Научно-методические аспекты формирования профессионально-прикладных двигательных действий курсантов и слушателей

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14988419

IDR: 14988419

Текст статьи Научно-методические аспекты формирования профессионально-прикладных двигательных действий курсантов и слушателей

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО

ПРИКЛАДНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ

ДЕЙСТВИЙ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ

Канд. пед. наук, доцент А.И.Воронов

Омская академия МВД России

Милиция отличается от других правоохранительных органов главным образом тем, что действует иногда путем применения мер непосредственного (прямого) принуждения и наделена в связи с этим соответствующими полномочиями использования физической силы (включая боевые приемы борьбы и различные системы рукопашного боя), специальных средств, огнестрельного оружия и боевой техники. Личный состав подразделений милиции должен быть готов к действиям в экстремальных условиях, связанных с авариями природного и техногенного характера, а также с угрозой совершения диверсионных и террористических актов.

Следует учитывать и тот факт, что специальные средства, огнестрельное оружие самых современных систем и даже боевая техника в настоящее время не являются факторами, определяющими преимущество личного состава подразделений милиции, как это было несколько лет назад. Хорошо вооруженные и подготовленные преступники — это реалии сегодняшнего дня.

Bсе это дает основание говорить, что двигательный (моторный или физический) компонент боевых и специальных действий, выполняемых сотрудником милиции в служебной деятельности, становится одним из определяющих его профессиональной пригодности.

B процессе физической подготовки необходимо формировать у курсантов (слушателей) целостные действия, а не отдельные элементы. Следует отдавать себе отчет в том, что на частные операции (движения) обращается внимание при обучении, например, боевым приемам борьбы, только в связи с задачей овладения целостными действиями. Поскольку двигательное действие не есть простая сумма составляющих его операций (движений), прежде всего — это образование, обладающее системными свойствами, то некоторые двигательные операции оптимально усваиваются лишь в процессе формирования целостного действия. Меняются условия выполнения двигательного действия, меняются и двигательные операции (движения), входящие в его содержание.

B теории и методике физического воспитания под двигательным действием понимают упорядоченную в пространстве и времени систему операций (движений), ориентированную на достижение конкретной цели. Реализация такой системы в условиях активной деятельности человека представляет собой процесс формирования и решения двигательных задач (3;4).

Цель двигательного действия — это предполагаемый результат решения сотрудником милиции некоторой обобщенной профессиональной задачи. Цель реализуется применением системы движений, независимо от условий и без учета конкретно складывающейся ситуации, в которых она должна быть достигнута. Цель двигательного действия, таким образом, выступает не только как образец будущего результата или “модель потребного будущего”, по Н.А.Бернштейну (1; 2), но и является ведущим системообразующим фактором при формировании двигательных действий. При этом цель как системообразующий фактор, прежде всего — причина двигательного действия. Это и побудитель, который включает весь сложный процесс двигательного действия.

Двигательная задача являет собой некий формируемый человеком мысленный образец (представление) о способе (способах) достижения цели двигательного действия при помощи определенной системы движений, наиболее соответствующей, по мнению исполнителя, конкретным условиям, в которых она должна быть решена, и с учетом развития ситуации реализуемого двигательного действия.

Следует уточнить, что цель и задача двигательного действия могут формироваться (изменяться) как по ходу двигательного действия, так и до его начала. Последнее наиболее характерно для контратакующих действий в профессиональном боксе, когда на конкретный удар соперника боксер выбирает заранее и затем совершенствует в тренировке только один из многих контратакующих ударов, доводя его до совершенства и выполняя с максимальной скоростью. Tакой подход, по мнению тренеров, оправдан тем, что у боксера объективно не хватает времени на выбор ответных действий, а следовательно — на формирование целей и задач контратакующих действий. Поэтому последние формируются и изменяются в процессе предварительной подготовки, а в реальном бою только реализуются (решаются)

исполнителем (5).

Формирование двигательных навыков курсантов (слушателей), таким образом, и должно протекать не иначе как через достижение целей двигательных действий, через процессы формирования и решения двигательных задач. Работа преподавателя и заключается в том, чтобы научить курсанта (слушателя) пользоваться в профессиональной деятельности двигательными действиями, т.е. понимать и уметь строить их, а не только более или менее успешно воспроизводить технические приемы (способы), демонстрируемые преподавателем в процессе обучения по принципу “делай как я”.

Tаким образом, двигательное действие выступает как системообразующий фактор профессионально-прикладной физической подготовки курсантов (слушателей) вузов МBД России.

Специальные знания, формируемые в процессе обучения, предполагают, как минимум, рассмотрение двигательного действия как системы движений. Для нее характерны (4):

— состав (из чего состоит);

— структура (как состоит);

— системные свойства (что это дает);

— цель (требуемый результат);

— среда ее функционирования (предметный мир).

Далее следует определить, как, каким образом обучать, т.е. какие организационно-методические формы обучения избрать, чтобы добиться решения поставленных задач. Затем следует решить, чему обучать? Это означает, что необходимо определить содержание обучения — круг конкретных двигательных действий, подлежащих освоению курсантами (слушателями).

Первый вопрос предполагает выбор стратегии или пути обучения. Первая стратегия — начинать изучение с несложных действий или элементов, с постепенным переходом к более сложным формам, увеличением общего количества,— заканчивая попыткой соединить их в полном объеме в том виде деятельности, для которой они готовились.

Однако в этом как раз и заключается главная трудность. Eсли идти по этому пути, можно добиться впечатляющих успехов по освоению отдельных двигательных форм (приемов), даже без помощи преподавателя, исполняя добросовестно те инструкции и предписания, которые характерны, например, для программированного обучения. Но освоенные таким образом двигательные действия часто представляют собой только лишь “сумму эффектных приемов”. На практике это означает, что обучаемый, проводя прием в стандартных условиях, ничем не отличающийся внешне от приема мастера, в реальном поединке не может его реализовать, тогда как опытный борец добивается успеха.

Дело в том, что здесь целью является как бы само двигательное действие, т.е. результатом, например, боевого приема борьбы, является прием как самоцель, а не как адекватный двигательный ответ, направленный на достижение цели фрагмента поединка или всего поединка в целом. Поэтому прием борьбы как двигательное действие не должен изучаться и совершенствоваться ради самого приема, особенно на первом этапе обучения, так как на последующих этапах это послужит причиной снижения эффективности формирования вариативного и надежного навыка.

Bторой стратегический подход в обучении отталкивается от понимания деятельности не как совокупности приемов, а как целостного образования, обладающего системными свойствами. Здесь обучение уже направлено от деятельности к действиям, операциям (отдельным движениям), их количеству и так далее. Для борьбы или любого противоборства это означает, что вектор обучения идет от поединка или достаточно крупных его частей к отдельным элементам, составляющим его. Tакой путь обучения требует присутствия преподавателя для совместной, творческой работы с учеником.

При этом подходе к обучению существует опасность скатиться к так называемому “натаскиванию” на результат. Когда в ходе обучения не обращается должного внимания на возникающие ошибки в технике действия, до минимума сужается объем способов выполнения двигательного действия. Bсе внимание ученика и преподавателя концентрируется на конечном результате: как можно быстрее научиться достигать цели изучаемого двигательного действия. На первых порах это удается, но в последующем обучении сформированный таким образом навык становится серьезным ограничителем на пути становления технического мастерства ученика.

Tаким образом, возникающий вопрос выбора целостного (синтетического) или расчлененного (аналитического) методов обучения не имеет однозначного ответа. B практике используются оба этих метода в различных сочетаниях, что позволило (4) говорить о “дифференцированной целостности” при выборе метода обучения.

Целью обучения курсантов (слушателей) вузов МBД на занятиях по физической подготовке является обеспечение заданного уровня владения профессионально-прикладными двигательными действиями, гарантирующими необходимую эффективность их использования в профессиональной практике.

Фактически обучение двигательным действиям продолжается у сотрудника милиции все время, пока он находится на службе в органах внутренних дел. Двигательное действие, освоенное в процессе обучения, как бы продолжает воспроизводиться раз за разом в ходе занятий по боевой и физической подготовке не только с целью его совершенствования, но и для “поддержания” в надлежащем состоянии. И здесь на ведущее место по важности выходят ощущения, которые помогают нам управлять движениями, приспосабливать их, в случае необходимости, к изменяющимся условиям деятельности.

Когда мы даем обучаемому готовый способ решения двигательной задачи, то мы, с одной стороны, “экономим” на тех предполагаемых тратах, которые он неминуемо сделал бы, если бы самостоятельно искал этот способ (повышаем эффективность обучения). На самом деле мы лишаем обучаемого проработки тех ощущений, с помощью которых вырабатываются коррекции, помогающие управлять движениями и, в конечном итоге, получать схожий (подобный) результат в различных условиях и ситуациях двигательной деятельности.

Tем самым сужается поле применения данного навыка, поскольку он реально воспроизводим только в тех условиях, в которых он изучался и совершенствовался (т.е. в стандартных учебных условиях). При изменении условий двигательный навык может сойти на нет и не достичь цели двигательного действия.

Eсли мы учим готовым способам решений двигательных задач, а потом помещаем обучаемого в вариативную обстановку, то, на наш взгляд, есть опасность не просто травмировать его во всех отношениях, но и “отучить” его от желания вообще иметь дело с двигательными навыками в профессиональной деятельности сотрудника милиции. Мы разрушаем или не формируем ту сторону ощущений, которая характерна для управления движениями в реальном противоборстве.

Мы не только не даем правильных ощущений, но и не формируем новые или не востребуем готовые формы движений из прежнего двигательного опыта, данные в “новых “ условиях. Это происходит потому, что среда, в которую мы помещаем обучаемого, в значительной степени очищена (рафинирована) от тех влияний (воздействий) на движения человека, которые возникают в реальной обстановке.

С одной стороны, необходимо создать специфику этой среды, а с другой — не нарушать дидактических принципов (от простого — к сложному, от известного — к неизвестному и т.д.).

Двигательное действие — это не просто конечная степень освоенных приемов (их техники, тактики), но прежде всего — это совершенно иной подход к обучению. Обучение при формировании двигательных действий должно идти, на наш взгляд, от осознания занимающимися следующей схемы: цель двигательного действия ⇒ программа движений (операций) ⇒ сам прием или техническое действие и его элементы ⇒ коррекция движений (операций) и (или) коррекция цели двигательного действия и двигательной задачи (задач) вплоть до отказа от их осуществления. Обучение и совершенствование двигательных действий происходит с творческим участием самих обучаемых, когда, например, преподаватель совместно с ними формулирует цель того или иного действия, а также определяет двигательные задачи, решение которых ведет к достижению цели двигательного действия. Что касается самих приемов (способов, технических элементов), то курсантам предлагается определить их самостоятельно (либо с дозированной помощью педагога). Подобное смещение акцентов в обучении ведет, на наш взгляд, к более осознанному освоению профессионально-прикладных двигательных действий, поскольку курсант в значительной степени является автором “своего” двигательного действия, т.е. в большей степени учитывающим индивидуальные особенности обучаемого и, кроме того, он (курсант) видит также всю последовательность (структуру) формируемого двигательного действия, а значит может влиять на него в случае необходимости. B связи с этим напрашивается вывод: обучать (или помогать учиться) нужно не отдельным приемам, способам, техническим действиям (вплоть до отдельных операций), а именно профессионально-прикладным двигательным действиям (типовая схема которых приводилась выше).

Bо всяком случае, начинать обучение следует с двигательных действий, а уже потом детализировать отдельные приемы и совершенствовать составляющие их элементы (операции) и иные, так называемые “коронные”, или излюбленные приемы (способы) и прочие “домашние заготовки”. Tем более что в двигательных действиях технический прием (способ) и составляющие его элементы носят подчиненный характер, зависимый от цели и двигательных задач действия, тогда как в обучении и в контроле за ним технические способы (приемы) выдвинуты на первое место.

По-видимому, понимая, что существующее противоречие надо преодолевать, в последнее время все настойчивее предлагается внедрять в учебный процесс поединки по рукопашному бою, предпринимаются и попытки совершенствования профессиональных полос препятствий. Однако пока не будут отработаны частные методики формирования профессионально-прикладных двигательных действий, а в более широком плане — концепция профессионально-прикладной двигательной деятельности обучающихся, проблема повышения эффективности физической подготовки курсантов (слушателей) вузов МBД России остается.

ЛИTEРАTУРА

  • 1.    Бернштейн H.А. О построении движений. — М.: Медгиз,1947. — 255 с.

  • 2.    Бернштейн H.А. О ловкости и ее развитии. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 288 с.

  • 3.    Верхошанский Ю.В . Основы специальной физической подготовки спортсменов. — М.: Физкультура и спорт, 1988. — 331 с.

  • 4.    Донской Д.Д. Строение действия (биомеханическое обоснование строения спортивного действия и его совершенствования). — М.: РГАФК, 1995. — 70 с.

  • 5.    Морозов Г . Уроки профессионального бокса. — М.: Гонг, 1992. — 80 с.

Список литературы Научно-методические аспекты формирования профессионально-прикладных двигательных действий курсантов и слушателей

  • Бернштейн Н.А. О построении движений. -М.: Медгиз,1947. -255 с.
  • Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. -М.: Физкультура и спорт, 1991. -288 с.
  • Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. -М.: Физкультура и спорт, 1988. -331с.
  • Донской Д.Д. Строение действия (биомеханическое обоснование строения спортивного действия и его совершенствования). -М.: РГАФК, 1995. -70 с.
  • Морозов Г. Уроки профессионального бокса. -М.: Гонг, 1992. -80 с.
Статья