавшимся на просьбы о помощи целого ряда людей. С одной из таких просьб, высказанных после личной встречи на московской квартире Топорова в авгус-
те 2001 г., и связано публикуемое письмо. (Сборник канонических вопросоотве-тов XII в. был нужен адресату для более полного комментария к тем отрывкам из Шестой гомилии св. Григория Паламы [ок. 1294–1357], где речь шла о жертвоприношениях животных в солунских храмах.) Тематика Паламы и паламизма, как может показаться, интересовала Владимира Николаевича лишь опосредованно, однако во втором томе его эпохального и все еще недооцененного труда «Святость и святые в русской духовной культуре» (1995–1998), явившегося (наряду с трудами С. С. Аверинцева [1937–2004], Б. А. Успенского [род. 1937], В. М. Живова [1945–2013], М. Ф. Му-рьянова [1928–1995] и А. М. Лидова [род. 1959]) своего рода манифестом возвращения высококвалифицированной русской гуманитарной интеллигенции к агиографическим и святоотеческим истокам,

Владимир Николаевич Топоров
можно прочитать следующее взвешенное и сбалансированное суждение о паламизме, исихазме и сопряженных с их изучением проблемах:
«Строго судя, в споре Паламы с варлаамитами точка не поставлена, потому что слишком велика цена победы в этом споре откровения и логики, интуиции и рационализма, слишком большая и тяжелая ответственность ложится на победителя (принятие Церковью учения Паламы с неизбежностью означало, что дверь, через которую можно было войти в Возрождение [речь здесь не идет о „Палео-логовском“ Возрождении], оказалась закрытой). Но в активе Григория Паламы, безусловно, присутствуют — завершение освобождения православной традиции от неоплатонизма, указание на роль „опытного свидетельства“ относительно тайн, которые недоступны философии (и науке) и обнаруживают себя в Откровении, и, конечно, само „дерзновенное исповедание любви к Богу“»1.
Многое можно было бы добавить к этому сильному и взвешенному суждению — и раскрытие опыта обожения и неотмирного, блистающего Фаворским светом пути святости… Собственно, к этому выводу подводит читателя и сам Топоров, замечая о св. Константине-Кирилле:
«Та возрастающая в своей духовности и обнаруживающая себя в увеличивающемся блеске-сиянии сила, что является одновременно и сутью святости, ее внутренним содержанием-смыслом, и ее открытой и вовне обращенной формой, для религиозного сознания и чувства-переживания в том первоначально узком круге лиц, где впервые была опознана святость Константина, не могла не быть д а н н о с т ь ю и о ч е в и д н о с т ь ю (разрядка В. Н. Топорова. — Д. М.), полностью снимавшими проблему доказательства святости, которая могла стать существенной при официальной канонизации или акте, соответствующем канонизации, оформившейся, как известно, не сразу и не всюду»2.
Поистине, к таковым, как св. Кирилл, можно обратиться словами из Канона болгарским мученикам 4 гласа Иосифа (Студита?), учтенного Топоровым в первом томе «Святости и святых»: Господи, их же молитвами / Спаси мир Твой 3 .
Внимание к Константину-Кириллу обусловливает и внимание Топорова к фигуре св. Владимира, также равноапостольного: «В русской церковной традиции Кирилл и Мефодий, как и великий князь Владимир, именно как равноапостольные особо вспоминаются во время литургии и за них вынимается восьмая частица из девятичинной просфоры»4.
И как раз канонизация св. Григория Паламы в 1368 г., через 11 лет после его смерти, была проведена св. патриархом Филофеем Коккиным образцово5. Но пусть книга говорит сама за себя, вызывая благодарные отклики в сердцах читающих ее.
Письмо публикуется по рукописи, хранящейся в личном архиве автора; при публикации исправлены по умолчанию: одна авторская описка («основного года» [рукопись] — «основного фонда»), три опечатки («продолжающейся» [рукопись] — «продолжающегося»; «Российская государственная библиотека» — «Российской государственной библиотеки») и пропуск замыкающей кавычки в названии «Вопросоответов»). В письме сохранены особенности орфографии и пунктуации его автора. Единственное авторское сокращение раскрыто в треугольных скобках.
Сердце адресата благодарно хранит память как о первой, так и о второй встрече с В. Н. Топоровым (также состоявшейся на его московской квартире в январе 2004 г.: на столе Ученого лежали раскрытая Библия и подробная Симфония к ней), а также о нескольких имевших место телефонных беседах с Ученым, которые всегда были исполнены Смысла, стремления передать обретенную в ходе трудов и дней мудрость — и удивительной добротой и благожелательностью. Само же письмо добавляет характерные штрихи к общей картине выживания нашей гуманитарной (да и всей вообще) науки на рубеже XX–XXI вв., рельефно подчеркивая некоторые более радушные и благосклонные к ученым стороны петербургской (по сравнению с московской) научной жизни в продолжающемся уже четвертое столетие споре двух столиц.
Д. И. Макаров
-
В. Н. Топоров
Письмо Д. И. Макарову от 27 октября 2001 г.
27. Х.2001.
В верхнем углу письма проставлена дата — 27. Х.2001; на конверте стоит екатеринбургский штемпель — 02.11.01.
Многоуважаемый Дима, на днях я получил Ваше письмо. К сожалению, сейчас Вашу просьбу я не могу выполнить. Дело в том, что книги основного фонда6 Российской Государственной библи-отеки7 (бывш<ей> Ленинской8) заштабелированы на время ремонта библиотеки, про-должающегося9 уже третий год, и требования на них вообще не принимаются. Кроме того, книги «Канонические вопросо-10ответы Никиты, митрополита Солунского<»> я вообще не нашел в Генеральном каталоге: видимо, она в библиотеке отсутствует11.
Вообще история с библиотекой безобразная. Вот уже больше двух лет я два–три раза в год езжу в Петербург в Публичную библиотеку (теперь — Российская Национальная Библиотека) и там читаю то, что мог бы прочесть в Москве. Из многолетнего опыта я знаю, что отношение к читателю, как и к книгам, в Петербурге совсем иное, чем в Москве. Поэтому не обратиться ли Вам в Публичную библиотеку в Отдел обслуживания с просьбой сделать ксерокопии нужных Вам книг? Возможно, Вам удастся получить то, в чем Вы нуждаетесь.
Большое Вам спасибо за сведения о Ваших занятиях и за присланную Вами фотографию.
Я помню о нашей с Вами встрече в Москве и очень надеюсь на успешное осуществление Вашего пути в науке.
Всего Вам доброго.
< Подпись: > В<.> Топоров
Список литературы «Надеюсь на успешное осуществление вашего пути в науке»: неопубликованное письмо В. Н. Топорова Д. И. Макарову
- Малинов А. В. Философия и методология истории в России. СПб.: Интерсоцис, 2015. EDN: YTOXFA
- Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. 1. Первый век христианства на Руси. М.: Языки русской культуры, 1995. (Язык. Семиотика. Культура). EDN: UFLMER
- Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. 2. Три века христианства на Руси (XII-XIV вв.). М.: Языки русской культуры, 1998. (Язык. Семиотика. Культура). EDN: UFOIUR
- Follieri E., Dujčev I. Un' acolutia inedita per i martiri di Bulgaria dell' anno 813 // Byzantion. 1963. Vol. 33. Hommage à Bruno Lavagnini. P. 71-106.
- Rigo A. La canonizzazione di Gregorio Palamas (1368) ed alcune altre questioni // Rivista di studi bizantini e neoellenici. 1993. Vol. 30. P. 155-202.
- Σύνταγμα τῶν θείων καὶ ἱερῶν κανόνων / ἐκδ. Γ. Ἀ. Ῥάλλη, Ν. Ποτλῆ. Ἀθῆναι: Ἐκ τῆς Τυπογραφίας Γ. Χαρτοφύλακος, 1855. Т. Ἐ.