Наследие К.Д. Ушинского в методике обучения русскому языку

Бесплатный доступ

К.Д. Ушинский - основатель методики обучения русского языка в начальной школе. Он заложил теоретические основы по всем разделам методики: методики обучения грамоте, методики обучения чтению, методики обучения грамматике и орфографии, методики развития речи. Педагог разработал и научно обосновал новый метод обучения грамоте - звуковой аналитико-синтетический, метод объяснительного чтения, теорию формирования навыков правописания, систему упражнений по развитию «дара слова» учащихся, создал учебники для начального обучения чтению и письму и методические указания к ним.

Методика обучения русскому языку, звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте, «азбука» к.д. ушинского, «родное слово» к.д. ушинского, методика работы над художественными произведениями, теория формирования навыков правописания, система упражнений по развитию речи младших школьников

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/148326394

IDR: 148326394

Текст статьи Наследие К.Д. Ушинского в методике обучения русскому языку

Основателем научной методики в области обучения языку является Федор Иванович Буслаев – выдающийся лингвист, педагог, историк, знаток древнерусской литературы. В 1844 г. вышла его книга «О преподавании отечественного языка», признанная классикой методики. В ней изложены многие положения, актуальные и для современного времени.

Большой вклад в становление и развитие методики начального образования внес Константин Дмитриевич Ушинский. Его труды заложили теоретические основы по всем разделам методики: методики обучения грамоте, методики обучения чтению, методики обучения грамматике и орфографии, методики развития речи.

Константин Дмитриевич Ушинский разработал теоретические основы методики обучения грамоте. Реализовал их в учебниках «Детский мир» (1861), «Родное слово» (1864) и методических указаний к ним. Трудности в обучении грамоте и чтению побудили К.Д. Ушинского разработать новый метод, по сравнению с буквослагательным, который использовался на Руси с конца Х – начала ХI в. в эпоху крещения Руси. При этом К.Д. Ушинский изучил опыт европейских школьных систем, а именно сущность звукового метода обучения грамоте, который впервые возник в Германии. Его автором стал В. Икельзамер (1527 г.). Данный метод начал распространяться в Европе в конце XVIII в. благодаря деятельности немецкого педагога Г. Стефани и французского педагога Ж. Жакото. В России данный метод начали разрабатывать В. Золотов и К.Д. Ушинский [3, с. 47]. Новый метод опирался на звуковые аналитические и синтетические упражнения для учащихся. Таким образом, получил название - звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. К.Д. Ушинский назвал свой метод историческим, т. к. он воспроизводил открытие звукового письма нашими предками: в слове выделялись звуки, которые обозначались буквами. Ученики избавлялись от бессмысленного заучивания различных слогов. Метод К.Д. Ушинского способствовал развитию сознательности и мыслительной активности учащихся, развитию их речи. В руководстве к «Родному слову» К.Д. Ушинский научно обосновал, последовательно и полно изложил особенности этого метода. Сам педагог-новатор писал, что новая метода «способствует умственному развитию дитяти, тогда как прежняя останавливалась и замедляла это развитие и, кроме того, надоедала детям» [8, с. 270–271].

Метод К.Д. Ушинского был назван методом письма-чтения. По мнению К.Д. Ушинского, обучение грамоте нужно было начинать первоначально с введения звука (звуков), развития умения различать изученные звуки, далее знакомить с письменным изображением соответствующей буквы в целых словах. При знакомстве с каждой новой буквой первоначально учащиеся выделяют её звук, потом написание буквы в целом слове учителем и учащимися. В своей «Азбуке» К.Д. Ушинский предложил иную последовательность звуков и букв, в отличие от предшествующих «Азбук». Первоначально вводились гласные звуки и их буквы, затем несколько согласных звукови их буквы. Познакомившись с первыми звуками и буквами, учащиеся писали слова и даже предложения, состоящие из этих букв, например, осы, усы, у осы усы . Первые слова простые и понятные по смыслу. Постепенно количество букв в словах увеличивалось. Через 10-15 уроков вводился печатный шрифт, и далее обучение грамоте велось на материале двух шрифтов – печатного и письменного.

На страницах «Азбуки» представлены печатные буквы, картинки предметов, названия которых начинаются с соответствующего звука (звуков), слова, включающие изучаемую букву в разных позициях. Представленные слова состоят из двух, трёх, четырёх, пяти и шести букв. Так, например, при изучении буквы Т, написана сама буква, картинки предметов - топор, труба, телята, телега . Называя данные слова, дети слушали, выделяли и произносили мягкий и твердый звуки [т] и [т’]. Учитель прописывал букву в простых словах - сто, стол, стул [7, с. 16]. Далее дети начинали читать слова, называя звуковое обозначение каждой буквы. Автор азбуки писал: «Дитя в состоянии – звук по звуку, буква по букве прочесть и написать каждое слово, – все это, конечно, медленно и с трудом» [9, с. 288]. На данной странице, как и на других страницах азбуки, К.Д. Ушинский помещает слова со звездочкой над некоторыми буквами. Из 31 слова – 8 слов со звездочкой. Приведем пример данных слов – «стоп*, со*вет, те*лята, те*лятина, сте*на, те*лега, высо*та» [Там же]. В данных словах наблюдаются звуки, произношение которых расходится с написанием. Звездочки стоят над буквами, которые не соотносятся со звуками. Правописание этих слов подчиняется правилам орфографии, а именно, «Правописание парных по звонкости/глухости согласных», «Правописание безударных гласных». Однако пропедевтическая орфографическая работа на основании слов в «Азбуке» К.Д. Ушинского не велась. Значит, предполагалось орфографическое произношение данных слов. К.Д. Ушинский отмечал: «Хороший, ясный выговор слова, такой, чтобы каждый из звуков, составляющих слово, был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков – вот главные основания правописания [8, с. 224]. После работы над словами дети приступали к чтению небольших предложений. Так, при изучении буквы Т и звуков [т], [т’] даны следующие предложения: «Гаси свет! Готов* стог* сена. Тя*ните сети и вытя*ните сига» [7, с. 16]. Предполагалось не только орфографическое, и орфоэпическое чтение, но и смысловое чтение. На страницах «Азбуки» отсутствуют слоги для обучения чтению, и деление слов на слоги. И, тем не менее, «звуковая метода», аналитические и синтетические упражнения, «Азбука», написанная К.Д. Ушинским по-новому, способствовали организации активной деятельности учащихся, развитию их мышления и речи.

Последователи К.Д. Ушинского - Н.Ф. Бунаков, В.П. Вахтеров, Н.А. Корф, Д.И. Тихомиров [1, 2, 4] – доработали, усовершенствовали звуковой аналитико-синтетический метод, увеличили подготовительный этап периода обучения грамоте, отказались от опережающего обучения письму, ме- тод стал называться «чтения-письма». С различными модификациями данный метод стал широко применяться в школах, используется и в настоящее время.

После работы с «Азбукой» дети переходили на чтение текстов в учебниках «Родное слово» и учебников – хрестоматий «Детский мир». В хрестоматии «Детский мир» К.Д. Ушинский выделил шесть разделов, включающих статьи о природе, о детском мире, об истории и географии [5]. Педагог впервые включил в круг детского чтения стихотворения русских поэтов, прозаические отрывки русских писателей, произведения народного творчества – сказки, загадки, пословицы, поговорки, а также научно-познавательные или деловые статьи. К.Д. Ушинский разработал методические указания по работе с произведениями разных жанров. Он справедливо полагал, что приемы чтения и система разбора произведений должны определяться литературными свойствами и жанром художественных произведений. Система разбора произведений опиралась на «катехизическую беседу, в ходе которой детям задавались вопросы двух видов:

– испытательными, с помощью них учитель выяснял, поняли дети то, о чем читали, или нет;

– наводящие на правильное понимание прочитанного – они служили отправным моментом для объяснений учителя [3, с. 81]. К.Д. Ушинский высказывал мысль о том, чтобы «дети при чтении не только поняли, но и почувствовали произведение» [10, с. 16]. С этой целью К.Д. Ушинский рекомендовал проводить подготовительную беседу, а также логическое и эстетическое чтение. Однако многие учителя не могли понять это и реализовать в практике обучения.

К.Д. Ушинский внес большой вклад и в развитие методики обучения грамматике и орфографии.

В середине XIX в. шла борьба между логико-грамматическим и формально-грамматическим (ан-тиграмматическим) направлениями в изучении грамматики. К.Д. Ушинский считал, что изучение грамматики находилось «в хаотичном состоянии». Старые грамматики, составленные по греческим и латинским образцам, были отвергнуты, новая – не создана. В результате грамматика в школах практически не изучалась. Однако именно грамматические знания составляли и составляют основу обучения правописанию.

Представители логико-грамматического направления в изучении грамматики опирались на сознательную умственную деятельность ученика, опирающуюся на языковую теорию, на правила. Представители антиграмматического направления опирались на механическое усвоение, на зрительное, слуховое запоминание, на внутренние неосознанные механизмы, на языковую интуицию [3, с. 291]. К.Д. Ушинский создал последовательную теорию формирования навыков правописания. Он не отрицал ни сознательности, ни автоматизма, а рассматривал их как составляющие различных этапов формирования навыка правописания.

В первом и втором классах К.Д. Ушинский уделял большое внимание обучению чтению, развитию «дара слова», пропедевтической орфографической работе, используя при этом орфографическое чтение, звуковой и буквенный анализ и синтез, списывание, запись заученных наизусть небольших текстов. В третьем классе К.Д. Ушинский из орфографических упражнений добавляет диктант. Он создал грамматико-орфографический учебник «Родное слово» (часть 3), в котором применил свою теорию. В «Руководстве» к данному учебнику педагог изложил свою методику: «Всякое наблюдение, если только возможно, руководится в нашем учебнике сначала вопросами, на которые сам учащийся должен давать ответы. Потом из этих наблюдений составляется грамматическое определение или правило. Затем предлагается ряд упражнений, закрепляющих в памяти это определение или правило» [8]. Таким образом, обучение правописанию опиралось, прежде всего, на наблюдениях над языковым материалом, в том числе и в художественных произведениях, выведение грамматико-орфографического правила или определения и затем система различных упражнений.

Большое внимание К.Д. Ушинский уделял развитию «дара слова», т. е. развитию речи. В статье «О первоначальном преподавании русского языка» педагог так определяет его цели: «Во-первых, развивать в детях ту врожденную душевную способность, которую называют даром слова; во-вторых, ввести детей в сознательное обладание сокровищами родного языка и, в-третьих, усвоить детям логи- ку этого языка, т. е. грамматические его законы в их логической системе» [6]. Как же надо было решать эти задачи? По мнению К.Д. Ушинского, при помощи образцовых художественных и научнопопулярных произведений, грамотной «речевой среды» и системы упражнений. Упражнения должны были отвечать требованиям самостоятельности, систематичности, логичности и переходу от устных к письменным. Одним из важных упражнений по развитию речи К.Д. Ушинский считал сочинение. По его мнению, начинать обучение написанию сочинений необходимо с наблюдений за окружающим миром, отдельных предметов, выделения их признаков, характерных черт, составления сначала устных простых коротких высказываний, а затем развернутых письменных суждений. Данные методические подходы к процессу развития речи младших школьников составили теоретическую основу дальнейших научных трудов последователей К.Д. Ушинского, лингвистов и методистов XX в.

Таким образом, педагогическая деятельность К.Д. Ушинского, его новые учебники для начальной школы, методические рекомендации к ним, разработка им нового звукового аналитикосинтетического метода обучения грамоте, новых подходов к работе над произведениями, в зависимости от их жанровых особенностей, создание последовательной теории формирования навыков правописания и системы упражнений по развитию связной речи – составило научную основу всех разделов методики обучения русскому языку.

Список литературы Наследие К.Д. Ушинского в методике обучения русскому языку

  • Вахтеров В.П. На первой ступени обучения. Методическое руководство к обучению письму и чтению по «Русскому букварю». 7 изд. М.: Издание товарищества И.Д. Сытина, 1909.
  • Корф Н.А. Как обучать грамоте ребят и взрослых. Руководство к обучению грамоте по звуковому способу. 7 изд. СПб., 1880.
  • Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. 2-е изд., испр. М.: Издат. центр «Академия», 2000.
  • Тихомиров Д.И. Как учить писать, читать и считать на первой ступени обучения?: Общедоступное руководство для учащихся по Букварю. 23-е изд. М.: Ред. журн. «Юная Россия» и «Пед. листок», 1909.
  • Ушинский К.Д. Детский мир и Хрестоматия. 1861 // Национальная электронная библиотека. [Электронный ресурс]. URL: https://rusneb.ru/catalog/000202_000006_2589904/(дата обращения: 11.05.2023).
  • Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка // Педагогические сочинения: в 6 т. М.: Педагогика, 1989. Т. 4.
  • Ушинский К.Д. Родное слово. Азбука. Екатеринбург: Изд-во «Артефакт», 2021.
  • Ушинский К.Д. Руководство к преподаванию по «Родному слову»: кн. для учащихся // Собр. соч.: в 11 т. М.; Л.: Академия педагогических наук РСФСР, Институт теории и истории педагогики, 1949. Т. 7. С. 225-341.
  • Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 11 т. М.; Л.: Академия педагогических наук РСФСР, Институт теории и истории педагогики, 1949. Т. 6.
  • Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 6 т. М.; Л.: Академия педагогических наук РСФСР, Институт теории и истории педагогики, 1948. Т. 4.
Еще
Статья