Нарративная организация анимационного фильма Ж.-Ф. Лагиони "Картина"
Бесплатный доступ
В статье впервые предпринята попытка нарративного исследования анимационного фильма. Рассматривается фильм режиссера Жана-Франсуа Лагиони «Картина» (2011) (авторы сценария - Стефани Ши, Жан-Франсуа Лагиони, Аник Лерай) как сложноорганизованное метаповествование. Автор опирается на методологические принципы нарративного анализа текста и оперирует ключевыми категориями: «событие, о котором рассказывается в тексте» и «событие самого рассказывания» (М.М.Бахтин). В качестве средств организации нарратива анимационного фильма исследуются «знаки знаков» (Ю.М.Лотман) - произведения живописи - «ожившие картины» и путешествие героев по множественным художественным мирам, созданным Художником. Выявляются источники стиля анимационного фильма - работы Шагала, Матисса, Пикассо, Модильяни. В ходе анализа нарративной структуры анимационного фильма принципиальным явилось обращение к эстетическим концепциям «серийного мышления» и текста non-finito. Было выделено несколько повествовательных уровней, каждый из которых строится по своим законам: события, разворачивающиеся в незаконченной картине художника; путешествие героев по другим картинам художника (завершенным и незавершенным) в Доме и мастерской Художника; выход в Мир Художника, забывшего о своей картине. Нарративная организация анимационного фильма «Картина» строится на взаимосвязи и взаимозависимости элементов различных повествовательных уровней.
Нарратология, нарратив, анимация, анимационный фильм, язык анимации, событие, метаповествование, серийность, целостность, структура, уровни
Короткий адрес: https://sciup.org/148314384
IDR: 148314384 | DOI: 10.37313/2413-9645-2020-22-73-35-40
Список литературы Нарративная организация анимационного фильма Ж.-Ф. Лагиони "Картина"
- Бахтин, М. М. К вопросам методологии эстетики словесного творчества [Текст] // Бахтин М.М. Собр.соч. В 7 т. Т. 1. Философская эстетика 1920-х годов. - М.: Изд-во «Русские словари», 2003. - С. 265 - 325. - ISBN 5-98010-006-7.
- Бахтин, М. М. Собр. соч. В 7 т.Т. 4 (2).: Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса (1965) [Текст]. - М.: Языки славянских культур, 2010. - 752 с. - С. 15 - ISBN 978-5-9551-0326-6.
- Бахтин, М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Заключительные замечания [Текст]// Бахтин М.М. Собр. соч. В 7 т. Т. 3.: Теория романа (1930 - 1961 гг.). - М.: Языки славянских культур, 2012. - С. 341 - 503. - С. 500. - ISBN 978-5-9551-0500-0.
- Данн, Дж. У. Серийное мироздание (фрагмент книги) [Текст] //Даугава. (173). - Май-июнь. - 1992. - № 3. - С. 129 - 130.
- Зусева-Озкан, В. Историческая поэтика метаромана [Текст].- М.: Интрада, 2014. - 488 с. - ISBN 978-5-8125-1977-3.
- Лотман, Ю., Цивьян, Ю. Диалог с экраном [Текст]. - Таллин: Александра, 1994. - 214 с. -ISBN 9985-827-04-Х.
- Лотман, Ю. М. О языке мультипликационных фильмов [Текст] //Лотман Ю.М. Избр. статьи. В 3 т. Т. III. - Таллин: Александра, 1993.- С. 323 - 324. С. 324. - ISBN 5450016069.
- Омон, Ж., Бергала, А., Мари, М., Берне, М. Эстетика фильма [Текст]. - М.: НЛО, 2012. - 248 с. - ISBN: 978-5-4448-0025-6.
- Прохоров, А. О выразительной подвижности рисунка [Текст] // Проблемы синтеза в культуре. Сборник ст. / Ред. Б. Раушенбах, А. Прохоров. - М.: Наука, 1985. - С. 42 - 57.
- Тамарченко, Н. Д., Тюпа, В. И. Архитектоника [Текст]// Дискурс. Коммуникативные стратегии культуры и образования. - 2003. - № 11. - С. 10-13.
- Поэтика кино: Перечитывая "Поэтику кино"[Текст] / М-во культуры Рос. Федерации, Рос. акад. наук, Рос. ин-т истории искусств; [Под общ. ред. Р. Д. Копыловой]. - 2. изд. - СПб. : Рос. ин-т истории искусств, 2001. - 261, [4] с. - ISBN 5-86854-066-3.
- Тюпа, В. И. Введение в сравнительную нарратологию: научно-учебное пособие для самостоятельной исследовательской работы. [Текст]. - M.: Intrada, 2016. - 145 с. - С. 59. - ISBN 978-5-8125-2192-9.
- Шмид, В. Нарратология. [Текст]. - М.: Языки славянской культуры, 2008. - 304 с. (Studia philologica). - ISBN 5-94457-082-2.
- Эйхенбаум, Б. Проблемы киностилистики [Текст] // Поэтика кино. Перечитывая «Поэтику кино». 2-е изд. Спб.: Рос. ин-т истории искусств, 2001. - С. 13 - 38. - ISBN 5-86854-066-3.
- Das Unvollendete als künstlerische Form / hrsg. von J.A. Schmoll gen Eisewerth. Bern ; München : Francke, 1959. 183 s.; Actes du Cinquième Congrès International d'Ésthétique, Amsterdam 1964 = Proceedings of the fifth International Congress of Aesthetics, Amsterdam 1964 / publiés sous la surveillance de Jan Aler. Paris : La Haye : Mouton & Co., 1968. 1031 p.