Насильственная преступность в местах лишения свободы: анализ причинного комплекса
Автор: Климкин В.Н.
Журнал: Вестник Академии права и управления @vestnik-apu
Рубрика: Теория и практика юридической науки
Статья в выпуске: 1 (54), 2019 года.
Бесплатный доступ
В статье рассмотрен причинный комплекс насильственной пенитенциарной преступности в Российской Фе- дерации. В причинном комплексе выделены три группы факторов: общие, особенные и специфические. Раскрыты основные актуальные вопросы причинного комплекса насильственной пенитенциарной преступности. Показана роль каждой группы факторов в причинном комплексе насильственной пенитенциарной преступности. Проана- лизирована взаимосвязь различных групп факторов с выделением в каждой группе наиболее важных.
Насильственная преступность, пенитенциарная преступность, причины преступности, детерминация преступности, места лишения свободы, преступность среди осужденных
Короткий адрес: https://sciup.org/14120286
IDR: 14120286
Текст научной статьи Насильственная преступность в местах лишения свободы: анализ причинного комплекса
П реступность среди осужденных в местах лишения свободы (в первую очередь насильственная) является одной из основных проблем функционирования пенитенциарной системы России на современном этапе. Предупреждение данного вида преступности остается одним из наиболее важных направлений деятельности государства по противодействию криминальным проявлениям и угрозам в масштабах всей страны, обеспечению ее национальной безопасности.
Важной составляющей теоретико-методологического обоснования модернизации предупредительной деятельности в период системных трансформаций, выступает не просто изучение причинного комплекса насильственной пенитенциарной преступности, а структуризация и анализ групп факторов, детерминирующих совершение лицами отбывающими наказание в виде лишения свободы насильственных преступлений.
Данной проблематике уделяли внимание многие специалисты, в частности, Антонян Ю.М., Бойко И.Б., Ваганов А.Б., Верещагин В.А., Глоточкин А.Д., Долгова А.И., Жарких М.Н., Качурова Е.С., Лиханова И.И., Миронов В.О., Мокрецов А.И., Пирожков В.Ф., Слепов А.П., Старков О.В., Усс А.В., Филиппова О.А., Хохряков Г.Ф., Яковлев Н.А., а также многие другие.
Актуальность изучения причинного комплекса насильственной пенитенциарной преступности подчеркивается и обращением к этому вопросу в диссертационных исследованиях. В частности, в различное время предлагалось выделение таких групп факторов пенитенциарной преступности: факторы экономического характера, психологические, организационноправовые и др. (М.Н. Жарких) [2, с. 73-79]; внешние и
Как цитировать статью: Климкин В.Н. Насильственная преступность в местах лишения свободы: анализ причинного комплекса // Вестник Академии права и управления. 2019. № 1(54). с. 75–79
внутренние (А.П. Слепов) [4, с.74-105]; общесоциальные, социально-психологические и личностные (О.В. Филиппова) [5, с.66-67]; факторы объективного и субъективного характера (В.О. Миронов) [3, с.19-23] и т.д.
Таким образом, в настоящее время вопрос о классификации факторов насильственной пенитенциарной преступности не нашел своего окончательного разрешения, отдельные группы не исследованы в полном объеме, что негативно сказывается на организации процесса исполнения наказания в виде лишения свободы.
Целью данной статьи является формулирование и аргументация подхода к пониманию современного причинного комплекса насильственной пенитенциарной преступности в России с учетом структуризации факторов, входящих в него.
Насильственная пенитенциарная преступность представляет собой особую разновидность криминальной активности. С одной стороны, в ней находят объективацию те факторы, которые являются общими для преступности в целом. С другой, будучи пенитенциарной и насильственной, эта разновидность преступности детерминируется теми факторами, анализ которых позволяет объяснить закономерности совершения именно насильственных преступлений осужденными к наказанию в виде лишения свободы.
В этом смысле все детерминанты насильственной пенитенциарной преступности могут быть представлены в виде системы общих, особенных и специфических факторов.
Под общими допустимо понимать факторы глобального характера, детерминирующие преступное поведение в целом, в масштабах государства, действие которых обнаруживается вне зависимости от вида преступности. Данный факт, конечно, не означает, что в условиях лишения свободы, применительно к особому контингенту – осужденным – эти факторы проявляют себя точно так же, как и в условиях «свободного общежития». В местах лишения свободы любой аспект действительности приобретает особое выражение, любой конфликт – особую остроту. Однако как таковые общие факторы детерминируют любой вид криминальной активности.
Под особенными факторами подразумеваются те факторы, которые обнаруживаются только в отношении насильственной и только в отношении пенитенциарной преступности.
Специфические – это факторы, детерминирующие непосредственно насильственную пенитенциарную преступность, которые в данном случае следует рассматривать не как произвольную совокупность факторов насильственной и пенитенциарной преступности, а как системную целостность причин и условий криминального насилия среди осужденных в местах лишения свободы.
При определении общих факторов насильственной пенитенциарной преступности, необходимо учитывать процессы, происходящие в масштабах всего государства в целом, которые, в первую очередь, отражаются на криминогенной обстановке в пенитенциарных учреждениях. Сложная экономическая ситуация привела в настоящее время к ухудшению криминогенной обстановки в стране, общему росту преступности, в частности рецидивной, к изменению структуры преступности в сторону тяжких и особо тяжких преступлений, что сказалось на характеристиках контингента осужденных в местах лишения свободы [13,14].
Не смотря на тенденцию снижения количества лиц содержащихся в местах лишения свободы России, возникшую начиная с 2010 года, количество лиц отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы остается достаточно высоким, так в 2010 году показатель составил 819,3 тыс. чел., 2011 – 755,7 тыс.чел., 2012 – 701,9 тыс.чел., 2013 – 677,3 тыс.чел, 2014 – 671,9 тыс. чел., 2015 – 646,3 тыс. чел., 2016 – 639,9 тыс. чел., 2017 – 630,1 тыс. чел., 2018 – 602,2 тыс. чел. [9].
По состоянию на 01.02.2019 года в местах уголовно-исполнительной системы содержалось 557684 человек [10].
Особое звучание приобретает проблема трудоустройства осужденных и оплаты их труда. По информации Счетной палаты Российской Федерации, в уголовно-исполнительной системе России без работы остается более 60% трудоспособных осужденных. Критический низкий уровень привлечения к труду был отмечен на федеральных государственных унитарных предприятиях Федеральной службы исполнения наказаний России (далее – ФСИН) – ежегодно не более 2%. Вместе с тем, уровень зарплаты осужденных не достигал минимального размера оплаты труда (МРОТ), в частности, в 2014 году – 3 тыс. руб., в 2015 году – 3,2 тыс., а в 2016 году – 3,6 тыс. руб. [11].
Необходимо подчеркнуть, что у этой ситуации есть так же и эмоционально-психологическая составляющая, которая заключается в том, что осужденные или не могут реализовать свое право на труд, или не получают справедливое и удовлетворительное вознаграждение за него. В любом случае значение занятости как средства позитивного воздействия на осужденных значительно снижается, либо полностью утрачивает свое значение.
По сведениям ФСИН, на сегодняшний день, в условиях сокращения бюджета уголовно-исполнительной системы существует угроза дефицита питания осужденных в колониях. В 2015 году на питание одного осужденного в местах лишения свободы в день, приходилось 86 рублей, в 2019 году – сумма сокращена до 64 рублей [12].
Одной из главных проблем, является проблема медицинского обеспечения осужденных. Уровень заболеваемости в учреждениях уголовно-исполнительной системы остается достаточно высоким. Не всегда осуществляется своевременная диагностика заболеваний, в частности, ВИЧ-СПИДа [8].
Отдельную группу факторов представляют особенные факторы, под которыми понимаются детерминанты только насильственной, либо только пенитенциарной преступности, в причинном комплексе насильственной пенитенциарной преступности.
Говоря о причинах насильственной преступности, большинство авторов называет следующие основные детерминанты: ориентация большой части населения на достижение поставленных жизненно важных целей любыми средствами, как следствие отсутствия в современных условиях жизненных перспектив и возможности добиться справедливости законным путем; интенсивные темпы алкоголизации и наркотизации населения; высокий уровень безработицы, низкий уровень материального достатка основной массы населения; латентность и безнаказанность значительной части преступлений против личности, обусловленные недостатками в работе либо бездеятельностью правоохранительных органов; недостатки и упущения в работе основных образовательных и воспитательных институтов в государстве, комплектация данных институтов непрофессиональными кадрами; снижение уровня интеллекта населения, упадок нравственности, утрата духовных и моральных ценностей и т.д.
Применительно к особенностям пенитенциарной преступности отметим позицию А.Б. Ваганова: процесс детерминации преступности в пенитенциарных учреждениях выражается в образовании пеналь-ного конфликта (противоречия) как причины преступного поведения в исправительных учреждениях. Природу данного явления можно объяснить противоестественностью изоляции как формы существования человека. Пенальный конфликт возникает между осужденным и государством [1, с. 21].
Как представляется, во многом пенальные конфликты обусловлены проблемами в деятельности Федеральной службы исполнения наказаний России, обеспечения и соответствия условий отбывания наказаний в виде лишения свободы международным стандартам.
Некоторые колонии, особенно в отдаленных от центра местах, живут не столько по нормам российского законодательства, сколько по правилам и обычаям криминальной субкультуры, в значительной степени ориентированной на тотальное насилие. Персонал пенитенциарных учреждений недостаточно подготовленный в психолого-педагогическом отношении, часто проявляет откровенную профессиональную беспомощность в профилактической деятельности с преступными авторитетами. Не может быть и речи о применении действенных мер по предупреждению пенитенциарной преступности в тех случаях, когда персонал подкуплен осужденными. А такие случаи, как показывает практика, в последнее время фиксируются все чаще [7]. Следует отметить и нехватку персонала исправительных учреждений, недостаточный уровень его материального обеспечения [6].
Переходя к специфическим факторам, следует подчеркнуть, что непосредственно они детерминируют криминальное насилие осужденных в местах лишения свободы, при этом их изучение необходимо в тесной взаимосвязи с общими и особенными факторами.
Такой специфический фактор как проблемы организации деятельности администрации учреждений по исполнению наказаний в виде лишения свободы, в насильственной пенитенциарной преступности объективируется в следующих аспектах:
-
1) неспособность и невозможность администрации с помощью официальных мер добиться порядка и дисциплины в учреждениях, провоцирует ее отдельных представителей идти по пути, когда с помощью неформальных лидеров и их окружения, в местах лишения свободы происходят физические расправы одних осужденных над непокорными или над теми, чье поведение по мнению представителей администрации не отвечает их требованиям; при этом данные факты остаются не только безнаказанными и не расследованными, но создают в местах лишения свободы атмосферу полной незащищенности со стороны официальных органов, что заставляет осужденных находится в состоянии постоянной готовности применения физической силы как единственного способа собственной защиты;
-
2) до сегодняшнего дня в местах лишения свободы со стороны представителей администрации имеет место поведение нарушающее права осужденных, которое может проявляться не только в словесных оскорблениях, унижениях достоинства осужденных, но и в нанесении побоев разной тяжести, причем такие действия могут остаться безнаказанным для должностных лиц; данные факты как правило вызывают ответную реакцию у осужденных, которая проявляется в виде агрессии не только в отношении должностных лиц, но и в качестве психологической компенсации в отношении других осужденных;
-
3) нежелание администрации вмешиваться в конфликты, возникающие среди осужденных в местах лишения свободы; а в случаях вмешательства в конфликтные ситуации, их несправедливое разрешение, причем наиболее показательно, когда предпочтение отдается тому, кто явно сильнее, например криминальному авторитету, что создает в учреждении атмосферу произвола;
-
4) слабый контроль за поведением осужденных, в т.ч. оперативный; намеренное сокрытие фактов насилия от учета, нежелание администрации реагировать на них, формирует в местах лишения свободы цепную реакцию агрессии и жестокости среди осужденных и т.д.
Принудительное однополое объединение на ограниченном пространстве большого количества особых представителей общества, навязывание нежелательных отношений – постоянная почва для возникновения конфликтных ситуаций. Специфический психологический климат (чувство незащищенности, враждебное окружение, проявление стадных инстинктов, постоянное ожидание оскорблений, насмешек, нападения, насилия), подкрепленный криминальной субкультурой, формирует особые морально-психологические установки. В этом смысле, пытаясь объяснить существование насильственной преступности осужденных в пенитенциарных учреждениях, наряду с традиционными критическими упреками в адрес тех, от кого зависит организация исполнения наказания (несовершенство условий содержания, низкая квалификация администрации, патология власти персонала и т.д.), или абсолютизация «плохой» природы тех, кто выступает в роли объекта карательного действия (отрицательные психические свойства осужденных), многие авторы включают в число главных детерминант неформальную систему взаимодействия осужденных, образ жизнедеятельности лиц, объединившихся в криминальные группы и придерживающихся определенных законов и традиций – криминальную субкультуру.
Следует отметить, что наличие в местах лишения свободы криминальной субкультуры с ее традициями и законами, обуславливают высокий уровень латентности насильственной пенитенциарной преступности, а также особую сложность в раскрытии преступлений среди осужденных.
Таким образом, в местах лишения свободы происходит самоорганизация преступной среды по- средством криминальной субкультуры, что является одним из наиболее важных специфических факторов насильственной пенитенциарной преступности.
Подводя итог, следует отметить, что причинный комплекс насильственной пенитенциарной преступности – это сложная многоуровневая взаимосвязанная совокупность факторов, детерминирующих существование насильственной преступности среди осужденных в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы. Данная совокупность представлена тремя группами факторов: общие, особенные и специфические.
При этом следует отметить, что среди общих факторов насильственной пенитенциарной преступности ведущее место отведено трудовой занятости осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы и проблеме приобретения ими трудовых навыков, конкурентоспособности с трудовыми навыками правопослушных граждан.
Среди особенных основное внимание должно быть уделено детерминантам насилия в масштабах государства, а также основным проблемам в деятельности Федеральной службы исполнения наказаний.
Среди специфических факторов особую роль занимают проблемы организации деятельности учреждений исполняющих наказание в виде лишения свободы, и как одно из их следствий особая негативная психологическая обстановка в пенитенциарных учреждениях; наличие в местах лишения свободы криминальной субкультуры – особой формы организации жизнедеятельности осужденных негативной направленности.
Следует отметить, что дальнейшие исследования причинного комплекса насильственной пенитенциарной преступности будет способствовать выработке действенных мер предупреждения насильственной пенитенциарной преступности, улучшению криминальной ситуации в местах лишения свободы, развитию и повышению эффективности системы обеспечения национальной безопасности России.
Список литературы Насильственная преступность в местах лишения свободы: анализ причинного комплекса
- Ваганов А.Б. Криминологическая характеристика пенитенциарной преступности и ее профилактика: Автореф. дис.… канд. юрид. наук: 12.00.08 / ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет». Челябинск, 2012. 30 с.
- Жарких М.Н. Преступность среди осужденных в исправительных учреждениях и меры её предупреждения: Дис.. канд. юрид. наук: 12.00.08 / М.Н. Жарких; Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова - Ленина. Казань, 2008. 276 с.
- Миронов В.О. Преступления, совершаемые в исправительных учреждениях, и их предупреждение: Автореф. дис.. канд. юрид. наук: 12.00.08 / В.О. Миронов; ФГКОУ ВПО «Ростовский юридический институт МВД России». Ростов-на-Дону, 2012. 29 с.
- Слепов А.П. Предупреждение насильственных преступлений, совершаемых осужденными в исправительных колониях: Дисc..канд. юрид. наук: 12.00.08 / Академия права и управления. Казань, 2008. 237 с.
- Филлипова О.В. Преступность в местах лишения свободы и ее предупреждение (по материалам Республики Бурятия): Дис.. канд. юрид. наук: 12.00.08 / О.В. Филлипова; ГОУ ВПО «Томский государственный университет». Томск, 2009. 190 с.