Научная фантастика и цифровое искусство как способ представления будущего

Бесплатный доступ

Научная фантастика всегда была способом осмысления человеком его будущего, возможностей и ограничений. Сейчас сфера научной фантастики активно расширяет свои границы, пытаясь вобрать в себя все аспекты динамично меняющейся современной жизни. Повестку актуализируют такие обстоятельства, как возрастающая роль интернета и цифровизации, расширяющаяся информационная вселенная, виртуальное пространство, бегство от реального мира, проблемы окружающей среды, био- и нанотехнологии, которые влекут за собой философско-этические вопросы и проблемы постчеловека и постгуманизма. Эти вопросы поднимаются не только в научно-фантастической литературе, их также активно задают художники и дизайнеры в своих визуальных произведениях. Работа художника играет очень важную роль, так как позволяет «погрузить» зрителя в иной мир и примерить на себя новые роли, другую историю. То есть с помощью «визуального» «литературное» расширяет возможности восприятия и познания как такового. Визуальное представление помогает составить полноценный образ мира, цивилизации и героя, технологий и способов взаимодействий, акцентировать внимание на одних деталях или прятать или опускать другие. А композиция кадра и динамика повествования напрямую влияют на подсознательные ощущения. Таким образом, визуальный образ имеет огромную силу воздействия на зрителя и позволяет существенно расширять горизонты повествования.

Еще

Цифровое искусство, крипто-арт, nft-арт, метавселенная, постки- берпанк, постчеловечество, постгуманизм

Короткий адрес: https://sciup.org/147241825

IDR: 147241825   |   DOI: 10.14529/ssh230406

Список литературы Научная фантастика и цифровое искусство как способ представления будущего

  • Пол К. Цифровое искусство / К. Пол. – М.: Ад Маргинем Пресс: Музей современного искусства «Гараж», 2020. – 272 с.
  • Раш, М. Новые медиа в искусстве / М. Раш ; пер. с англ. – М.: Ад Маргинем Пресс: Музей современного искусства «Гараж», 2022. – 256 с.
  • Манович, Л. З. Язык новых медиа / Л. З. Ма-нович. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2018. – 400 с.
  • Ерохин, С. В. Цифровое компьютерное искусство / С. В. Ерохин. – СПб.: Алетейя, 2011. – 188 c.
  • Ерохин, С. В. Эстетика цифрового изобразительного искусства / С. В. Ерохин. – СПб.: Алетейя, 2010. – 432 c.
  • Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляции / Ж. Бодрийяр. – М.: Постум, 2017. – 320 с.
  • Miller, B. George Slusser, Co-founder of Re-nowned Eaton Collection, Dies / B. Miller // UCR Today. – 2014. – URL: https://ucrtoday.ucr.edu/25704 (дата обращения: 16.04.2022).
  • Wertham, F. The World of Fanzines: A Spe-cial Form of Communication / F. Wertham. – Carbon-dale, Illinois: Southern Illinois University Press, 1973. – 160 p.
  • Programme of the Annual Meeting 21–24 January 2020 on the World Eco-nomic Forum // World Economic Forum. – URL: https://www.wefo rum.org/events/world-economic-forum-annual-meet ing-2020/programme (дата обращения: 16.04.2022).
  • Шваб, К. Четвертая промышленная рево-люция / К. Шваб. – М.: Эксмо, 2022. –208 с.
  • Lawrence, P. Notes Toward a Postcyberpunk Manifesto / P. Lawrence // Nova Express. – 1998. – Vol. 4, № 4. – P. 11–13.
  • Deathburger // Artvee. – URL: https://artvee. com/artist/death-burger/page/1/ (дата обращения: 17. 04.2022).
  • Dazzling Artwork from «The Future Is Now»// Heavy Metal. – URL: https://www.heavymetal.com/ news/dazzling-artwork-from-the-future-is-now/ (дата об-ращения: 18.04.2022).
  • Гибсон, У. Нейромант / У. Гибсон. – СПб.: Азбука, 2015. – 480 с.
  • Лем, С. Футурологический конгресс / С. Лем. – М.: АСТ, 2017. – 192 с.
  • Лем, С. Фантомология / С. Лем // Сумма технологии. – М.: АСТ, 2006. – С. 326–399.
  • Интервью c Савой Живковичем // Ren der.ru. – 2021. – URL: https://render.ru/ru/articles /post/21614 (дата обращения: 16.04.2022).
  • Huxley™ graphic novel // Benmauro. URL: https://benmaurodesign.com/HUXLEY-GRAPHIC-NOVEL (дата обращения: 17.04.2022).
  • Sava Zivkovic // Foundation. – URL: https://foundation.app/@Sava_Zivkovic (дата обра-щения: 18.04.2022).
  • Laurie Greasley // Directory of illustration. – URL: https://www.directoryofillustration.com/artist.as px?AID=14544 (дата обращения: 16.04.2022).
  • The Fringe // Fringedfighters. – URL: https://www.fringedrifters.com/ (дата обращения: 16 .04.2022)
  • Xsullo Portfolio. – URL: https://www.xsullo. com/ (дата обращения: 16.04.2022).
  • Pascal Blanché // ArtStation. – URL: https://www.artstation.com/pascalblanche (дата об-ращения: 17.04.2022).
  • Blindsight. – URL: https://blindsight.space (дата обращения: 16.04.2022).
  • Уоттс П. Ложная слепота / П. Уоттс. – М.: АСТ, 2018. – 510 с.
  • Лем, С. Солярис / С. Лем. – М.: АСТ, 2015. – 288 с.
  • Newton, C. Mark Zuckerberg is betting Fa-cebook’s future on the metaverse / C. Newton // The Verge. – 2021. – URL: https://www.theverge.com/225 88022/mark-zuckerberg-facebook-ceo-metaverse-interview (дата обращения: 19.04.2022).
  • Ван ден Аккер, Р. Метамодернизм. Исто-ричность, Аффект и Глубина после постмодерниз-ма / Р. Ван ден Аккер. – М.: Рипол-Классик, 2022. – 494 с.
  • Decentraland // Decentraland. – URL: https://decentraland.org/ (дата обращения: 19.04.2022).
Еще
Статья научная