Направления повышения эффективности международной правовой помощи по уголовным делам в Российской Федерации

Бесплатный доступ

Введение: автор исследует условия, способствующие повышению эффективности осуществления правовой помощи по уголовным делам. В статье выявлены проблемы и особенности предварительного расследования при возникновении необходимости осуществления международного взаимодействия правоохранительных органов, названы основные причины несоответствия внутригосударственного законодательства нормам международного права. На основании проведенного исследования предложены направления дальнейшего развития международного сотрудничества в данной сфере и рекомендации по повышению эффективности деятельности органов предварительного расследования.

Еще

Международная правовая помощь, международный договор, иностранное законодательство, уголовное судопроизводство, эффективность права

Короткий адрес: https://sciup.org/142243897

IDR: 142243897   |   УДК: 343   |   DOI: 10.37973/VESTNIKKUI-2024-58-4

Текст научной статьи Направления повышения эффективности международной правовой помощи по уголовным делам в Российской Федерации

Вопросы международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства и оказания правовой помощи по уголовным делам в свете изменившейся международной политической обстановки продолжают оставаться актуальными и практически значимыми. Пристальное внимание теоретиков уголовного и уголовно-процессуального права, практических работников привлекают участившиеся отказы в экстрадиции российских граждан по политическим мотивам, выход Российской Федерации из Совета Европы с последующей денонсацией Европейской конвенции по правам человека1, прекращение участия ряда государств в Минской конвенции о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года2. Эти события, с одной стороны, способствовали прекращению развития сотрудничества в некоторых сферах (экономической, торговой, культурной и др.) с зарубежными странами, с другой – способствуют новому осмыслению необходимости совместной координации усилий, прежде всего, правоохранительных органов в области международного сотрудничества.

Несмотря на ряд трудностей, связанных с оказанием международной правовой помощи по уголовным делам, мы продолжаем наблюдать изменения в нормативной базе, затрагивающие вопросы международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства. Данная тенденция является благоприятным фактором развития межгосударственных отношений в уголовно-процессуальной сфере.

Российская Федерация в отношениях с зарубежными партнерами неоднократно демонстрировала готовность к укреплению межгосударственного сотрудничества при условии взаимного и добросовестного выполнения государствами принятых обязательств. Подтверждением является ратификация в 2021 году Российской Федерацией Кишиневской конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 07.10.20023.

Обзор литературы

Научная статья подготовлена на основе норм международного права (конвенций, договоров, соглашений), действующего уголовно-процессу- ального законодательства Российской Федерации, изучения научных позиций специалистов в области международного и уголовно-процессуального права исследуемой сферы.

В целях комплексного подхода в настоящем исследовании было обращено внимание на междисциплинарные исследования в области уголовного права, уголовно-процессуального права и международного уголовного права, а также смежных отраслей права (Е.В. Баркалова [1], Р.Ш. Бо-гаткина [2], А.Г. Волеводз [3], Л.А. Лазутин [4], И.И. Лукашук [5], С.Б. Россинский [6]).

Материалы и методы

Объект исследования носит междисциплинарный характер. Эффективное оказание правовой помощи по уголовным делам возможно при условии взаимного исполнения странами принятых на себя обязательств, поскольку вопросы международной правовой помощи по уголовным делам подчинены воздействию трех сфер правового регулирования. Законодательной регламентации автор статьи подробно уделила внимание в отдельном исследовании [7].

Отметим, что международное право остается ведущей правовой системой в вопросе международной правовой помощи. Н.И. Марышева справедливо подчеркивает, что международное право – важный элемент этого процесса, который как никакой другой может послужить сближению правовых систем и шагом на пути создания единого правового пространства» [8, с. 2].

При подготовке статьи использован общетеоретический диалектический метод познания, который позволил нам системно рассмотреть изучаемое явление во взаимодействии с другими структурными элементами. Так, например, международное и внутригосударственное право представляют собой часть общей правовой системы, которые тесно взаимодействуют. Как часть общей правовой системы, международное и внутригосударственное законодательство необходимо рассматривать в системе нормативных правовых актов. Сравнительно-правовой как специальный метод познания позволил выявить общие закономерности развития обеих правовых систем, а также обозначить отдельные особенности их реализации. Данный метод, наряду с формально-логическим и методом анализа и синтеза, применим в контексте сопоставления международных дого- воров (соглашений) на предмет соответствия законодательству Российской Федерации.

Результаты исследования

Широкомасштабное сотрудничество Российской Федерации в области предупреждения и противодействия преступности было затруднено в связи с политической напряженностью на международной арене. Так, например, газета «Ком-мерсант»1 сообщает, что, по данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, с января по сентябрь 2023 года Россия получила 32 отказа от других стран в международно-правовом сотрудничестве, из них в 28 случаях – по политическим мотивам. Больше всего отказов – 22 – последовало из Швейцарии. В четырех случаях запросы отклонялись Латвией. В число отказников традиционно попали США. Федеральное ведомство Швейцарии проинформировало посольство России в Берне о приостановлении оказания РФ правовой помощи. Российская сторона была уведомлена о том, что швейцарская юстиция испытывает «наивысшие сомнения относительно того, что Россия будет придерживаться гарантий или других международно-правовых обязательств в связи с оказываемой правовой помощью»2.

Интернационализация организованной преступности с перерастанием в международную создает угрозу не только российскому государству, но и всему международному сообществу. В связи с этим сотрудничество России с отдельными странами продолжается. Так, за восемь месяцев 2023 года в РФ из других стран были выданы 111 обвиняемых, в том числе 37 – из государств дальнего зарубежья. За тот же период зарубежные страны исполнили 162 из 248 запросов о правовой помощи. В условиях отсутствия прямых авиарейсов для транзита в целях доставки фигурантов на родину используются третьи страны, наиболее активно – Турция. За восемь месяцев она удовлетворила 11 запросов Генпрокуратуры России о разрешении транзитных перевозок выдаваемых лиц.

Одним из актуальных вопросов уголовного судопроизводства в сфере международного сотруд- ничества остается процедура экстрадиции или выдачи лица. Последние данные свидетельствует, что наиболее результативно такие мероприятия проводятся с компетентными органами Республики Беларусь, Узбекистан, Таджикистан. Отсутствие двусторонних международных договоров о выдаче не препятствует активному сотрудничеству по данному направлению на условиях взаимности.

Согласно данным Генпрокуратуры России3, среди граждан, в выдаче которых отказано в 2023 году по политическим мотивам, имеются обвиняемые в убийстве, бандитизме, похищении человека, разбойном нападении, в мошенничестве в особо крупном размере, незаконном обороте наркотиков и других преступлениях.

Правовой базой процедуры экстрадиции лица на территории Российской Федерации являются Конституция РФ4, Уголовно-процессуальный кодекс РФ5, Европейская конвенция о выдаче от 13.12.19576 и двухсторонние договоры об экстрадиции и правовой помощи с Абхазией, Австрией, Азербайджаном, Алжиром, Аргентиной, Королевством Бахрейн, Вьетнамом, Афганистаном, Республикой Беларусь, Бразилией, Болгарией, Грецией, Египтом, Индией, Канадой, Камеруном, Китаем, Марокко, Кипром, Колумбией, КНДР, Республикой Корея, Кубой, Кыргызстаном, Лаосом, Латвией, Ливаном, Литвой, Мексикой, Молдовой, Монголией, Панамой, Польшей, США, Турцией, Туркменистаном, Финляндией, Францией, Шри-Ланкой, Эстонией, Южной Осетией, Филиппинами, Японией. В конце марта-начале апреля 2023 года Россия подписала двусторонние договоры в области сотрудничества по экстрадиции с Индонезией и Сирией. Основанием для выдачи лица является наличие между заинтересованными государствами двустороннего (многостороннего) договора, который подтверждает наличие такого соглашения между ними. К тому же при решении вопроса об экстрадиции будут учитываться и другие обстоятельства, закрепленные в соглашениях между государствами. К ним могут относиться и тяжесть совершенного деяния, и двойная подсудность. Правило «двойной подсудности» означает, что совершенное деяние должно признаваться уголовно-наказуемым преступлением как в запрашиваемом, так и в запрашивающем государстве.

Помимо этого, может быть учтена возможность применения к лицу смертной казни в одном государстве и наличие моратория на смертную казнь в другом государстве. К основаниям отказа в экстрадиции лица относятся и подозрение на уголовное преследование по политическим мотивам, применение пыток в уголовном судопроизводстве одной из сторон и др.

Общая международная практика свидетельствует, что государство не выдает своих граждан при совершении ими преступления на территории иностранного государства (безусловно, данный факт не освобождает от уголовной ответственности на территории государства гражданской принадлежности). Российская Федерация не является исключением и подтверждает данное правило в статье 61 Конституции Российской Федерации.

Следует отметить, что наличие международного договора между сторонами не является гарантией выполнения обязательств по экстрадиции. Данные правовые отношения нередко определяются текущей политической обстановкой, сложившейся на международной арене. Так, например, в 2013 году Российской Федерации было отказано в 19 запросах о выдаче лица. Из них в 8 случаях решение об отказе было принято по политическим мотивам. Помимо этого, несмотря на наличие международных соглашений, России было отказано в 15 случаях оказания правовой помощи по уголовным делам.

Таким образом, сложность осуществления международного сотрудничества связана с рядом факторов. Во-первых, законодательное регулирование не ограничивается УПК РФ. Он не регулирует следующие направления международного сотрудничества: исполнение запросов иностранных государств оперативно-розыскных мероприятий, информационное обеспечение, координация деятельности по раскрытию и расследованию преступлений, затрагивающих интересы нескольких государств и др. Данные направления являются предметом уголовного права, оперативно-розыскной деятельности, прокурорского надзора, международного права и т.д.

Во-вторых, несмотря на наличие более 50 международных конвенций и двусторонних соглашений и договоров, заключенных между Российской Федерацией и иностранными государствами, их отсутствие с другими странами не позволяет сформировать полноценное, своевременное и эффективное сотрудничество в данной сфере.

В-третьих, практические сложности осуществления сотрудничества на уровне органов предварительного расследования связаны и с отсутствием четких законодательных оснований для отказа в оказании международной правовой помощи, что может вызывать злоупотребление правом запрашиваемой стороны и наличие возможности при любых затруднений исполняющей стороны возвращать запрос о правовой помощи, сославшись на невозможность его исполнения.

Положительной тенденцией последних лет является стремление Российской Федерации к укреплению сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств. Ратификация Российской Федерацией в 2021 году Кишиневской конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 07.10.2002 является важным шагом в предоставлении ее участникам (странам СНГ) дополнительной возможности в осуществлении прямого взаимодействия со своими иностранными партнерами. Кроме того, государствами-участниками могут быть созданы совместные следственные группы, предоставляются дополнительные возможности использования видеосвязи при проведении процессуальных действий, вводятся новеллы, посвященные возврату преступных активов. Такое взаимодействие особенно востребовано в пространстве СНГ, поскольку позволяет существенно ускорить выполнение международных запросов о правовой помощи.

Обсуждение и заключение

Глобализационные процессы, происходящие на международной арене, влекут за собой возможность быстрого и практически беспрепятственного пересечения границ государств. Российская Федерация не является исключением, являясь важной частью единого мирового пространства. В последнее время в средствах массовой информации неоднократно звучали заявления о массовом притоке рабочей силы в лице мигрантов. Государство, с одной стороны, заинтересовано в расширении трудовой миграции, но данная тенденция требует адекватного и своевременного реагирования со стороны правоохранительных органов. Так, Раис Республики Татарстан Рустам Минниханов на заседании Совета при Раисе Республики Татарстан по межнациональным и межконфессиональным отношениям и организационного комитета по проведению в республике Года национальных культур и традиций заявил, что необходимо создать орган, контролирующий вопросы, связанные с мигрантами.

Полагаем, действующее специализированное подразделение – Главное управление международно-правового сотрудничества Генеральной прокуратуры Российской Федерации – не всегда демонстрирует высокую результативность при осуществлении контроля за непрерывным потоком уголовных дел с участием иностранных граждан и порядком осуществления правовой помощи по уголовным делам.

Возникла острая необходимость создания специализированного подразделения и в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации на уровне органов предварительного расследования. На современном этапе необходимы профессиональная подготовка и повышение квалификации сотрудников правоохранительных органов в области международного права, на уровне образовательных организаций требуется введение обязательных спецкурсов по вопросам оказания правовой помощи по уголовным делам и осуществления предварительного расследования с участием иностранных граждан и лиц без гражданства. К действующим сотрудникам правоохранительных органов не предъявляются обязательные требования о знании нормативных правовых актов зарубежных государств, при необходимости они могут обратиться за соответствующим разъяснением в Министерство юстиции Российской Федерации или непосредственно к заинтересованной стороне. Данное положение дел способствует затягиванию сроков предварительного расследования, нередко искажению толкования зарубежных уголовно-правовых и уголовно-процессуальных норм. В действующих учебных планах образовательных организаций системы МВД России они либо отсутствуют, либо носят факультативный характер.

Список литературы Направления повышения эффективности международной правовой помощи по уголовным делам в Российской Федерации

  • Баркалова Е.В. Международное сотрудничество органов прокуратуры в сфере уголовного судопроизводства. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации. 2022. 107 с.
  • Богаткина Р.Ш. Проблемные вопросы реализации общих условий предварительного расследования в контексте российского и международного законодательства // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2021. Т. 12. № 2 (44). С. 242 - 247. EDN: GKUOZA
  • Волеводз А.Г. Методика заявления ходатайств о международной правовой помощи по уголовным делам // Прокурорская и следственная практика. 2001. № 1-2. С. 169 - 182. EDN: TCPQHF
  • Лазутин Л.А. К проблеме несогласованности внутригосударственных и международно-правовых норм (на примере правовой помощи по уголовным делам) // Современное право. 2018. № 2. С. 99 - 103. EDN: TDQIDK
  • Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. Москва: Волтерс Клувер, 2005. 432 с. EDN: KDDFRV
  • Россинский С.Б. Уголовный процесс. Москва: Эксмо, 2009. 735 с. EDN: QRBPYL
  • Богаткина Р.Ш. Проблемы и перспективы правового регулирования международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства Российской Федерации // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2021. № 4 (94). С. 72 - 78. EDN: BOAOSN
  • Марышева Н.И. Международная правовая помощь по гражданским и уголовным делам: автореф. дис. …д-ра юрид. наук: 12.00.03. Москва, 1996. 109 с. EDN: RAVKTH
Еще